Конспект «Роспись тарелки по мотивам «Гжель»
план-конспект занятия по рисованию
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с полным циклом производства гжельской посуды. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_rospis_tarelki_po_motivam_gzhel.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина
Конспект ООД «Роспись тарелки по мотивам «Гжель»
Подготовила воспитатель Лавренова Е.В.
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить детей с полным циклом производства гжельской посуды; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с эскизом при росписи узора на заготовке- тарелке, выполняя в центре узор из гжельских мотивов, по краям кайму. Совершенствовать навыки работы с красками.
3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
4. Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Оборудование:
Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т. д. гжельская посуда для выставки, гуашь, вода, кисти, салфетки, набор картинок для демонстрации элементов росписи.
Предварительная работа:
Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми заготовок тарелок из глины с нанесением белого покрытия гуашью к занятию. Проработка будущего орнамента для росписи на эскизах.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Светланы Ледковой:
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
Воспитатель: мы с вами уже знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры. Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Кто расписывает такими узорами?
Дети: Гжельские мастера.
Воспитатель: А где живут и работают такие мастера вы знаете?
Дети: В подмосковном местечке Гжель.
Воспитатель: В цехе художественных изделий будущие вазы или статуэтки отливаются в форму. Затем каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы, чтобы оно стало гладким, а краска ложилась ровно. В цехе художественной росписи фарфора мастер-живописец вручную расписывает каждый предмет. Разметка узора наносится через кальку порошком измельченного древесного угля путем припудривания. В мастерских художников от эскиза идея воплощается в высокохудожественное произведение искусства. Исполнитель росписи обязательно ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается производственный и в то же время творческий процесс обжигом. На вагонетку осторожно устанавливают расписанные, глазурованные изделия, и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик. Ребята, скажите мне пожалуйста, а что украшают гжельскими узорами?
Дети: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, сервизы.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Какими узором украшают мастера свои изделия?
Дети: Завитки, цветы, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
Воспитатель: Правильно, еще очень часто изображают сказочных животных и птиц. А на больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
А вот ещё одно стихотворение Л. Куликовой:
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Воспитатель: А какими цветами расписывают мастера свои изделия?
Дети: Голубыми, синими, темно-синими.
Воспитатель: Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок выглядит серо-черным.
Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Держим кисточку»:
Держим кисточку вот так: это трудно? Нет, пустяк! (Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше её металлической части.) Вправо – влево, вверх и вниз побежала наша кисть. (Движения кистью руки по тексту.)
А потом, а потом кисточка бежит кругом. (Кисточку держат вертикально.)
За тычком идет тычок! Закрутилась как волчёк. (Выполняют тычки без краски на листе.)
Воспитатель: На предыдущих занятиях мы с вами лепили тарелки как гжельские мастера из глины, потом мы заготовки-тарелочки сушили и покрывали гуашью. А каким цветом мы покрывали наши изделия?
Дети: Белым.
Воспитатель: Правильно белым. Мы уже знаем, что гжельские узоры это синие и голубые узоры и цветы на белой посуде. А для чего мы рисовали с вами эскизы к росписи тарелки-заготовки.
Дети: - Для выбора лучшего узора для росписи тарелочки.
Воспитатель: А Сегодня, мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами-живописцами. Вот наши тарелки-заготовки, которые мы с вами готовили к росписи, они у нас белые нераскрашенные (Воспитатель раздает каждому ребенку его белую заготовку-тарелку и эскиз к ней). Давайте распишем наши тарелки-заготовки как настоящие мастера-живописцы! А в конце работы мы устроим выставку наших работ.
Теперь дорогие мастера гжельской росписи можно начинать свою работу.
Итог занятия:
В конце занятия дети раскладывают тарелочки на выставочном стенде. Ребята рассматривают свои работы, отмечая успехи и аккуратность.
Воспитатель: Молодцы ребята! Потрудились вы на славу. Хорошие мастера и мастерицы из вас вырастут!
Оформляется выставка работ под девизом:
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: карандаши и гуашь).
Конспект занятия "Золотая хохлома"...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и гуашь)...
Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: карандаши и гуашь).
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.Задачи:- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;- рассказать о появлении хохломской росписи;- учить последов...
разработка занятия по ИЗО в подготовительной группе "Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи" (выполнено в нетрадиционной технике: карандаши и гуашь)
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.Задачи:- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;- рассказать о появлении хохломской росписи;- учить пос...
Конспект занятий в подготовительной группе по рисованию на тему:"Роспись тарелки по мотивам "Гжель"(с использованием эскиза)
Роспись тателочки по мотивам "Гжель" (с ипользованием эскиза)...
"Роспись тарелки по мотивам"гжель"
Конспект организованной образовательной деятельностиТема: «Роспись тарелки по мотивам «гжель»...
Занятие по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» . Тема: «Роспись тарелки по мотивам Гжель» (с использованием эскиза)
Тема: «Роспись тарелки по мотивам Гжель» (с использованием эскиза)Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Программные задачи:- Учить элементу гжельской рос...