Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ЗПР «Дикие животные».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программные задачи:
- Расширить и уточнить представление детей о диких животных (особенности внешнего вида и способ передвижения, питание), их детенышах, жилищах.
- Уточнить обобщающее понятие – дикие животные.
- Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
- Отрабатывать практическое употребление притяжательных прилагательных.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о диких животных, используя вариативные способы (мнемотаблицы, карточки-модули).
- Развивать навыки словоизменения.
- Формировать умение передавать в рисунке осенний пейзаж, изображать фигуры животных разными способами.
- Продолжать учить пользоваться кистью, карандашом, красками и использовать в работе разные материалы (крупа, вата, фольга, цветная бумага разной фактуры).
- Побуждать детей к проявлению творчества и самостоятельности в изображении образа животного.
- Развивать наглядно-образное мышление, слуховое восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук, зрительное цветовое восприятие.
- Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать предстоящую деятельность.
- Воспитывать бережное отношение к диким животным родного края.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения, чувство товарищества.
Предварительная работа с детьми:
- Рассматривание иллюстрации по теме дикие животные.
- Беседа «Дикие животные наших лесов»
- Игры и упражнения: «Угадай по силуэту», «Чья мама», «Чей хвост», «Следы», «Кто где живет». Наст. игры: «Живой мир планеты», «Узнаем живой мир».
- Чтение художественных произведений и обсуждение: А. Плитченко «Заяц», Д. Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц», Б. Заходер «Серая звездочка», Н. Сладков «Медведь и солнце».
- Загадывание/отгадывание загадок по теме «Дикие животные».
- Работа со схемами, моделями, мнемотаблицами.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Теремок», «Зимовье зверей», «Волк и лиса», «Лисичка со скалочкой».
- Организация выставки скульптурных изображений животных, изготовление макета «Лесная поляна».
- Использование разнообразных техник изобразительной деятельности: рисование ладошками, обводка силуэтов и др.
- Рассматривание картин художников Е. Чарушина, М. Шишкина.
- Экскурсия в краеведческий музей.
Ход занятия
Дети встают в круг.
Дефектолог:
Ребята, дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
Стук в дверь (приносят телеграмму).
Дефектолог предлагает ребенку принести телеграмму:
Дети, приходите, вы нам помогите!
Происходят чудеса – не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовалМы забыли – кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
Всех животных помирите!Жители леса.
Дети предлагают отправиться на помощь животным.
Дефектолог: Как будем добираться (варианты детей).
Дети заходят в зал, оформленный декорациями леса.
Дефектолог: Ребята, мы с вами пришли в лес. Давайте подышим и ощутим свежесть осеннего леса.
(Дыхательная гимнастика.)
Перед нами лесная тропинка. Предлагаю отправиться по ней на помощь лесным жителям.
Дефектолог:
Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.
Подходим к картине. Ребята, посмотрите, что не так с изображениями животных. Как помочь?
Игра «Чего нет у зверей?».
Изображены животные без каких-либо частей. У лисы нет носа. Это чей нос? (лисий)
У белки нет хвоста. Это чей хвост? (беличий) и т. д.
Дефектолог: Какие вы молодцы, спасли животных.
Пойдем дальше по тропинке.
Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.
Дефектолог: Игра «Назови чей домик». Колдун перепутал жилища зверей. Они правильно расселены? Сможете им помочь? Что делать?
На магнитной доске дети находят домик животного и размещают животных в свои домики. По образцу сопровождают свои действия простым предложением:
Лиса живет в норе.
Белка живет в дупле и т. д. о всех животных.
Дефектолог обобщает ответы детей:
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка.
Лисица рыжая в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
Слышится голос животного (в записи).
Игра «Чьи голоса?».
Дефектолог предлагает детям идти дальше:
Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.
Дефектолог: Ребята, мы долго ходили по лесу, устали. Давайте отдохнем и поиграем в игру «Передай и называй». Детям предлагается подобрать к каждому животному слова – признаки (передают мяч по кругу).
Дефектолог предлагает идти дальше:
Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.
Дефектолог: Ребята, злой колдун разлучил родителей с детенышами.
Игра «Собери семью».
У тебя чья семья? (лисья) Как называются детеныши? (Лисята). Чем питается лисья семья? (ответы детей) Подберите корм для своих семей (картинки).
Дефектолог: Ребята, чтобы волшебник расколдовал лесных жителей, нам нужно составить о них рассказ. Расколдованное животное появится на экране. Предлагает детям выбрать для себя любой способ составления рассказа (мнемотаблицы, картинка сюжетная, картинка предметная, модели).
Звучит голос белки (запись).
Дефектолог: Ребята, вы узнали чей это голос?
Дети: Да, это кричит белка.
Дефектолог: Как вы думаете, что она хочет нам сказать? (высказывание детей)
Дефектолог «переводит»:
Здравствуйте мои друзья,
Угостить хочу вас я
Грибы и шишки собирала
И на зиму их запасала
Угощайтесь, не стесняйтесь.
Дети находят под деревом корзинку с угощением.
Ребята, мы погуляли с вами по лесу, устали. Предлагаю вам лечь и немного отдохнуть.
Звучит музыка для релаксации.
Воспитатель: Ребята, вы отдохнули, открывайте глаза и подходите ко мне. В корзинке, которую вам подарила белка лежат шишки, давайте с ними поиграем.
Массаж рук.
Шишку мы катаем,
Пальцы разминаем,
1,2,3,4,5
Будут пальцы помогать,
Рисовать, лепить, творить,
И красиво говорить.
Во время прогулки по лесу, вы расколдовали животных. Злой колдун не только их заколдовал, но еще и поссорил, и они разбежались по всему лесу. Что же делать? (ответы детей)
Воспитатель подводит к мысли, что животных можно собрать на одной полянке и помирить.
Воспитатель открывает картину на мольберте. Посмотрите на эту картину, на ней нарисован красивый, разноцветный, осенний лес (Деревья без листьев).
Высказывания детей (замечают, что лес не разноцветный, а серый).
Ребята, наверное, злой волшебник здесь побывал и сорвал с деревьев листья. Что вы предлагаете? (высказывания детей — предлагают украсить эти деревья и приклеить листочки.)
А как это можно сделать? Дети обсуждают способы выполнения и выбирают способ обрывания, т. к. нет ножниц.
После его выполнения аппликации воспитатель обобщает:
Осенними листочками
Украсим темный лес
И будет в том лесочке
Полным- полно чудес.
Воспитатель: Ребята, на этой лесной полянке мы соберем животных, которых поссорил злой колдун.
О каких животных вы говорили в лесу? (Ответы детей)
Кого мы первого поселим на лесную полянку? (Заяц) Может быть вам удобнее будет работать в парах? Выбирайте необходимый материал для изображения животного (вата).
Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.
Воспитатель обобщает:
Пушистый заяц живет в лесу
Боится волка, медведя, лису
Но с нами будет заяц храбрей
Ведь мы подружим в лесу зверей
Воспитатель: О каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного. (клубок шерстяных ниток).
Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.
Воспитатель обобщает:
Хитрая лисица
Шубкою гордится,
В лесу она красавица
Всем ребятам нравится.
Воспитатель: Ребята, о каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного (зубочистки или семечки).
Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.
Воспитатель обобщает:
Ежик колючий по лесу бежит
Ворчливый клубочек все время пыхтит.
Он любит коренья, кору и грибы
Красивого ежика сделали мы.
Воспитатель: Ребята, каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного (салфетки).
Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.
Воспитатель обобщает:
С дерева на дерево
Быстро, как стрела
Белка ярко рыжая
Орешки понесла!
Воспитатель: О каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного. (Штампы из бумаги).
Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.
Воспитатель обобщает:
Медведь лохматый
Идет куда-то
По осеннему лесу
Он ищет друзей.
Вот наши звери и собрались на полянке. Как вы думаете, они помирились? (высказывания детей). А когда у вас бывают небольшие ссоры, как вы миритесь? (дети рассказывают «мирилки»).
Звучит песня о дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Конструирование из бумаги «Голубая кошка»
Цель: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами при изготовлении «Кошки». Задачи:- продолжать учить конструировать из бумаги в технике оригами кош...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»
Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»
Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»
Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Домашние и дикие животные и их детеныши»
Сенсомоторные игры для детей...
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Домашние и дикие животные и их детеныши»
Закрепление знания детей о диких и домашних животных....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Моя семья»
Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий....