План самообразования
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
План самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.37 КБ |
![]() | 19.65 КБ |
![]() | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ д/с №74
Комбинированного вида
Красносельского района
Р.П. Тереня
План педагога Сахончик Т. В. по организации образовательной деятельности
и повышения профессиональной компетенции на 2023 – 2024 учебный год.
Тема: «Ознакомление детей с русским народным творчеством»
Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу изучения данной темы.
Задачи:
-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
-разработать перспективный план работы с детьми;
-разработать картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.;
-публиковать опыт работы в электронных СМИ;
-транслировать свой опыт работы в методических объединениях, семинарах;
-участие в конкурсах, вебинарах.
№ п/п | Формы работы | Сроки |
Изучение научно-методической литературы по данной теме; | Сентябрь | |
Обзор информации по исследуемой теме в интернет - ресурсах; | ||
2 | Подбор методической литературы для разработки конспектов:
| Октябрь |
Разработка конспектов ОД по теме. | Сентябрь-май | |
3 | Посещение открытых мероприятий в рамках недели профессионального роста педагогов дошкольных учреждений. | Февраль Ноябрь- декабрь |
Участие в просмотре видео лекции по теме «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на сайте infourok.ru | ||
4 | Разработка открытого мероприятия. | Декабрь |
5 | Проведение открытого мероприятия по данной теме для педагогов ДОУ. | Апрель В течении года |
Подготовка материалов для публикации на интернет-сайтах | ||
6 | Участие в вебинарах по данной теме. | Сентябрь-май |
7 | Разработка картотеки | В течение года |
8 | Разработка плана по организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетенции на 2024 – 2025 год. | Апрель-май |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по декоративно-прикладному искусству в средней группе
«Дымковская барыня»
Цель: обобщение знания детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковским узором.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить рассматривать их, называя детали узора.
- продолжать учить составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, прямых и волнистых линий) на юбке барышни, используя образец или придумывая свой.
- продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета для узора.
- развивать умение работать кистью;
- упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.
- развивать образное восприятие, воображение, творчество.
- воспитывать любовь к Родине.
- воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Оборудование: картинки с изображением дымковских игрушек, силуэт дымковской барышни, краски, кисти, ватные палочки, непроливайки, салфетки.
Предварительная работа:
Приготовьте свои ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке я хочу вам рассказать.
Давным-давно, на берегу одной речки стояло большое село. Каждое утро люди затапливали печи, и из труб домов шёл дым. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе настоящие дымковские мастера. Они заготавливали глину, лепили из неё игрушки, обжигали их в печи и потом покрывали их белым мелом и расписывали красками. Вот такие игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй, матушка земля
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Воспитатель: Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.
Одно из старинных сел село Дымково. Ребята, а кто помнит, чем же славится это село? (Русскими мастерами) Правильно, здесь живут русские мастера.
Ребята я на днях познакомилась с одним русским мастером он приехал из старинного села Дымково. Стала расспрашивать чем он занимается. Так много нового узнала. А еще мастер передал мне письмо. Ребята, как вы думаете, чем же занимается дымковский мастер?
Дети: делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами.
Сегодня я хочу пригласить вас на выставку народных мастеров. Проходите, Ребята Что вы видите на нашей выставке?
Дети: фотографии на которых изображены игрушки. (рассматриваем картинки)
Воспитатель: правильно. Перед вами разные народные игрушки
Посмотрите, какие они? красивые, яркие, нарядные, веселые, и очень разные. Ребята, как называются все эти игрушки? (Дымковские). Правильно, А почему их так назвали?
Дети: потому что их сделали в селе Дымково.
- Ребята, а какие цвета мастера используют для росписи игрушек? (синий, желтый, зелёный, оранжевый)
- Ребята, а из каких элементов состоит дымковский узор? (круг, точка, прямая линия, волнистая линия, кольцо, клетка)
Воспитатель: Я же совсем забыла, что мне пришло письмо, узнаем что же там.
«Здравствуйте дети и Татьяна Владимировна, меня зовут Иван Петрович, я мастер по изготовлению дымковских игрушек. Я очень хочу поучаствовать в выставке, но у меня закончились краски. Вы можете мне помочь. (заготовки дымковских барышень.)
Воспитатель: Самая известная дымковская игрушка – Барышня. Она носила яркие расписные юбки. Сейчас мы рассмотрим юбку барышни. Какие элементы используются при росписи юбки?
Дети: кружочки, точки, волны, полоски и т.д.
Воспитатель: что же делать, чем же мы можем помочь мастеру? А платья то у них не готовы!
Дети: Мы можем помочь Красками, кисточками, расписать наряды
Вы хотите стать мастерами и расписать наряды дымковскими узорами?
Дети: да
А для этого нам с вами нужно отправиться в мастерскую и стать настоящими мастерами.
Динамическая пауза (проведение физкультминутки)
Воспитатель: А на чем же нам добраться до мастерской поедем на лошадках.
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной в замок)
Бьет копытом у ворот. (поочередное поднимание ног)
На ветру играет гривой, (покачивание головой)
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу, (движение руками как на лошади и подскоки)
Не поеду – полечу.
Там, за дальнею рекой, (остановится, смотрим в даль)
Помашу тебе рукой! (помахать руками)
Воспитатель: вот мы и приехали в мастерскую. (присаживайтесь за столы)
(На столах дымковские барыни, вырезанные из бумаги)
Уважаемые мастера приступим к работе. Сейчас я вам покажу, как бы я украсила игрушку? Как я подготовлю кисточку?
Дети: я беру кисточку в руку. Обмакиваю кисть в стаканчик с водой.
Воспитатель: Мы рисуем гуашевой краской, а она не любит лишнюю воду.
Как я уберу лишнюю воду с кисточки?
Дети: об салфетку.
Воспитатель: если я хочу поменять цвет, что я должна сделать?
Дети: промыть тщательно кисть в баночке, осушить о салфетку, если на салфетке остается цветной след, то….
Сейчас вы можете приступить к нанесению узоров на юбку барыни.
Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная робота…
Раскрашивать юбку не нужно, сделаем только узоры. Посмотрите на мою работу и обратите внимание на то, какие узоры у вас могут получиться. (Показ готового образца)
Воспитатель: барышни у нас готовы. Сейчас аккуратно возьмем и отнесем их на выставку.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие барышни у нас получились.
В конце занятия все работы рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что игрушки получились очень красивые.
Воспитатель: - кому мы сегодня помогали? Как помогали? Какие элементы использовали? Как называется такая роспись?
Воспитатель: какие вы молодцы. Я сфотографирую и отправлю фото мастеру, он будет очень счастлив, увидев ваши работы. Спасибо за помощь!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детского сада №74 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Отчет по самообразованию
«Ознакомление детей с русским народным творчеством».
Выполнила: Сахончик Татьяна Владимировна
воспитатель 2 группы
2024
Актуальность
«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»
Н.М. Карамзин.
Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа. Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.
Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.
Целью работы над темой стало повышение собственного теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу изучения данной темы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- разработать картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.;
- публиковать опыт работы в электронных СМИ;
- поделиться опытом с коллегами по данному вопросу.
Организация работы над темой
В процессе работы над темой был составлен план работы по самообразованию, далее была изучена методическая литература:
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020г. – 368 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2023. – 304 с.: ил.
- Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки / дошкольное воспитание – 2007г №7
- Куприна Л.С. «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
Проанализирован опыт коллег в данном направлении. Был подобран и проведен мониторинг знаний детей. За основу был взят диагностический материал по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В результате был выявлен средний уровень развития знаний у большинства детей.
С учетом полученных данных в течение учебного года были разработаны и активно внедрялись в практику работы с детьми игры: «Собери по частям», «Народные промыслы», «Чудо узоры»; ознакомление детей с народным фольклором (сказки, песенки, частушки, потешки, пословицы, поговорки, считалочки, народные игры); знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда в группе:
- оформлен центр русского народного творчества
- Разработаны картотеки: «Зимние забавы», Русские народные пословицы и поговорки».
Для представления опыта работы по теме разработала конспект для открытого мероприятия.
Опыт работы по теме представила коллегам в форме открытого ОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская барыня».
В течение учебного года велась работа с родителями воспитанников:
- разработаны консультации для родителей на темы: «Истоки русской народной культуры», «Роль куклы в воспитании дошкольников», «Как правильно читать сказки», «Любовь к родному краю»; Папки-передвижки на тему: «Матрешка и ее история», «История русского народа».
Запланированная мною работа выполнена. Дети имеют представления о фольклоре (сказки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.). Имеют представления о традиционной культуре, проявляют интерес к предметам быта. Стремятся к участию в традиционных праздниках, проявляют интерес к ряжению в русские костюмы. Используют полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности: изобразительной, трудовой, конструктивной, музыкальной и игровой.
Через ознакомление с народной культурой ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Перспективы на будущий год
Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем продолжить изучение данного направления с данной группой воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-692736-1587754212.jpg)
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-409036-1392959297.jpg)
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-1084493-1633980692.jpg)
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1344352-1630573857.jpg)
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...