Открытый просмотр НОД Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, рисование Тема: «Волшебная Семикаракорская роспись».
план-конспект занятия по рисованию

Цель: расширить представления дошкольников о семикаракорской росписи и искусства донских мастеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый просмотр НОД

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, рисование

Тема: «Волшебная Семикаракорская роспись».

Цель: расширить представления дошкольников о семикаракорской росписи и искусства донских мастеров.

Задачи: познакомить с донским народным промыслом, с посудой (ее формой декором, силуэтом). Формировать умения создавать узоры в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи. Развивать творческие способности и эстетический вкус у дошкольников. Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.

Оборудование: Семикаракорская посуда (чайник, декоративная тарелка), образцы Семикаракорской росписи, формы под роспись по количеству участников, д/и «Собери посуду», презентация, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки для кисточек, аудиозапись песни «Семикаракорский вальс».

Предварительная работа: Рассматривание семикаракорского фаянса; сравнение изделий росписанных хохломской, гжельской, городецкой росписью с донской.

Ход НОД

Дети входят в группу, оформленную в виде мини-музея семикаракорской керамики.

Воспитатель: Ребята, скажите, для чего нужна посуда?

Дети: Чтобы готовить еду, есть из нее, хранить продукты.

Воспитатель: Из чего делали посуду раньше?

Дети: Из дерева, глины.

Воспитатель: А как называется посуда, которую делают из глины?

Дети: Глиняная или керамическая.

Воспитатель: Правильно. А из какого материала делают посуду в наше время?

Дети: Из стекла, металла, пластика.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию на Семикаракорский фаянсовый завод, познакомимся с его деятельностью и выступим в роли художников этого предприятия, распишем декоративную посуду.

Семикаракорский народный художественный промысел России берет начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской, а ныне г Семикаракорска Ростовской области, на правобережье реки Дон, вблизи устья реки Сал.

Ребенок: Откуда я? С Дона! Где высь да простор,

Где сладкие звоны Семикаракор,

Где поле широко, работа красна,

Где песня далеко – далеко слышна…

Слайд с изображением видов города Семикаракорск.

Одно из преданий гласит, что некогда семеро братьев Каракоровых поселились на правом берегу Дона, но в силу сложившихся обстоятельств были вынуждены перебраться на левый берег, где родилась Семикаракорская станица. А потом нашли хорошую белую глину. Так появилась своя гончарня. На ручных гончарных кругах из белой глины они изготавливали посуду, которая пользовалась большим спросом.

Слайд с изображением гончара, работающего за гончарным кругом.

Посуда была разной – кувшины, миски и большие плоские блюда под рыбу. Но постепенно гончарный промысел пришел в упадок – на рынке появилось много более дешевой фабричной глиняной посуды. Только в начале 70-х годов 20 века началось возрождение донской керамики.

В 1972г. внедрена технология изготовления художественных изделий и сувениров из белой фаянсовой массы.

Слайд с изображением производства посуды по новой технологии.

Вся Донская посуда изготавливается и расписывается только вручную. Эти изделия сохранили весь колорит Донского края, его традиции и историю. Донская керамика обладает уникальным свойством: вносить в дом тепло и уют.

Слайд Семикаракорская посуда

Стихотворение «Каракорская посуда» Зоя Заяц

Что за сказочное чудо-

Каракорская посуда!

В тихом южном городке.

От столиц всех вдалеке

Этот промысел развился

Из гончарной мастерской.

А теперь – смотри какой!

Цех фаянса современный

И ассортимент отменный-

Есть под чай, и под водицу,

И под знатную ушицу,

Блюда, вазы – все сполна.

И расписаны на диво-

Колоритно и красиво.

Лег в узор к мазку – мазок.

Славя милый уголок-

Посреди донских просторов

Наши Семикаракоры.

Просто сказочное чудо-

Каракорская посуда!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Собери посуду».

На столе лежат «осколки» посуды. Их нужно собрать по форме, декору и силуэту.

Воспитатель: Молодцы! Справились. Вот перед вами изделия донского фаянса. Гостевой чайник и декоративная тарелка – пример прорезного фаянса.

Нежные звоны фаянса

Мотив не забыли родной,

И весело кружиться в вальсе

Милый цветочек степной.

Посмотрите, какие краски используют художники для росписи фаянса?

Дети: Белый, желтый, голубой, розовый.

Воспитатель: В основе композиции – букетно – растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке часто дополняется сеткой, арабеской. Семикаракорская керамика радует глаз, греет душу, придает любому интерьеру неповторимый колорит.

Всего за 30 лет Семикаракорский фаянс получил всемирную известность. Завод отправляет свои изделия во многие страны Европы и Америки. Чайный сервиз из 132 предметов расписанный сюжетными сценками из казачьей жизни был подарен президенту России Б. Ельцину. Вазу в форме собора из Старочеркасска подарили патриарху Алексею во время празднования 2000тысячелетия христианства. В одной из комнат отдыха резиденции нынешнего президента В. Путина стоит ваза для цветов из Семикаракорска. Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.

Физкультминутка

Жура – жура – журавель

Облетал он сто земель!

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил!

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в мастерскую и превратиться в художников фаянсового завода. У меня есть формы посуды, которые мы с вами будем разрисовывать декоративными листиками и бутонами.

Мастера, скорей за дело,

Украшай посуду смело!

Составляй такой узор,

Чтобы радовал он взор.

Звучит аудиозапись песни «Семикаракорский вальс». Выставка детских работ. Дети рассказывают о своей работе.

Воспитатель: Что было для вас самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Где можно разместить эти изделия, чтобы все дети детского сада могли полюбоваться ими?

Дети ищут решение задачи (организовать выставку).

Воспитатель: У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас, вы подарили радость себе и окружающим людям. Спасибо за творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого ООД по образовательной области художественно-эстетическое развитие (музыка) «Скоро мамин праздник» в младшей группе «Фиалочки»

Конспект открытого ООД по образовательной области художественно-эстетическое развитие (музыка) «Скоро мамин праздник» в младшей группе «Фиалочки»....

Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием ИКТ – технологий «Портрет друга»

Программное содержание: - Продолжать знакомить детей с жанром живописи «портрет»- Вызвать у детей желание нарисовать портрет друга, передать в рисунке некоторые черты его облика (цвет глаз...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Лепка. Подготовительная к школе группа. Тема: « Как мы занимаемся физкультурой»

Программное содержание: Закрепить умение детей лепить фигуру человека в движении из целого куска пластилина скульптурным способом. Соблюдать относительную величину частей фигуры, продумать и передать ...

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....

Конспект открытого занятия по образовательной область «Художественно – эстетическое развитие»: «Утка с утятами на пруду» (лепка)

Конспект занятия по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие": "Утка с утятами на пруду" (лепка)....

Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»

Программное содержание:- Уточнять и расширять представление  детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Художественный труд» в подготовительной группе комбинированной направленности № 10 «Фантазёры» на тему «Кукольных дел мастера»

Конспект открытого занятия  по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Художественный труд» в подготовительной группе комбинированной...