Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Приобщение детей к изобразительному искусству»
план-конспект урока по рисованию (старшая группа)

Известно дошкольное детство – период интенсивного психического развития и становления качеств личности. Дети растут быстро и не успеешь оглянуться, как воспитанник стал взрослым. Что доброго он вынесет из детства, зависит во многом от нас – педагогов. Воспитание лучших качеств, чувств и мыслей лучше совершать через мир красоты, пропуская его через свою душу к душе ребенка. Культура, впитанная с детства, становится неотъемлемым достоянием человека. Она проникает в самую глубину его души и в дальнейшем руководит его поступками. Поэтому, так важно окружить ребенка-дошкольника красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izo.docx114.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Приобщение детей к изобразительному искусству»

Известно дошкольное детство – период интенсивного психического развития и становления качеств личности. Дети растут быстро и не успеешь оглянуться, как воспитанник стал взрослым. Что доброго он вынесет из детства, зависит во многом от нас – педагогов. Воспитание лучших качеств, чувств и мыслей лучше совершать через мир красоты, пропуская его через свою душу к душе ребенка. Культура, впитанная с детства, становится неотъемлемым достоянием человека. Она проникает в самую глубину его души и в дальнейшем руководит его поступками. Поэтому, так важно окружить ребенка-дошкольника красотой.

Искусство воздействует на разум человека, его интеллект и чувства. Необходимо максимально использовать данный период жизни, в целях общения с миром прекрасного. Научить детей тонко чувствовать и понимать высокие произведения.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды, является художественный образ, который абсолютно доступен в понимании детям дошкольного возраста. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и обязательно находят незабываемый отклик в его душе.

Цель занятия:

Формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства посредством профессиональной деятельности художника-живописца.

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к произведениям высокого изобразительного искусства;

•Воспитывать эмоциональную отзывчивость в момент восприятия произведений изобразительного искусства;

• Воспитывать желание и умение детей взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Образовательные:

• Знакомить детей с лучшими образцами отечественного изобразительного искусства;

• Формировать умение соотносить группы произведений по жанру их исполнения (пейзаж, натюрморт, портрет);

• Обогащать словарь эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами;

• Пробудить интерес к творчеству : умению выражать свои мысли в рисунке;

• Учить детей рисовать лицо человека.

Развивающие:

• Развивать эстетические чувства, художественное восприятие, образное представление детей;

• Развивать творческое воображение, мышление и память;

• Продолжать развивать художественно-творческие способности детей;

• Развивать и поощрять направленную активность и самостоятельность.

Образовательные области:

Художественно-эстетическое развитие;

Познавательно-речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие.

Предварительная работа:

• Наблюдения за изменениями погоды и сменой сезонов;

• Чтение энциклопедии: «Времена года»;

• Музыкальная гостиная на тему: «Классическая музыка во временах года»;

• Посещение с детьми художественной выставки

• Художественно-дидактические игра: «Составь портрет»;

• Организовать детско-родительские художественные выставки на тему: «Моя семья», «Моя воспитательница», «Золотая осень», «Зимушка-зима».

• Прослушивание классической музыки в процессе организованной изобразительной и самостоятельной деятельности детей.

Словарная работа: Третьяковская галерея, палитра, сангина, пастель, творческая мастерская.

Методы и приемы:

Рассказ педагога, беседа с детьми, наблюдение, сравнение, пояснение, объяснение, метод вызывания адекватных эмоций, загадывание загадок, прием «вхождения в

картину», воображаемая ситуация.

Методическое обеспечение:

Репродукции картин русских художников (пейзажи, натюрморты, портреты); аудиозаписи «Звуки природы»; фортепианное сопровождение; мольберты, листы бумаги формата А – 3; восковые карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети входят в зал.

- Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми творческими профессиями. Давайте вспомним (ответы детей : поэты и писатели, музыканты, артисты и другие).Среди творческих профессий есть еще одна очень интересная профессия –это художник!

- А вы знаете, кто такой художник?

- Да, это люди, которые красиво рисуют.

- Художники умеют очень внимательно всматриваться в окружающие их предметы, природу, людей и замечать красивое. И всю эту красоту они переносят на холст.

- Вы помните, мы говорили о том что художники свои картины не рисуют, а пишут.

- Художники пишут красками при помощи кистей, а также пастелью, сангиной, карандашами и другими разнообразными средствами.

- Все многообразие картин, написанных художниками, называется живописью.

- Вы хотите узнать об этом больше?

- Работы художников можно увидеть в картинных галереях. Это такие музеи, где хранятся картины. В столице нашей страны есть такая огромная галерея, которая называется Третьяковская Галерея. В ней хранятся работы великих мастеров.

Основная часть.

- Давайте мы с вами перенесемся в одну такую картинную галерею.

- Посмотрите, как много прекрасных картин.

- Вам нравятся они? Какие необыкновенные работы!

- Это картины русских художников.

Без названия (2).jpgБез названия.jpg

- Обратите свое внимание на то, что картины располагаются по-разному. Горизонтально (лист располагается лежа) и вертикально (лист располагается стоя). Это позволяет художнику более точно передать изображение. Показать ее величие и значимость или широту и протяженность. И мы с вами на занятиях рисования кладем лист бумаги по-разному, в зависимости от того, что собираемся нарисовать.

- Ребята, а теперь для того, чтобы понять, чем отличаются все эти картины, я приготовила для вас загадки.

Послушайте мою загадку и попробуйте догадаться, о чем она:

Если видишь на картине Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу

Или грушу или торт

Или все предметы сразу – знай, что это НАТЮРМОРТ.

- Правильно. С натюрмортом мы уже знакомы.

- Давайте посмотрим, что изображено на этих картинах (ответы детей).

Без названия (3).jpgimages (1).jpg

- Вы такие молодцы, но у меня есть еще одна загадка для вас:

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель иль белый иней

Или сад и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.

Без названия (4).jpgБез названия (5).jpg

- Какие вы молодцы!

- Давайте теперь присядем с вами и немного отдохнем.

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Правильно. Это летний пейзаж русского художника Левитана называется:

«Июньский день».

- Посмотрите, какие цвета использует художник, чтобы изобразить лето.

- Теперь давайте с вами закроем глазки и представим, что мы очутились в этой картине. На зеленой поляне.

- Теплое ласковое солнышко согревает нас своими лучами. Подставьте ему свои носики. Вы чувствуете тепло? Теперь вдохните глубоко-глубоко и ощутите аромат летних полевых цветов. Послушайте, как стрекочут кузнечики в зеленой траве. Поднимите ручки вверх и потянитесь к солнышку.

- Медленно открывайте глазки.

- Вам хорошо было на полянке? Вы почувствовали лето?

Без названия (6).jpg

- Посмотрите, как поменялась природа. На смену лету, какое время года пришло?

- Конечно, осень.

- Этот пейзаж так и называется: «Осень. Октябрь».

- Ребятки, посмотрите какие краски, использовал художник в этой картине? – Они не такие яркие, как летом. Ведь осенью природа увядает.

- Ой, кажется, начинается дождик! Скорее подойдите ко мне. Мы спрячемся от дождя под моим зонтом.

- Чтобы все уместились под ним, давайте обнимемся покрепче.

- Дождь закончился. Я закрою зонтик. Но подул такой холодный осенний ветер. Представьте, что вы – листочки. Ветер закружил вас в осеннем вальсе.

-Покружились, покружились и в ребяток превратились. Молодцы. Давайте присядем на стульчики.

- Вы почувствовали прохладу осени?

Без названия (7).jpg

- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Это пейзаж художника Шишкина и он называется: «Зима».

- Посмотрите как много снега. Он повсюду. Как много оттенков белого цвета использовал художник.

- Что-то стало так холодно. Вы тоже замерзли?

- Давайте наденем варежки и представим себе, что мы оказались на заснеженной поляне. Выходите. А чтобы не замерзнуть, может быть, прокатимся на саночках? А может быть, еще и в снежки поиграем? Молодцы

- Теперь стряхните снежок с себя. Потопайте ножками.

- Вы согрелись? Нам пора возвращаться в детский сад.

- Присаживайтесь, ребята.

- А здесь, смотрите. Кругом вода. Наверное, растаял снег. Потому что наступила (весна).

- Ребятки, закройте глазки и послушайте, как «звучит» весна.

- Вы слышите звон капели и шум ручья?

- Природа пробуждается от зимнего сна. И все рады ее приходу.

- Давайте и мы с вами проснемся и порадуемся.

Фольклорная запевка: «Весна красная».

- Наша экскурсия продолжается. Давайте вернемся в нашу галерею.

- А я прочту вам следующую загадку.

Если видишь на картине

Чей-то профиль иль анфас

Или может быть задорный

И веселый чей-то г

Догадаться тут не сложно

Неуверенности нет

Что красивая картина

Называется - ПОРТРЕТ.

- Сегодня я хочу вас познакомить с жанром живописи: портрет.

Посмотрите на картины, какие разные лица на них нарисованы. Серьезные и добрые, задумчивые и веселые.

- Портрет – это изображение человека. Много лет тому назад не было фотоаппаратов, но были художники, которые писали портреты наших предков. С помощью портрета, можно узнать, как выглядели люди, жившие в те далекие времена.

- Посмотрите на экран. Это портреты мальчика и девочки. Они были написаны почти 200 лет назад.

- Обратите внимание на их черты лица: изгиб бровей, форму глаз, линию носа и губ.

- Ребята, а вы хотели бы превратиться в художников и поучиться писать портреты? А вы знаете, что художники работают в творческой мастерской.

- Давайте перенесемся в нашу творческую мастерскую.

- Мы на месте покружились и в художников превратились.

- Но перед тем, как начать работать, нам необходимо сделать гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять

Погуляли-побродили

И соседей разбудили

Раз, два, три, четыре, пять

Стали вместе все гулять

Солнцу дружно помахали

Словно бабочки порхали

Солнце скрылось за горой

Пальчикам пора домой

Хватит бегать и играть

Нам пора порисовать.

- Ребятки, а какие вы все у меня красивые. А вы ведь похожи на своих мам и пап, бабушек и дедушек, т. е. членов своей семьи.

- Сегодня я предлагаю вам изобразить портреты близких и родных вам людей.

- Перед вами мольберты, бумага, простые карандаши, ластик и восковые карандаши. Обратите внимание, что лист расположен «стоя» или вертикально.

- Но прежде чем вы начнете работать, я покажу вам, с чего начинать.

- Тонкими линиями мы рисуем овал (лицо) Находим середину лица и проводим линию. – На этой линии рисуем глаза. - Форма глаз – дугообразные линии. - В середине рисуется радужка и зрачок. - Не забываем про реснички. - Над глазами – брови. - Делим нижнюю часть лица пополам.

- Нос – посредине, его начало у бровей.

- Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта. Верхняя губа, нижняя губа.

- По сторонам рисуем ушки.

Не забываем про шею и плечи.

- В самом конце – волосы.

- Ребятки, предлагаю вам закрыть глаза, и подумать, чей портрет вы хотели бы написать. Вспомните черты его лица. Цвет глаз и волос.

- А самое главное, не забывайте про тонкие линии, которые вы сможете перерисовать, если они не получатся. Для начала мы простым карандашом сделаем наброски, а когда вы уже будете уверены, что у вас все готово, вы перейдете к восковым карандашам и закончите свои шедевры.

- Пожалуйста, приступайте к работе.

Дети рисуют.

Заключительная часть.

Рассматривание созданных изображений, их оценка.

- Ребята, я вижу, вы все уже справились с работой.

- Давайте покажем их нашим гостям. Вам понравилась профессия художника? Вы довольны своей работой? Я очень довольна! Вы у меня просто молодцы!

- А знаете что, я предлагаю этими замечательными портретами украсить зал.

.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития

Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:

– доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);

– разнообразие стилевой манеры;

– доступность содержания для детского восприятия;

– художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.);

– положительное эмоциональное воздействие на ребенка;

– учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);

– содержание должно носить воспитывающий характер

Существуют формы работы с детьми по организации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.

Яковлева С.С. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 138-141;
URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Конструирование из бумаги «Голубая кошка»

Цель: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами при изготовлении «Кошки».  Задачи:- продолжать учить конструировать из бумаги в технике оригами кош...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»

Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»

Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»

Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ЗПР «Дикие животные».

Программные задачи:Расширить и уточнить представление детей о диких животных (особенности внешнего вида и способ передвижения, питание), их детенышах, жилищах.Уточнить обобщающее понятие &ndash...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ТНР

Занятие цель которого развитие лексико-грамматического строя речи и закрепление консруктивных навыков у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи....