Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Приобщение детей к изобразительному искусству»
план-конспект урока по рисованию (старшая группа)
Известно дошкольное детство – период интенсивного психического развития и становления качеств личности. Дети растут быстро и не успеешь оглянуться, как воспитанник стал взрослым. Что доброго он вынесет из детства, зависит во многом от нас – педагогов. Воспитание лучших качеств, чувств и мыслей лучше совершать через мир красоты, пропуская его через свою душу к душе ребенка. Культура, впитанная с детства, становится неотъемлемым достоянием человека. Она проникает в самую глубину его души и в дальнейшем руководит его поступками. Поэтому, так важно окружить ребенка-дошкольника красотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_izo.docx | 114.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«Приобщение детей к изобразительному искусству»
Известно дошкольное детство – период интенсивного психического развития и становления качеств личности. Дети растут быстро и не успеешь оглянуться, как воспитанник стал взрослым. Что доброго он вынесет из детства, зависит во многом от нас – педагогов. Воспитание лучших качеств, чувств и мыслей лучше совершать через мир красоты, пропуская его через свою душу к душе ребенка. Культура, впитанная с детства, становится неотъемлемым достоянием человека. Она проникает в самую глубину его души и в дальнейшем руководит его поступками. Поэтому, так важно окружить ребенка-дошкольника красотой.
Искусство воздействует на разум человека, его интеллект и чувства. Необходимо максимально использовать данный период жизни, в целях общения с миром прекрасного. Научить детей тонко чувствовать и понимать высокие произведения.
Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды, является художественный образ, который абсолютно доступен в понимании детям дошкольного возраста. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и обязательно находят незабываемый отклик в его душе.
Цель занятия:
Формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства посредством профессиональной деятельности художника-живописца.
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к произведениям высокого изобразительного искусства;
•Воспитывать эмоциональную отзывчивость в момент восприятия произведений изобразительного искусства;
• Воспитывать желание и умение детей взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Образовательные:
• Знакомить детей с лучшими образцами отечественного изобразительного искусства;
• Формировать умение соотносить группы произведений по жанру их исполнения (пейзаж, натюрморт, портрет);
• Обогащать словарь эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами;
• Пробудить интерес к творчеству : умению выражать свои мысли в рисунке;
• Учить детей рисовать лицо человека.
Развивающие:
• Развивать эстетические чувства, художественное восприятие, образное представление детей;
• Развивать творческое воображение, мышление и память;
• Продолжать развивать художественно-творческие способности детей;
• Развивать и поощрять направленную активность и самостоятельность.
Образовательные области:
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательно-речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие.
Предварительная работа:
• Наблюдения за изменениями погоды и сменой сезонов;
• Чтение энциклопедии: «Времена года»;
• Музыкальная гостиная на тему: «Классическая музыка во временах года»;
• Посещение с детьми художественной выставки
• Художественно-дидактические игра: «Составь портрет»;
• Организовать детско-родительские художественные выставки на тему: «Моя семья», «Моя воспитательница», «Золотая осень», «Зимушка-зима».
• Прослушивание классической музыки в процессе организованной изобразительной и самостоятельной деятельности детей.
Словарная работа: Третьяковская галерея, палитра, сангина, пастель, творческая мастерская.
Методы и приемы:
Рассказ педагога, беседа с детьми, наблюдение, сравнение, пояснение, объяснение, метод вызывания адекватных эмоций, загадывание загадок, прием «вхождения в
картину», воображаемая ситуация.
Методическое обеспечение:
Репродукции картин русских художников (пейзажи, натюрморты, портреты); аудиозаписи «Звуки природы»; фортепианное сопровождение; мольберты, листы бумаги формата А – 3; восковые карандаши.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети входят в зал.
- Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми творческими профессиями. Давайте вспомним (ответы детей : поэты и писатели, музыканты, артисты и другие).Среди творческих профессий есть еще одна очень интересная профессия –это художник!
- А вы знаете, кто такой художник?
- Да, это люди, которые красиво рисуют.
- Художники умеют очень внимательно всматриваться в окружающие их предметы, природу, людей и замечать красивое. И всю эту красоту они переносят на холст.
- Вы помните, мы говорили о том что художники свои картины не рисуют, а пишут.
- Художники пишут красками при помощи кистей, а также пастелью, сангиной, карандашами и другими разнообразными средствами.
- Все многообразие картин, написанных художниками, называется живописью.
- Вы хотите узнать об этом больше?
- Работы художников можно увидеть в картинных галереях. Это такие музеи, где хранятся картины. В столице нашей страны есть такая огромная галерея, которая называется Третьяковская Галерея. В ней хранятся работы великих мастеров.
Основная часть.
- Давайте мы с вами перенесемся в одну такую картинную галерею.
- Посмотрите, как много прекрасных картин.
- Вам нравятся они? Какие необыкновенные работы!
- Это картины русских художников.
- Обратите свое внимание на то, что картины располагаются по-разному. Горизонтально (лист располагается лежа) и вертикально (лист располагается стоя). Это позволяет художнику более точно передать изображение. Показать ее величие и значимость или широту и протяженность. И мы с вами на занятиях рисования кладем лист бумаги по-разному, в зависимости от того, что собираемся нарисовать.
- Ребята, а теперь для того, чтобы понять, чем отличаются все эти картины, я приготовила для вас загадки.
Послушайте мою загадку и попробуйте догадаться, о чем она:
Если видишь на картине Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу – знай, что это НАТЮРМОРТ.
- Правильно. С натюрмортом мы уже знакомы.
- Давайте посмотрим, что изображено на этих картинах (ответы детей).
- Вы такие молодцы, но у меня есть еще одна загадка для вас:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель иль белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.
- Какие вы молодцы!
- Давайте теперь присядем с вами и немного отдохнем.
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
- Правильно. Это летний пейзаж русского художника Левитана называется:
«Июньский день».
- Посмотрите, какие цвета использует художник, чтобы изобразить лето.
- Теперь давайте с вами закроем глазки и представим, что мы очутились в этой картине. На зеленой поляне.
- Теплое ласковое солнышко согревает нас своими лучами. Подставьте ему свои носики. Вы чувствуете тепло? Теперь вдохните глубоко-глубоко и ощутите аромат летних полевых цветов. Послушайте, как стрекочут кузнечики в зеленой траве. Поднимите ручки вверх и потянитесь к солнышку.
- Медленно открывайте глазки.
- Вам хорошо было на полянке? Вы почувствовали лето?
- Посмотрите, как поменялась природа. На смену лету, какое время года пришло?
- Конечно, осень.
- Этот пейзаж так и называется: «Осень. Октябрь».
- Ребятки, посмотрите какие краски, использовал художник в этой картине? – Они не такие яркие, как летом. Ведь осенью природа увядает.
- Ой, кажется, начинается дождик! Скорее подойдите ко мне. Мы спрячемся от дождя под моим зонтом.
- Чтобы все уместились под ним, давайте обнимемся покрепче.
- Дождь закончился. Я закрою зонтик. Но подул такой холодный осенний ветер. Представьте, что вы – листочки. Ветер закружил вас в осеннем вальсе.
-Покружились, покружились и в ребяток превратились. Молодцы. Давайте присядем на стульчики.
- Вы почувствовали прохладу осени?
- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
- Это пейзаж художника Шишкина и он называется: «Зима».
- Посмотрите как много снега. Он повсюду. Как много оттенков белого цвета использовал художник.
- Что-то стало так холодно. Вы тоже замерзли?
- Давайте наденем варежки и представим себе, что мы оказались на заснеженной поляне. Выходите. А чтобы не замерзнуть, может быть, прокатимся на саночках? А может быть, еще и в снежки поиграем? Молодцы
- Теперь стряхните снежок с себя. Потопайте ножками.
- Вы согрелись? Нам пора возвращаться в детский сад.
- Присаживайтесь, ребята.
- А здесь, смотрите. Кругом вода. Наверное, растаял снег. Потому что наступила (весна).
- Ребятки, закройте глазки и послушайте, как «звучит» весна.
- Вы слышите звон капели и шум ручья?
- Природа пробуждается от зимнего сна. И все рады ее приходу.
- Давайте и мы с вами проснемся и порадуемся.
Фольклорная запевка: «Весна красная».
- Наша экскурсия продолжается. Давайте вернемся в нашу галерею.
- А я прочту вам следующую загадку.
Если видишь на картине
Чей-то профиль иль анфас
Или может быть задорный
И веселый чей-то г
Догадаться тут не сложно
Неуверенности нет
Что красивая картина
Называется - ПОРТРЕТ.
- Сегодня я хочу вас познакомить с жанром живописи: портрет.
Посмотрите на картины, какие разные лица на них нарисованы. Серьезные и добрые, задумчивые и веселые.
- Портрет – это изображение человека. Много лет тому назад не было фотоаппаратов, но были художники, которые писали портреты наших предков. С помощью портрета, можно узнать, как выглядели люди, жившие в те далекие времена.
- Посмотрите на экран. Это портреты мальчика и девочки. Они были написаны почти 200 лет назад.
- Обратите внимание на их черты лица: изгиб бровей, форму глаз, линию носа и губ.
- Ребята, а вы хотели бы превратиться в художников и поучиться писать портреты? А вы знаете, что художники работают в творческой мастерской.
- Давайте перенесемся в нашу творческую мастерскую.
- Мы на месте покружились и в художников превратились.
- Но перед тем, как начать работать, нам необходимо сделать гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальцы погулять
Погуляли-побродили
И соседей разбудили
Раз, два, три, четыре, пять
Стали вместе все гулять
Солнцу дружно помахали
Словно бабочки порхали
Солнце скрылось за горой
Пальчикам пора домой
Хватит бегать и играть
Нам пора порисовать.
- Ребятки, а какие вы все у меня красивые. А вы ведь похожи на своих мам и пап, бабушек и дедушек, т. е. членов своей семьи.
- Сегодня я предлагаю вам изобразить портреты близких и родных вам людей.
- Перед вами мольберты, бумага, простые карандаши, ластик и восковые карандаши. Обратите внимание, что лист расположен «стоя» или вертикально.
- Но прежде чем вы начнете работать, я покажу вам, с чего начинать.
- Тонкими линиями мы рисуем овал (лицо) Находим середину лица и проводим линию. – На этой линии рисуем глаза. - Форма глаз – дугообразные линии. - В середине рисуется радужка и зрачок. - Не забываем про реснички. - Над глазами – брови. - Делим нижнюю часть лица пополам.
- Нос – посредине, его начало у бровей.
- Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта. Верхняя губа, нижняя губа.
- По сторонам рисуем ушки.
Не забываем про шею и плечи.
- В самом конце – волосы.
- Ребятки, предлагаю вам закрыть глаза, и подумать, чей портрет вы хотели бы написать. Вспомните черты его лица. Цвет глаз и волос.
- А самое главное, не забывайте про тонкие линии, которые вы сможете перерисовать, если они не получатся. Для начала мы простым карандашом сделаем наброски, а когда вы уже будете уверены, что у вас все готово, вы перейдете к восковым карандашам и закончите свои шедевры.
- Пожалуйста, приступайте к работе.
Дети рисуют.
Заключительная часть.
Рассматривание созданных изображений, их оценка.
- Ребята, я вижу, вы все уже справились с работой.
- Давайте покажем их нашим гостям. Вам понравилась профессия художника? Вы довольны своей работой? Я очень довольна! Вы у меня просто молодцы!
- А знаете что, я предлагаю этими замечательными портретами украсить зал.
.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития
Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:
– доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);
– разнообразие стилевой манеры;
– доступность содержания для детского восприятия;
– художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.);
– положительное эмоциональное воздействие на ребенка;
– учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);
– содержание должно носить воспитывающий характер
Существуют формы работы с детьми по организации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.
В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.
Яковлева С.С. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 138-141;
URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Конструирование из бумаги «Голубая кошка»
Цель: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами при изготовлении «Кошки». Задачи:- продолжать учить конструировать из бумаги в технике оригами кош...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»
Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»
Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»
Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Моя семья»
Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ЗПР «Дикие животные».
Программные задачи:Расширить и уточнить представление детей о диких животных (особенности внешнего вида и способ передвижения, питание), их детенышах, жилищах.Уточнить обобщающее понятие &ndash...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ТНР
Занятие цель которого развитие лексико-грамматического строя речи и закрепление консруктивных навыков у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи....