Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием УМК " Путешествие по столице Татарстана"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятие знакомит детей с историей столицы Татарстана городом Казань. На занятии дети учат слова на татарском и русском языках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_stolitse_tatarstana.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием исполнительного комитета
Бугульминского муниципального района республики Татарстан
МБДОУ № 22 “ Золотая рыбка”
Конспект
НОД по обучению детей
двум государственным языкам
с использованием УМК и ИКТ
На тему: “Путешествие
по столице Татарстана”
“ Татарстан башкаласы буенча
сәяхәт”
(Старший дошкольный возраст).
Разработала:
Уфимцева Е.В.
Воспитатель высшей
квалификационной
категории
2014 уч.год
Цель занятия:
Социально – коммуникативное развитие: Развивать у детей желание общаться на татарском языке со взрослыми и сверстниками. Воспитывать у детей толерантность.
Познавательное развитие: Познакомить с фрагментами истории и современностью столицы Татарстана.Способствовать развитию логического и образного мышления.
Речевое развитие: Обогощать активный словарь детей русскими и татарскими словами. Помочь детям пополнить лексический запас единиц татарского языка в соответствии с УМК по обучению детей татарскому языку. Добиваться выразительного обыгрывания сценки. Сформировать первоночальные навыки чтения.
Художественно – эстетическое развитие: Познакомить детей с фольклором народав Татарстана, с творчеством татарских композиторов С.Сайдашева, А.Ключаева.
Физическое развитие: Способствовать правильному формированию опорно – двигательной системы организма. Вызвать положительные эмоции во время занятия.
Предварительная работа: Подготовка иллюстраций города Казань(исторического и современного), подготовка кроссвордов, слушание музыкальных произведений композиторов Татарстана, разучивание татарских народных игр, посещение краеведческого музея, подготовка костюма. Заучивание стихов на татарском языке, разучивание татарских игр.
Методические пособия: Иллюстрации достопримечательностей Казани и исторических памытников, ноутбук, записи музыкальных произведений композиторов Татарстана, кроссворды, мультимедийная доска, иллюстрации к сказкам, костюм Хана, краски, карандаши, альбомы, кисти, баночки с водой, салфетки.
Словарная работа: столица – башкала, город - шәһәр, котел - казан, змея -елан, часы-сәгать , семь - җиде, башня - манара, река – елга.
Ход занятия:
(Дети сидят на ковре полукругом, перед ними пакеты с буквами, ноутбук, мультимедийная доска).
Воспитатель: Дети, балалар! Сегодня мы отправимся в путешествие. А в какое вы скажите сами. Назовите столицу – башкала (дети повторяют) Татарстана?
Дети: Казань. (На ноутбуке идёт слайд исторических мест Казани)
Воспитатель: Правильно, мы и отправимся в путешествие по городу –шәһәр (дети повторяют) Казань. Мы побываем на реке Казанке, посетим Кремль, башню Сююмбике. Путешествие у нас будет необычное.
Первая остановка.
Воспитатель: Когда – то Казань была пограничной крапостью. В древности слова “каз ан” означали начало границы, пограничье. Одна из легенд гласит:
( выходят мальчик в одежде Хана и девочка в татарском платье)
Воспитатель: Повелел своей дочери Хан:
Хан: ( обращается к красавице)
“ К той реке снеси ты казан,
Не простой тот казан, золотой,
Ты держи его верной рукой...”
( на мультимедийной доске появляется изображение реки Казанки и девушки с казаном)
Девочка: И красавица к речке сбежала,
Крепко-накрепко пальчики сжала.
Но слишком тяжел был котёл,
Миг - из рук и под воду ушел.
( дети садятся, на ноутбуке появляются кроссворды)
Воспитатель: Ребята! Балалар! Давайте отгадаем, как называлась река, в которую по преданию, красавица уронила казан. В кроссводе 7 букв, первая “ К” последняя “ А”.
Дети: Казанка.(Повторяют хором)
(на ноутбуке появляется кроссворд с отгаданным словом, воспитатель предлагает детям выложить перед собой слово “Казанка”.
Воспитатель: Правильно! Как назывался котел? В слове пять букв , первая “К” последняя “Н”.
Дети: Казан ( повторяют хором).
( На ноутбуке появляется кроссворд с отгаданням словом. Воспитатель предлагает детям выложить перед собой слово “ казан”)
Наше путешествие подолжается.
Вторая остановка:
(На мультимедийной доске появляется герб Казани)
Воспитатель: Внимательно рассмотрите герб Казани. Кто на нём изобра- жён? Подумайте, почему? ( ответы , рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно, змея - елан ( повторяют хором)
Послушайте сказку. Любуясь на Волгу с прибрежных вершин, Чудо-город построить решил царь Саин. Задрожала земля, небосвод потемнел: Аждана- лютый змей на людей налетел. С ним другие ползли смерть и ужас несли. Тут нашелся батыр удалой. Змея он обвёл чертой колдовской, тростником тот круг обложил, вмиг поджег и разом спалил. Это, конечно,легенда. Но то, что на Кремлевском холме было много змей,- это правда. Ребята, в каких еще русских и татарских сказках герой побеждает змея?
( Ответы, рассуждения. На ноутбуке появляется слайд с изображением сказочных героев)
Балалар! Выходите, беритесь за руки. Мы поиграем с вами
в игру “ Тимербай” (звучит произведение А. Ключаева “ Родина”)
Воспитатель: Мы продолжаем свое путешествие.
Следующая остановка: “Каменная сказка”
( на мультимедийной доске появляется Кремль)
Воспитатель: Белокаменные стены как будто обнимают Кремль и охраняют его от бед и невзгод.Часто Казанский кремль называют каменной сказкой. Почему? ( ответы детей) Главная башня кремля - Спасская? Свое название башня получила от Спасской церкви, которая находится примерно на том же месте. Когда - то эту башню украшали необычные часы - сәгать (дети повто- ряют) цеферблат которых вращался вокруг неподвижной стрелки.
( На мультимедийной доске появляются четыре цеферблата, на двух из них стрелки показывают одинаковое время, а на двух других - разное)
Воспитатель: Ребята, найдите часы которые показывают одинаковое время. (ответы, рассуждения детей, на доске появляется башня Сююмбике)
Вот и третья остановка, последняя.
А что за башня в далеке?
Не та ль, которую зовут Сююмбике?
Нас красотой и статью покорила.
А по легенде вот как дело было.
Сююмбике, прекасна царица,
Красой Ивана Гразного пленила.
Решил царь на красавице жениться
И на Казань пошел военной силой.
Чтобы войну от града отвести,
Она царю велела башню возвести.
И прыгнула с вершины башни той,
Не став Ивана Грозного женой.
( на ноутбуке появляется кроссворд)
Воспитатель: Сколько ярусов имеет башня - манара?
В слове 4 буквы, первая буква “С” последняя “ Ь”.
Дети: семь – җидә (повторяют хором, появляется кроссворд с отгаданным словом в русском варианте, дети выкладывают слово перед собой).
Воспитатель: Ребята! Балалар! Правильно в башне Сююмбике семь – җиде ярусов. Сейчас я предлагаю вам пройти за свои столы и нарисовать башню Сююмбике. (Дети рисуют, звучит музыка С.Сайдашева)
Воспитатель: Столица Татарстана раскинулась на левом берегу красавицы Волги. (Идёт слайд современной Казани). В самом центре города радует своей живительной прохладой и искрящимися фантанами река – елга (дети повторяют) Булак.Особое очарование придает городу озеро Кабан. Казань – город студентов. В Казань приезжают учиться студенты со всего мира. В Казани иного исторических памятников и памятников архитектуры.
Дорогие ребята! Где бы вы ни жили – в Казани, или Бугульме, - помните, что Казань – сердце нашей республики. Здесь вас любят и ждут. На этом наше путешествие закончено. Все красиво нарисовали башню Сююмбике и хорошо занимались, молодцы.
- До свидания!
- Саубулыгыз!
Литература:
И.Ш.Плетнёва, А.Я. Звездина
“ Учебное пособие для первого класса по изучению государственных языков республики Татарстан” 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «Витамины и их влияние на здоровье».
Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о пол...
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов орфовской педагогики "Зеленая прогулка".
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возрастас использованием элементов орфовской педагогики"Зеленая прогулка"Цель: объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной...
Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов
Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...
«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой
Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей....
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий
Музыкальное занятие затрагивает решение таких задач как: формирование представления о звуке, учит правильному овладению певческими навыками. ра...
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм работы.
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИС...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий В. В. Воскобовича. Тема: «Кругосветное путешествие в страну БУКВАРИИ»
В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются в кругосветное путешествие» для того, чтобы помочь гусенице Фифе пережить лютую зиму, холод и голод. Для этого и...