Педагогический информационно-практический проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
проект по психологии (старшая, подготовительная группа)
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на появление страхов, нервозности, ухудшение общего эмоционального состояния, в связи с участием члена семьи в СВО, указывает на необходимость создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический информационно-практический проект
«Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Срок реализации проекта: 9 месяцев.
Участники проекта:
- Ежова Надежда Александровна, педагог-психолог 1ой категории;
- Дети, нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании (ПППВ) (обучающиеся «группы риска», обучающиеся, чьи родители являются участниками СВО).
- Воспитатели групп, в которых есть дети, нуждающиеся в ПППВ (гр. № 202/4, 191/4, 193/4, 183/4).
- Родители детей, нуждающихся в ПППВ (гр. № 202/4, 191/4, 193/4, 183/4).
Основания для разработки проекта.
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на появление страхов, нервозности, ухудшение общего эмоционального состояния, в связи с участием члена семьи в СВО, указывает на необходимость создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Актуальность темы.
Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других. Песочная терапия – одна из терапевтических, коррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем, а именно – снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста через творчество и игру.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.
В условиях работы МАОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
Цель: создание условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Организовать изготовление (приобретение) песочницы и игрового материала;
- Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей;
- Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
- Снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.
«Распределение содержания деятельности
участников проекта по задачам проекта».
Задача №1 «Организовать изготовление (приобретение) песочницы и игрового материала» | ||
Педагог-психолог | Воспитатели | Родители |
Организовывает изготовление (приобретение) песочницы и игрового материала; | Участвуют в изготовлении песочницы и методических пособий для работы с песком | |
Задача №2 «Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей»; | ||
Разрабатывает серию конспектов игровых занятий с детьми с песком; | ||
Задача №3 «Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.» | ||
|
|
|
Задача №4 «Снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком» | ||
Проводит игровые занятия с детьми с песком; |
|
|
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности информационно-практический;
- По числу участников групповой, ориентированный на детей нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании (ПППВ), родителей, педагогов;
- По времени проведения долгосрочный;
- По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Средства реализации:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации).
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
- Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекцию мелких игрушек (человеческие персонажи, здания, дома, замки, животные: домашние, дикие, морские, машины, сказочные герои: злые и добрые, символические предметы: источники для загадывания желаний, камушки, “драгоценности”, растения – деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты, естественные предметы из окружения.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап (сентябрь):
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение проекта с педагогами, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.
II. Основной этап реализации проекта (октябрь - апрель):
1. Содержание деятельности педагога-психолога:
- Проводит консультацию для родителей «Роль игр с песком в развитии ребенка».
- Проводит мастер-класс для педагогов «Песочница своими руками».
- Проводит мастер-класс для родителей «Песочница своими руками».
- Разрабатывает серию конспектов игровых занятий с детьми с песком.
- Проводит игровые занятия с детьми с песком.
- Направляет и контролирует осуществление проекта.
- Готовит презентацию проекта.
2. Содержание деятельности детей:
- Активно участвуют в играх и упражнениях с песком;
- Принимают участие в изготовлении фигурок – образов для игр с песком;
- Конструируют из песка;
- Рисуют песком на песке;
- Экспериментируют;
- Составляют узор на песке;
- Создают песочные композиции и “секреты”.
3. Содержание деятельности воспитателей:
- Организация совместных фото-конкурсов родителей и детей «Узор из песка», «Песочный город»;
- Организация фотовыставки «Игры детей с песком»;
4. Содержание деятельности родителей:
- Принимают участие в мастер-классе «Песочница своими руками».
- Участвуют в изготовлении песочницы и методических пособий для работы с песком;
- Участвуют в совместных с детьми фото-конкурсах «Узор из песка», «Песочный город»;
- Принимают активное участие в совместной деятельности с ребёнком в играх и упражнениях с песком в домашних условиях.
III. Заключительный этап (май).
- Разработка презентации проекта;
- Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;
- Участие в конкурсах, конференциях.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.
В результате реализации проекта педагоги МАОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей. Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Возросла речевая активность детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Перспектива.
В результате, введение в практику работы МАОУ элементов песочной терапии, обогащение развивающей предметно-пространственной среды дает возможность дальнейшего эффективного использования результатов проекта для решения задач по преодолению развития высокого уровня тревожности и стабилизации эмоционального состояния детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (обучающиеся «группы риска», обучающиеся, чьи родители являются участниками СВО).
Используемая литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2004.
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.
- Баринова Н. Песок – вода – ладошки. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с.2.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1.– с.50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-661851-1441360601.jpg)
Изотерапия и цветотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по коррекции уровня тревожности детей-дошкольников с помощью применения арт-терапевтических техник: изотерапии, цветотерапия....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/06/picture-833617-1551854439.jpg)
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/13/picture-1142356-1560441224.jpg)
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1183114-1572685569.jpg)
Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»открытого акционерного общества «Российские железные дороги»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-1381421-1643219725.jpg)
Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/23/picture-1436258-1669197253.jpg)
Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/16/picture-1453367-1713299121.jpg)
Самообразование "Сказкотерапия как средство снижения агрессии детей старшего дошкольного возраста"
Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных в...