Кружок по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе На тему: «Клуб друзей карандаша»
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ne_taditsionnoy_tehniki_risovaniya_klub_druzey_karandasha.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Гусельки» г.Югорск
Кружок по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе
На тему:
«Клуб друзей карандаша»
Воспитатель: Казакова В.А.
Г. Югорск 2024
Пояснительная записка
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по - своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Время существования кружка-первый год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Особенности программы кружковой работы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Организация занятий кружка:
Два занятие в неделю продолжительностью 15 минут.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- Умение использовать изобразительные материалы;
- Умение работать только правой рукой;
- Быстрое выполнение задания;
- Страх плохого результата рисования;
- Уровень развития детей;
- Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Ожидаемые результаты:
Создание образов детьми с использованием различных изобразительных материалов и техник.
Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях.
К концу года ребенок умеет:
-Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
-знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
-передает различие предметов по величине;
-ритмично наносит штрихи, пятна;
-создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей
-знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками и т.д.;
-украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
План работы кружка
месяц | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь 1 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности; развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь; воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | заготовки тучки сделанные на предыдущем занятии; краска синего цвета в мисочках; салфетки; зонтик для игры.
|
2 | «Мухомор» | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь; воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. | вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой; гуашь белого цвета; чашечки; салфетки; иллюстрации мухоморов.
|
3 | «Ежик» | Рисование ладошкой | Учить ребёнка воображать и фантазировать; совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки; знакомить с цветом; учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату | листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика; гуашь черного цвета в чашечках; салфетки.
|
4 | «Грибок» | Рисование крупой | Познакомить с техникой рисования крупой; развивать творчество детей; воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца; развитие мелкой моторики рук. | листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка; кисти; клей ПВА; крупа манная; салфетки. |
октябрь 1 | «Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 | «Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
3 | «Осенние листочки».
| Отпечаток листьев. Набрызг.
| Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цвет восприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования |
4 | «Светофор». | Оттиск печаткой из картофеля. | Продолжать знакомить с приемом печатания кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Учить пользоваться салфетками после рисования. | Лист с нарисованным прямоугольником, картофель, гуашь или акварель, кисть. |
ноябрь 1 | «Черепашка». | Аппликация из крупы. | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата.
| Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. |
2 | «Ветка рябины» Коллективное | Скатывание салфетками, оттиск печатками | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции цвета закреплять знания и представления о цвете, форме, величине, количестве. | Салфетки, салфетки с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины |
3 | «Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки |
4 | «Цыпленок» | Гуашь, ватные диски, палочки | Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек | Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей |
5 | «Мои любимые рыбки» | Рисование гуашью по восковым мелкам | Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата. | Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти |
декабрь 1
| «Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
| Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 | КЛЯКСОГРАФИЯ | (выдувание трубочкой) | Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой). Воспитывать интерес к зимним явлениям. | Акварель Трубочка Кисть Бумага Баночка для воды |
3 | «волшебные ниточки». | Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». | Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата. | Нить Краска Бумага Баночка для воды |
4 | «Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
январь 1 | «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
2
| «Снеговичок» | Комканые бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканые бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
3 | «Дед Мороз». | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
4 | «Снегири на ветке». | Рисование способом тычка. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования |
Февраль 1 | «Пушистый зайка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. |
2 | «Высоко летит ракета» | Рисование свечой, кристаллики соли | Познакомить детей с техникой рисования свечой, кристалликами соли. Развивать умение рисовать свечой. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Листы белого картона, свеча, соль, клей ПВА. |
3 | «Воробушек» | Рисование крупами | Познакомить детей с техникой рисования крупами. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Крупы рис и греча, шаблон воробья, клей ПВА. |
4 | «Цыпленок» | Рисование поролоном с использованием трафарета | Упражнять в рисовании поролоновым тампоном, развивать умение дорисовывать детали с помощью фломастеров. | Фломастеры, поролон, гуашь желтого цвета, трафарет цыпленка. |
март 1 | «Мыльные пузыри» | Рисование мыльными пузырями | Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения: мыльными пузырями; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать воображение, фантазию. | Стаканчики с цветным мыльным раствором; коктельные трубочки по количеству детей; альбомный лист; кисточки. |
2 | «Мимоза для бабушки» | Рисование поролоном. | Упражнять в рисовании поролоном. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции. | Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, ½ альбомного листа или картона с нарисованной веткой и листьями мимозы, гуашь желтая, салфетки, иллюстрации. |
3 | «Ранняя весна» | Рисование пальчиками, ватной палочкой. | Закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции. | ½ альбомного листа, гуашь черная, коричневая, зеленая в мисках, ватные палочки, салфетки, образец. |
4 | «Ромашка для мамочки» | Использование техники аппликации, рисование манкой, пшеном. | Упражнять в технике аппликации, закреплять умение рисовать крупами. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | ½ альбомного листа, гуашь белого, желтого и зеленого цвета, клей ПВА, манка, пшено. |
апрель 1 | «Одуванчики» | Рисование жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность. | ½ альбомного листа, гуашь зеленая, желтая, кисть, салфетки, изображение одуванчика. |
2 | «Золотая рыбка» | Использование трафарета, поролона, ватной палочки. | Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Развивать умение дорисовывать детали с помощью печаток. | Трафарет рыбки, ватные палочки, гуашь желтого цвета, печатки. |
3 | «Подсолнухи» | Рисование ватными палочками | Учить рисовать подсолнух, используя ватные палочки. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата. | Ватные палочки, гуашь зеленого и желтого цветов, салфетки, листы бумаги. |
4 | «Яйцо для курочки Рябы» | Рисование крупами: манкой, рисом, гречей, пшеном. | Учить украшать яйцо с помощью круп. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата. | Листы белой бумаги, клей ПВА, крупы: манка, рис, греча, пшено. |
май 1 | «Гусеницы в траве» | Рисование пальчиками. | Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками). Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Развивать цвета восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых. | ½ альбомного листа, гуашь зеленого, желтого, красного цвета, салфетки, кисти. |
2 | «Цветочек радуется солнышку» | Рисование в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка) | Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Развивать умение дорисовывать детали с помощью фломастеров. Воспитывать бережное отношение к природе. | ½ альбомного листа, гуашь зеленого, красного, желтого, синего цвета, печатки, тарелки, салфетки, кисти, образец готового цветка. |
3 | «Кот - Матроскин» | Аппликация; рисование ватными палочками | Закрепить знание детей о геометрических фигурах; упражнять в составлении изображения из фигур; продолжать учить рисовать ватными палочками. Развивать цвета восприятие. Воспитывать бережное отношение к животным. | Лист бумаги, кисть для тонирования; краски, листы с изображением геометрических фигур, коробка, карточка с изображением грустного лица, ватман, форма с краской. |
4 | «Букет сирени» | Рисование пальчиками. | Совершенствовать технику пальчикового рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
Список использованной литературы:
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
8.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание
10.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д
11.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Фартук для матрешки»
Сегодня популярен необычный подход к детскому художественному творчеству. Детям очень интересно использовать в рисовании необычные предметы, штампы.Представляю конспект занятия по изобразительной деят...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »...
Кружок по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе
благодаря этому кружку у детей будет развиваться мелкая моторика рук, творческое воображение...
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе по теме: «Украсим ёлочку»
Рисование ёлочки и украшения на ней ватными палочками....
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элемента нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: "Божья коровка"
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием элемента нетрадиционной техники рисования. Целью является развитие умения в процессе рисования понимать простейшие вз...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему «Вкусный яблочный компот».
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему «Вкусный яблочный компот»....