Педагогический информационно-практический проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
проект по психологии (старшая, подготовительная группа)
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на появление страхов, нервозности, ухудшение общего эмоционального состояния, в связи с участием члена семьи в СВО, указывает на необходимость создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический информационно-практический проект
«Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Срок реализации проекта: 9 месяцев.
Участники проекта:
- Ежова Надежда Александровна, педагог-психолог 1ой категории;
- Дети, нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании (ПППВ) (обучающиеся «группы риска», обучающиеся, чьи родители являются участниками СВО).
- Воспитатели групп, в которых есть дети, нуждающиеся в ПППВ (гр. № 202/4, 191/4, 193/4, 183/4).
- Родители детей, нуждающихся в ПППВ (гр. № 202/4, 191/4, 193/4, 183/4).
Основания для разработки проекта.
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на появление страхов, нервозности, ухудшение общего эмоционального состояния, в связи с участием члена семьи в СВО, указывает на необходимость создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Актуальность темы.
Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других. Песочная терапия – одна из терапевтических, коррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем, а именно – снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста через творчество и игру.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.
В условиях работы МАОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
Цель: создание условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Организовать изготовление (приобретение) песочницы и игрового материала;
- Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей;
- Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
- Снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.
«Распределение содержания деятельности
участников проекта по задачам проекта».
Задача №1 «Организовать изготовление (приобретение) песочницы и игрового материала» | ||
Педагог-психолог | Воспитатели | Родители |
Организовывает изготовление (приобретение) песочницы и игрового материала; | Участвуют в изготовлении песочницы и методических пособий для работы с песком | |
Задача №2 «Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей»; | ||
Разрабатывает серию конспектов игровых занятий с детьми с песком; | ||
Задача №3 «Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.» | ||
|
|
|
Задача №4 «Снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком» | ||
Проводит игровые занятия с детьми с песком; |
|
|
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности информационно-практический;
- По числу участников групповой, ориентированный на детей нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании (ПППВ), родителей, педагогов;
- По времени проведения долгосрочный;
- По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Средства реализации:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации).
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
- Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекцию мелких игрушек (человеческие персонажи, здания, дома, замки, животные: домашние, дикие, морские, машины, сказочные герои: злые и добрые, символические предметы: источники для загадывания желаний, камушки, “драгоценности”, растения – деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты, естественные предметы из окружения.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап (сентябрь):
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение проекта с педагогами, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.
II. Основной этап реализации проекта (октябрь - апрель):
1. Содержание деятельности педагога-психолога:
- Проводит консультацию для родителей «Роль игр с песком в развитии ребенка».
- Проводит мастер-класс для педагогов «Песочница своими руками».
- Проводит мастер-класс для родителей «Песочница своими руками».
- Разрабатывает серию конспектов игровых занятий с детьми с песком.
- Проводит игровые занятия с детьми с песком.
- Направляет и контролирует осуществление проекта.
- Готовит презентацию проекта.
2. Содержание деятельности детей:
- Активно участвуют в играх и упражнениях с песком;
- Принимают участие в изготовлении фигурок – образов для игр с песком;
- Конструируют из песка;
- Рисуют песком на песке;
- Экспериментируют;
- Составляют узор на песке;
- Создают песочные композиции и “секреты”.
3. Содержание деятельности воспитателей:
- Организация совместных фото-конкурсов родителей и детей «Узор из песка», «Песочный город»;
- Организация фотовыставки «Игры детей с песком»;
4. Содержание деятельности родителей:
- Принимают участие в мастер-классе «Песочница своими руками».
- Участвуют в изготовлении песочницы и методических пособий для работы с песком;
- Участвуют в совместных с детьми фото-конкурсах «Узор из песка», «Песочный город»;
- Принимают активное участие в совместной деятельности с ребёнком в играх и упражнениях с песком в домашних условиях.
III. Заключительный этап (май).
- Разработка презентации проекта;
- Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;
- Участие в конкурсах, конференциях.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.
В результате реализации проекта педагоги МАОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей. Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Возросла речевая активность детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Перспектива.
В результате, введение в практику работы МАОУ элементов песочной терапии, обогащение развивающей предметно-пространственной среды дает возможность дальнейшего эффективного использования результатов проекта для решения задач по преодолению развития высокого уровня тревожности и стабилизации эмоционального состояния детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (обучающиеся «группы риска», обучающиеся, чьи родители являются участниками СВО).
Используемая литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2004.
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.
- Баринова Н. Песок – вода – ладошки. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с.2.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1.– с.50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изотерапия и цветотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по коррекции уровня тревожности детей-дошкольников с помощью применения арт-терапевтических техник: изотерапии, цветотерапия....
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»открытого акционерного общества «Российские железные дороги»...
Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...
Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....
Самообразование "Сказкотерапия как средство снижения агрессии детей старшего дошкольного возраста"
Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных в...