Занятие по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» . Тема: «Роспись тарелки по мотивам Гжель» (с использованием эскиза)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Евгения Александровна Трипутина

Тема: «Роспись тарелки по мотивам Гжель» (с использованием эскиза)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Программные задачи:

- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).

- Учить детей приемам рисования гжельской розы.

- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.

- Поддерживать интерес к народному творчеству.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством на примере гжельской керамики.

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

- развивать коммуникативные умения;

- развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;

Программные задачи:
Образовательная область «Физическое  развитие»

- Формировать точные координированные движения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

- воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры.

Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 356 «Жар птица»

Технологическая карта образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие»

по освоению Темы: «Роспись тарелки по мотивам Гжель» (с использованием эскиза)

Воспитатель: Трипутина Евгения Александровна

Возрастная группа: подготовительная группа.

Тема: «Роспись тарелки по мотивам Гжель» (с использованием эскиза)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Программные задачи:

- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).

- Учить детей приемам рисования гжельской розы.

- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.

- Поддерживать интерес к народному творчеству.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством на примере гжельской керамики.

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие» 

- развивать коммуникативные умения;

- развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;

Программные задачи:
Образовательная область «Физическое  развитие»

- Формировать точные координированные движения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

Программные задачи:

- воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры. 

Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.

Этап, его

продолжительность

Содержание деятельности, приемы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

Вводная часть

Организационно- мотивационный этап.

Психогимнастика, психологические этюды

-Здравствуйте ребята.

Здороваются

Психологическая готовность

Вводно – организационный

Беседа

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, мы сейчас с вами узнаем

Отвечают на вопрос

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно – побудительный

Уточнить представление о гжельской керамики, о его основных частях

Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Кто же нам её прислал и что в ней?

Какие они яркие, нарядные изделия! 

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки

быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка

глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

Ответы детей

Приобщение детей к истокам русской народной культуры,

знакомить детей с русскими

народными промыслами на примере гжельской керамики.

Основная часть

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель организует обсуждение ситуации, предлагает детям подумать, как можно помочь.

Отвечают на вопросы

Составляют план предстоящей работы:

1.Узнать, как работают гжельские мастера?

2.Нарисовать гжельскую посуду.

Этап восприятия материала

Практический этап

Познавательный рассказ «Гжельская посуда»

Особый приём, отличающий гжельскую роспись, «растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок

синей краски и затем, убрав сухой чистой кистью лишнюю краску,

с внутренней стороны лепестка.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине – голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.

Сказка

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы,

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые

весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один

мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим

мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими

мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Дети рассаживаются, слушают сказку

Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность

Динамическая пауза

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник.

 ("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,                          

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                          

 (Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,                            

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

Участвуют в физкультминутку, выполняют физические и речевые  упражнения

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап практического решения проблемы

 Дидактическая игра «Собери посуду»

Пальчиковая гимнастика:«Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Рисование гжельской посуды.

На подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка.

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

Ещё раз вспомним, какие цвета используют в гжельской росписи?  Чем украшается середина изделия? Из каких элементов состоит цветок?  Как они расположены? Что располагается вокруг большого цветка?  Что будем рисовать широкой кистью? Что нарисуем концом кисти?

С чего вы начнёте работу?

Посмотрите на наш эскиз к тарелочке, и скажите, какие цвета мы будим смешивать на палитре для росписи края тарелочки?

Правильно, а какими цветами будим расписывать ее середину тарелочки и основной узор лепестки капельки?

Правильно, лепестки будим рисовать на тарелочке самым концом тонкой кисти голубым цветом, а капельки рисуем темно-синим цветом толстой кистью, так чтоб получился «мазок с тенью».

Какие цвета возьмем для выполнения узора по кайме, для обрамления тарелочки?

Сегодня, мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами живописцами. Вот наши тарелки

заготовки, которые я вам подготовила к росписи, они у нас белые не раскрашенные

(Воспитатель раздает каждому ребенку его белую заготовку тарелку). 

Давайте распишем наши тарелки заготовки как настоящие мастера-живописцы! А в конце работы мы устроим выставку наших работ.

Молодцы, вот как хорошо нам помогает сделанный эскиз, теперь мы точно знаем, что нам рисовать и никогда уже не запутаемся!

Теперь дорогие мастера гжельской росписи можно начинать свою работу. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к

творчеству. (Звучит мелодия

 « Сказочная Гжель») .

Собирают разрезанную посуду

Отвечают на вопросы

Синий

Гжельской розой. Из мазков

Два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка Листья, веточки. Лепестки розы, листья. Сеточку, усики, завитки.

Белый и темно синий.

 Голубые лепестки с темно-синими капельками.

Каждый ребенок расписывает свою белую заготовку -тарелку.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

В конце занятия дети раскладывают тарелочки на

выставочном стенде. Ребята рассматривают свои

работы, отмечая успехи и аккуратность.

Заключительный этап

Рефлексия

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Чем отличается гжельская роспись от других

видов росписи? Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли

удалось, почему? Молодцы ребята!

Потрудились вы на славу. Хорошие мастера и мастерицы из вас вырастут!

Отвечают на вопросы,

радуются своим результатам

Оформляется выставка работ под девизом:

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель

Приложение №1

E:\Desktop\История России в стихах\12.04.24 с тел\IMG-20240412-WA0024.jpg      E:\Desktop\История России в стихах\12.04.24 с тел\IMG-20240412-WA0025.jpg         E:\Desktop\История России в стихах\12.04.24 с тел\IMG-20240412-WA0021.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роспись тарелки по мотивам"гжель"

Конспект организованной образовательной деятельностиТема: «Роспись тарелки по мотивам «гжель»...

Конспект «Роспись тарелки по мотивам «Гжель»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с полным циклом производства гжельской посуды. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по рисованию на тему: «Роспись тарелки мотивом «Гжель» с использованием эскиза»

Программное содержание:1. Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить детей с полным циклом производства гжельской посуды; способствовать развитию эстетического вкуса и ф...