конспект занятия Секреты Дымковской игрушки.
материал по рисованию (средняя группа)

Кауфман  Евгения Викторовна
 Конспект занятия Тема: Секреты дымковской игрушки
Цель: познакомить детей с особенностями народного промысла «Дымковская игрушка»; способствовать формированию ценностно-эмоционального отношения к произведениям народного творчества, видеть красоту дымковской игрушки, ее своеобразие и выразительность
Задачи:
Образовательные: 
- познавательное развитие: познакомить с историей появления дымковской игрушки, ее отличительными особенностями;
- учить воспроизводить элементы дымковской росписи; стимулировать интерес, творческий подход к художественной деятельности
 - Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы цветным карандашом.
-Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи
       -закрепить знания детей по лексической теме «Игрушки»
       Развивающие:
      - Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер.
      - способствовать формированию ценностно-эмоционального отношения к произведениям народного творчества, видеть красоту дымковской игрушки, ее своеобразие и стимулировать интерес, творческий подход к художественной деятельности;
     Воспитательные:
    -Воспитывать любовь к народному искусству России.
    -Воспитывать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с Дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи дымковской игрушки.
   -Активизация словаря за счет слов : дымковские игрушки, глиняные, роспись, мастера, народные  умельцы, узор, орнамент.
     Материалы: изображения дымковской игрушки, изображение этапов изготовления дымковской игрушки, образцы дымковской росписи, шаблоны дымковской барышни, цветные карандаши.
Предварительная работа: 
-Знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. 
-Рассказ воспитателя о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.
- Рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок.
- Чтение русских потешек, песенок, загадок. 
-Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.     Рисование элементов дымковской росписи.
 
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
Какой сегодня прекрасный день! Солнышко встало, и каждый человек занялся своим делом. Пора и нам приступить к занятиям.
 
Воспитатель: Ребята я сегодня утром пришла на работу и обнаружила, что наши игрушки, по ночам оживают. И сегодня они решили поиграть с нами в прятки. Посмотрите, на эту полку, каких игрушек не хватает? 
Дети: неваляшки, матрешки и мячика.
Воспитатель: Правильно ребята. Я  долго их искала, а нашла  в  этом коробе. Ребята давайте посмотрим из чего сделаны эти игрушки, в которые вы любите играть (дети подходят к коробу рассматривают игрушки)
Ребята из какого материала сделана неваляшка? Вспомните, есть еще в нашей  группе игрушки из такого же материала?
Ответы детей
Ребята из какого материала сделан мяч?
Есть в нашей группе игрушки из такого же материала? Назовите их.
(ответы детей)
Ребята из какого материала сделана матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, Молодцы! Все верно, неваляшка из пластмассы, матрешка из дерева и мяч из резины
 Современные игрушки сделаны из таких материалов, которые вы назвали.
 Ребята, у меня от бабушки сохранился чудесный сундучок. А в нем игрушки, но не такие как мы с вами привыкли играть. Интересно, что это за игрушки?
Воспитатель достает из сундучка и показывает детям? Что вы можете о них сказать?
Ответы детей.
 Эти игрушки расписные. Давайте осторожно потрогайте их руками. Кто–нибудь может сказать из какого материала они изготовлены? (ответы детей).
Воспитатель: Давние времена игрушки делали и из других материалов. Например, из глины. 
Сегодня мы будем раскрывать секреты Дымковской игрушки: откуда она взялась, как ее делают, чем она отличается от других игрушек.
 
Основная часть
- рассказ с использованием презентации
Слайд 1. 
Слайд 2. За далекими лесами, полями и лугами течет река Вятка. 
Слайд 3. Есть на ее берегу большое село «Дымково». Какое красивое название, правда! А знаете, почему оно так называется?
Дети: Зимой, когда топили печи, над селом поднималось много столбов дыма. Вот и получилось название – «Дымково».
Слайд 4. Жили там веселые, жизнерадостные люди. И лепили они из глины на радость себе и детям яркие, веселые игрушки, раскрашивали их в яркие цвета.
Ну а раз делали такие игрушки в Дымково, то и игрушку назвали дымковской.
Слайд 5. Вот представьте, берет мастер глину. Взглянул в окно, а там по двору петушок гуляет, вот и приходит в голову мысль слепить петуха. А может быть он увидел лошадь или людей.
И появляется у него в руках глиняная фигурка. Она еще мягкая. А нужно, чтобы она стала твердой. 
Слайд 6. Отправляет ее мастер в печь сушиться.
Слайд 7. А дальше вынимает мастер фигурку из печи, дает ей остыть и покрывает ее белой краской.
И вот когда белая краска высохла, начинается самое интересное. 
Слайд 8. Мастер берет краски: немного - коричневой и черной и много красной, оранжевой, желтой, малиновой, синей, голубую, изумрудной, зеленой. 
Как бы вы назвали такие цвета одним словом?
 
Дети отвечают: разноцветные, яркие, веселые, радостные
 
Слайд 9. Начинает мастер рисовать узоры, они не сложные: круги, овалы, горошины и точки, прямые и волнистые линии. Они повторяются, и получается орнамент. Каждый раз разный, но всегда яркий, веселый!
Наверное, рисуя каждый элемент, мастер что-то себе представлял.
Как вы думаете, на что похож круг? А волнистая линия? А прямая?
 
Дети отвечают: на солнце, цветок, воду, забор и т.д.
- физкультминутка
Что-то мы с вами засиделись. Представьте, что мы с вами мастера.
 
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
 
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед)
(Дети садятся на свои места)
 
- рисование орнамента Дымковской игрушки
Воспитатель
Как вы думаете получится у нас с вами стать мастерами Дымковской игрушки? Попробуем?
 
Лепить мы пока не будем, а вот сделать роспись попробовать можно. Для начала раскрасим карандашами (детям раздаются шаблоны дымковской барышни).
Слайд 10.
Дымковская барышня ходит неспеша
Ею все любуются – ах как хороша!
Помните, каким должен быть фон, а какие цвета лучше использовать, а какие фигуры? Хорошо. Вы можете придумать свой собственный орнамент. Ваш дымковская барышня будет единственной и неповторимой.
 
Дети рисуют.
 
Удивительно какие, разные, но веселые получились барышни. Да из них можно целый хоровод составить. Молодцы!
 
Подведение итогов
Потрудились вы на славу можно и поиграть. 
Один, два, три – круг собери. (дети встают в круг)
 
Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Кто поймал, тот и отвечает.
 
Вопросы:
Как называется село, где родилась глиняная игрушка?
На берегу какой реки стоит это село?
Почему это село так называется?
Из чего делают Дымковскую игрушку?
Глина ведь мягкая, а почему игрушка твердая?
Как раскрашивают Дымковскую игрушку?
Какого цвета фон Дымковской игрушки?
Какие цвета используют в орнаменте?
Какие фигуры используют в орнаменте?
Каких персонажей изображает дымковская игрушка?
А какая дымковская игрушка понравилась вам больше всего?
Молодцы: все-то вы помните!
 Я думаю, мы сегодня с вами очень хорошо и поработали, и поиграли и даже стали мастерами!
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kaufman_pro_dymkovskuyu_igrushku.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия Тема: Секреты дымковской игрушки

Цель: познакомить детей с особенностями народного промысла «Дымковская игрушка»; способствовать формированию ценностно-эмоционального отношения к произведениям народного творчества, видеть красоту дымковской игрушки, ее своеобразие и выразительность

Задачи:

Образовательные:

- познавательное развитие: познакомить с историей появления дымковской игрушки, ее отличительными особенностями;

- учить воспроизводить элементы дымковской росписи; стимулировать интерес, творческий подход к художественной деятельности

 - Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы цветным карандашом.

-Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи

       -закрепить знания детей по лексической теме «Игрушки»

       Развивающие:

      - Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер.

      - способствовать формированию ценностно-эмоционального отношения к произведениям народного творчества, видеть красоту дымковской игрушки, ее своеобразие и стимулировать интерес, творческий подход к художественной деятельности;

     Воспитательные:

    -Воспитывать любовь к народному искусству России.

    -Воспитывать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с Дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи дымковской игрушки.

   -Активизация словаря за счет слов : дымковские игрушки, глиняные, роспись, мастера, народные  умельцы, узор, орнамент.

     Материалы: изображения дымковской игрушки, изображение этапов изготовления дымковской игрушки, образцы дымковской росписи, шаблоны дымковской барышни, цветные карандаши.

Предварительная работа: 

-Знакомство с дымковскими изделиями, их росписью.

-Рассказ воспитателя о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.

- Рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок.

- Чтение русских потешек, песенок, загадок.

-Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.     Рисование элементов дымковской росписи.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель:

Какой сегодня прекрасный день! Солнышко встало, и каждый человек занялся своим делом. Пора и нам приступить к занятиям.

Воспитатель: Ребята я сегодня утром пришла на работу и обнаружила, что наши игрушки, по ночам оживают. И сегодня они решили поиграть с нами в прятки. Посмотрите, на эту полку, каких игрушек не хватает?

Дети: неваляшки, матрешки и мячика.

Воспитатель: Правильно ребята. Я  долго их искала, а нашла  в  этом коробе. Ребята давайте посмотрим из чего сделаны эти игрушки, в которые вы любите играть (дети подходят к коробу рассматривают игрушки)

Ребята из какого материала сделана неваляшка? Вспомните, есть еще в нашей  группе игрушки из такого же материала?

Ответы детей

Ребята из какого материала сделан мяч?

Есть в нашей группе игрушки из такого же материала? Назовите их.

(ответы детей)

Ребята из какого материала сделана матрешка?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, Молодцы! Все верно, неваляшка из пластмассы, матрешка из дерева и мяч из резины

 Современные игрушки сделаны из таких материалов, которые вы назвали.

 Ребята, у меня от бабушки сохранился чудесный сундучок. А в нем игрушки, но не такие как мы с вами привыкли играть. Интересно, что это за игрушки?

Воспитатель достает из сундучка и показывает детям? Что вы можете о них сказать?

Ответы детей.

 Эти игрушки расписные. Давайте осторожно потрогайте их руками. Кто–нибудь может сказать из какого материала они изготовлены? (ответы детей).

Воспитатель: Давние времена игрушки делали и из других материалов. Например, из глины.

Сегодня мы будем раскрывать секреты Дымковской игрушки: откуда она взялась, как ее делают, чем она отличается от других игрушек.

  1. Основная часть

- рассказ с использованием презентации

Слайд 1.

Слайд 2. За далекими лесами, полями и лугами течет река Вятка.

Слайд 3. Есть на ее берегу большое село «Дымково». Какое красивое название, правда! А знаете, почему оно так называется?

Дети: Зимой, когда топили печи, над селом поднималось много столбов дыма. Вот и получилось название – «Дымково».

Слайд 4. Жили там веселые, жизнерадостные люди. И лепили они из глины на радость себе и детям яркие, веселые игрушки, раскрашивали их в яркие цвета.

Ну а раз делали такие игрушки в Дымково, то и игрушку назвали дымковской.

Слайд 5. Вот представьте, берет мастер глину. Взглянул в окно, а там по двору петушок гуляет, вот и приходит в голову мысль слепить петуха. А может быть он увидел лошадь или людей.

И появляется у него в руках глиняная фигурка. Она еще мягкая. А нужно, чтобы она стала твердой.

Слайд 6. Отправляет ее мастер в печь сушиться.

Слайд 7. А дальше вынимает мастер фигурку из печи, дает ей остыть и покрывает ее белой краской.

И вот когда белая краска высохла, начинается самое интересное.

Слайд 8. Мастер берет краски: немного - коричневой и черной и много красной, оранжевой, желтой, малиновой, синей, голубую, изумрудной, зеленой.

Как бы вы назвали такие цвета одним словом?

Дети отвечают: разноцветные, яркие, веселые, радостные

Слайд 9. Начинает мастер рисовать узоры, они не сложные: круги, овалы, горошины и точки, прямые и волнистые линии. Они повторяются, и получается орнамент. Каждый раз разный, но всегда яркий, веселый!

Наверное, рисуя каждый элемент, мастер что-то себе представлял.

Как вы думаете, на что похож круг? А волнистая линия? А прямая?

Дети отвечают: на солнце, цветок, воду, забор и т.д.

- физкультминутка

Что-то мы с вами засиделись. Представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)

А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки (руки вперед)

(Дети садятся на свои места)

- рисование орнамента Дымковской игрушки

Воспитатель

Как вы думаете получится у нас с вами стать мастерами Дымковской игрушки? Попробуем?

Лепить мы пока не будем, а вот сделать роспись попробовать можно. Для начала раскрасим карандашами (детям раздаются шаблоны дымковской барышни).

Слайд 10.

Дымковская барышня ходит неспеша

Ею все любуются – ах как хороша!

Помните, каким должен быть фон, а какие цвета лучше использовать, а какие фигуры? Хорошо. Вы можете придумать свой собственный орнамент. Ваш дымковская барышня будет единственной и неповторимой.

Дети рисуют.

Удивительно какие, разные, но веселые получились барышни. Да из них можно целый хоровод составить. Молодцы!

  1. Подведение итогов

Потрудились вы на славу можно и поиграть.

Один, два, три – круг собери. (дети встают в круг)

Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Кто поймал, тот и отвечает.

Вопросы:

Как называется село, где родилась глиняная игрушка?

На берегу какой реки стоит это село?

Почему это село так называется?

Из чего делают Дымковскую игрушку?

Глина ведь мягкая, а почему игрушка твердая?

Как раскрашивают Дымковскую игрушку?

Какого цвета фон Дымковской игрушки?

Какие цвета используют в орнаменте?

Какие фигуры используют в орнаменте?

Каких персонажей изображает дымковская игрушка?

А какая дымковская игрушка понравилась вам больше всего?

Молодцы: все-то вы помните!

 Я думаю, мы сегодня с вами очень хорошо и поработали, и поиграли и даже стали мастерами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...