НОД для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Тема: «Путешествие в волшебный мир фантазии»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Разработка конспекта совместной деятельности родителей и детей реализована в рамках клуба для родителей «Росточек» и предназначена для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей имеющих детей данного возраста. Мастер класс построен в форме путешествия по освоению различных техник рисования: гаттаж, фроттаж, рисование текстилем, кляксография. В результате партнерского взаимодействия родителя и ребенка достигается результат – совместный рисунок. Полученный опыт мотивирует родителей и детей к дальнейшему продуктивному общению, что способствует осознанию родителями собственной позиции в воспитании ребенка, в умении выстраивать диалог, в выборе способов поведения, адекватных особенностям ребенка и конкретной ситуации.
Источником практического опыта является самообразование педагога за счет методической литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyak_s.i.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
Тема: «Путешествие в волшебный мир фантазии»
Черняк Светлана Ивановна, воспитатель МАОУ СШ № 148 СП «Детский сад»
Актуальность: Родители, занятые решением бытовых проблем, не всегда задумываются о том, чем заняты их дети, что переживают. На первое место выходит забота о здоровье, чем ребенок питается, чисто ли одет. В это время малыш занимает себя, как умеет - смотрит мультфильмы, играет в компьютерные игры. Между тем изобразительная деятельность близка по своей сути к ведущему виду деятельности детей – игре. Любознательному, экспериментирующему ребенку недостаточно традиционных способов и средств, чтобы выразить свои представления о мире. Именно поэтому нетрадиционные методики привлекательны и интересны для детей, так как открывают больше возможностей выражения собственных фантазий и желаний. Организованная совместная изобразительная деятельность детей и родителей показывает продуктивность и значимость мероприятия, призвана нацелить родителей на принятие предложенного опыта, поскольку ФГОС определяет родителя как полноправного участника образовательного процесса. Кроме того данное мероприятие позволяет показать родителям и детям, что рисование с использованием нетрадиционных техник расширяет возможности всестороннего развития ребенка.
Ожидаемый результат в рамках предложенного мероприятия:
- Включенность родителей в образовательный процесс
- Умение родителей и детей пользоваться нетрадиционными способами рисования в техниках гаттаж, фроттаж, рисование текстилем, кляксография.
- Инициативность и компетентность ребенка в игровой и изобразительной деятельности.
Ожидаемый результат использования разработки:
- Использование предложенного опыта работы педагогами и родителями в организации совместной деятельности с детьми
Обоснование особенностей и новизны:
В рамках НОД родитель не только овладевает вместе с ребенком новой техникой рисования, но и учится выдерживать позиции «на равных», «под» позволяя ему проявить инициативу и компетентность. В предложенном процессе обучения важно не перехватывая инициативу, не поучая позволить ребенку реализовать свои потребности в творчестве.
- Содержание методической разработки
НОД «Путешествие в волшебный мир фантазии».
Цель: Показать продуктивность и значимость процесса взаимодействия родителей и детей в совместной деятельности.
Задачи:
- Формировать представление о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности и их влиянии на развитие внутреннего мира ребенка
- Обеспечить условия для продуктивной деятельности по освоению некоторых техник изобразительной деятельности: гаттаж, фроттаж, рисование текстилем, кляксография
- Способствовать принятию опыта в практику взаимодействия с детьми в домашних условиях
Используемые методы и приёмы: репродуктивно – практический, рефлексивный.
Ход мероприятия:
Вводная часть: «Знакомство»
- Поскольку сегодня на занятие пришли дети старших групп нашего детского сада со своими родителями я предлагаю познакомиться. А поможет нам волшебная кисточка. Расскажите, кто вы и почему сегодня пришли. (Короткое представление детей и их родителей).
-Сегодня у вас есть уникальная возможность отложить свои каждодневные дела и вместе окунуться в мир фантазии, получить удовлетворение от общения друг с другом. А помощниками в этом станут нетрадиционные техники рисования и я – Черняк Светлана Ивановна. Использование нетрадиционных техник рисования способствует самовыражению чувств и эмоций ребенка, гармонизации его психологического здоровья. Данная деятельность содействует чувству непринуждённости, открытости. Развивает инициативу, самостоятельность, желание творить. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого уникальна и неповторима. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в веселый мир фантазии.
Основная часть: «Практическая»
- Первое наше путешествие в технике гроттаж.
Гроттаж – произошло от французского слова «gratter» (скрести, царапать). Суть этой техники заключается в том, что рисунок процарапывается острым инструментом.
Материал для работы: лист бумаги, восковые мелки, кисть, гуашь черная, зубочистка.
Задание: Перед вами лист белого картона, который предлагаю закрасить сначала восковыми мелками, а затем плотно покрыть черной гуашью. Лучше это делать, не пользуясь водой. (Дети совместно с родителями выполняют работу). Когда работа будет выполнена, отложите ее в сторону до полного просыхания, а затем зубочисткой процарапайте рисунок.
- Под волшебной палочкой ожил осенний пейзаж, праздничный салют, лужайка с цветами и бабочками, морская стихия.
А мы отправляемся дальше. Нас ждет путешествие в технике фроттаж.
Фроттаж – происходит от французского слова frottaqe (натирание). Суть этой техники состоит в том, что под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность и трафареты. При натирании восковыми мелками рисунок трафаретов находящихся под листом проявляется.
Материал для работы: сетка, трафареты, восковые мелки, лист бумаги
- Чтоб рисовать в этой технике подойдут любые рельефные поверхности: расческа, кружева, тесненные обои, упаковки продуктов, специальные наборы для рисования в этой технике.
Задание: На сетке расположите композицию, используя трафареты, накройте ее листом бумаги. При натирании держите плашмя восковые мелки. (Дети совместно с родителями выполняют работу).
-И вот у нас уже ожили бабочки, перелетая с цветка на цветок, заплескались в пруду золотые рыбки.
И мы отправляемся в новое путешествие, используя технику рисования текстилем.
Рисование текстилем – рисование тканью сложенной определенным способом в форме тампона.
Материал для работы: лист белой бумаги, черная гуашь, ватная палочка, текстильная салфетка 10/5.
Задание: Перед вами лист белой бумаги. Складываем салфетку в форме тампона и протягивающим движением рисуем линию горизонта. Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду. За горизонтом вдали виднеется лес. Прижимая тампон к листу бумаги, оставляем фактурные отпечатки-деревья, кустарники. Вдали предметы кажутся маленькими, на переднем плане более крупными, отчетливыми. И вновь способом протяжки рисуем линию берега. На берегу печатаньем обозначаем кусты. И снова способом протяжки и хаотичным размазыванием кусочком ткани на небе изображаем облака, солнце, его отражение в воде, отражение в воде деревьев и кустов. Для дополнения образа, ватной палочкой прорисовываем детали: веточки кустарника, рябь на озере, птиц в небе. За несколько минут с помощью обычного кусочка ткани на совершенно чистом листе бумаги появился неповторимый пейзаж-творение рук наших.
- Рисуя на синем фоне белой краской, мы получим зимний пейзаж, на зеленом фоне – цветочную поляну, на черном фоне белой краской любую ночную картину.
И следующее путешествие в технике кляксография.
Кляксография – рисование с помощью выдувания рисунка из кляксы через коктейльную трубочку. Замысловатый рисунок дорисовывается деталями.
Материал для работы: лист белой бумаги, акварель, салфетка, коктейльная трубочка, пакетик чая кракаде.
Задание: Наш путь лежит в красивую страну Японию. Представим солнечный день, голубое небо, лучи отражающиеся в воздухе. С помощью салфетки и акварельных красок давайте передадим настроение тепла, легкости и очарования нашему листу бумаги и дадим ему просохнуть. Кистью поставим коричневую кляксу посередине листа и с помощью коктейльной трубочки выдуем из нее веточку. Складем салфетку в четыре раза и срежем углы. У нас получаются четырех лепестковые цветы. Небольшой кусочек пластилина приклеим к ветке и на него прикрепим цветок, собирая лепестки к середине. В середину цветка поместим еще один кусочек пластилина и на него прикрепим еще один цветок, собирая лепестки к середине. На ветку можно поместить, таким образом, еще несколько цветов. Теперь нам необходимо окрасить наши цветы. Для этого намочим пакетик чая «Каркаде» в воде и выдавим по капельке в середину каждого цветка. Окрашенная чаем, капля растечется по цветку и закрасит его. На листе бумаги волшебным образом расцвела ветка сакуры.
- Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы прикоснулись к волшебному миру фантазии. Чтобы в него попасть необходимо желание и любые материалы окружающие нас. На память о нашем общении остались ваши совместные прекрасные творения. Спасибо за работу.
5.Используемая литература:
- Давыдова Г.Н., Нетрадиционная техника рисования в детском саду.-Скрипторий, 2003г.
- НемешаеваЕ.А., Художества без кисточки.- Феникс, 2014г.
- Пенова В.П., Рисуем пейзажи. Харьков.: Клуб семейного досуга.2013г.
- Погодина С., Художественные техники – классические и неклассические//Дошкольное воспитание.2—9г.№10
- Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Изд-во «Сфера», 2011г., 128стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Книга путешествий"
Конспект развлечения с интеграцией всех образовательных областей. Детям это мероприятие очень интересно, так как оно проходит в форме путешествия по царствам книги, а главный герой- это забавная и сме...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием УМК " Путешествие по столице Татарстана"
Занятие знакомит детей с историей столицы Татарстана городом Казань. На занятии дети учат слова на татарском и русском языках....
КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ГРУППЕ ОЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) ПО ТЕМЕ: «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫВ ГРУППЕ ОЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) ПО ТЕМЕ: «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Путешествие по королевству «Будь здоров»»
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Путешествие по королевству «Будь здоров»»...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»
Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...