Программа коррекционной работы по художественно - эстетической направленности
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru
ИНН 6432003994 КПП 645101001 ОГРН 1036403201592
Программа коррекционной работы по художественно – эстетической направленности для детей подготовительной группы.
Разработчики:
Рахматалиева Х.А
Бссчастнова А.Н.
2023г. – 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ.
№ | Наименование раздела | Стр |
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
Актуальность | ||
1.3 | Цели программы | 2 |
1.4 | Задачи программы | 2 |
1.5 | Предполагаемые результаты | 4 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Календарно - тематическое планирование | 5 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Учебный план | 6 |
3.2 | Список литературы | 7 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- Актуальность.
Одарённые дети, ценная, но хрупкая часть нашего общества один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с одаренными детьми дошкольного возраста. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося, вреда. Данная программа включает методы и приёмы, которые будут использованы по развитию детской одарённости:
1.3. Цель программы:
- создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями;
- совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
1.4. Задачи программы:
- учить детей видеть красоту окружающего мира;
- учить детей выражать свои чувства через творчество;
- развивать цветовое восприятие;
- способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета;
- развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения
предметов на листе бумаги с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и
величине;
- формирование элементов самостоятельной деятельности, положительного отношения к себе, человеку.
1.5. Предполагаемые результаты:
Инструменты мониторинга.
Мониторинг целевых ориентиров проводится два раза в год: вводный с 01.09.
(две недели) и итоговый (последние две недели мая) каждого учебного года.
Инструментарий педагогической диагностики:
- Ребёнок создаёт модели одного и того же предмета из разных материалов
по рисунку и словесной инструкции педагога.
Основные диагностические методы педагога:
- наблюдение
- проблемная ситуация
- беседа
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно – тематическое планирование
Период | Тема | Цель |
Октябрь 2023 г. | «Золотая осень» | Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно – коричневый, темно – серый, черный, зеленовато – серый)и приемы работы кистью(всем ворсом и концом); учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее; развивать творчество. |
«Ветка рябины» | Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения. | |
«Нарисуй свою любимую игрушку» | Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать изображение на листе; учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом; развивать воображение, творчество. | |
«Комнатное растение» | Учить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки, умение удачно располагать изображение на листе. | |
Ноябрь 2023г. | «Родная улица моя» | Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов; продолжать закреплять навыки и умения в рисовании; развивать пространственные представления, умение продумывать расположение на листе; развивать воображение. |
«Декоративное рисование в квадрате» | Учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру. | |
«Автобус» | Закреплять умение детей оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги; упражнять в рисовании кистью разными способами (концом, плашмя и т.д.); учить использовать удачно сочетающиеся цвета, составлять на палитре оттенки цвета; развивать эстетические чувства, воображение; воспитывать инициативу, самостоятельность, активность | |
«Сказочный дворец» | Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. | |
Декабрь 2023 г. | «Зимний пейзаж» | Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение. |
«Сказка о царе Салтане» | Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина, стимулировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке. Учить выбирать эпизоды сказки, передавать волшебный колорит. | |
«Цветы гжели» | Углубить и закрепить знание о гжельской росписи в сине-голубой гамме; развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов; формировать умение передавать элементы росписи; воспитывать интерес к народному декоративному искусству; закреплять умение рисовать акварелью; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное. | |
«Морозные узоры» | Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.); совершенствовать технику рисования концом кисти; развивать чувство формы и композиции. | |
Январь 2024 г. | «Елочка» | Учить рисовать дерево, правильно располагать ветки, прорисовывать мелкие детали. |
«Новогодний праздник в детском саду» | Учить передавать в рисунке настроение праздника; воспитывать положительные эмоции к окружающей обстановке и людям, которые находятся рядом; формировать умение оценивать свои работы. | |
«Пир на весь мир» | Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, дополнять изображение сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол); развивать чувство формы и композиции; воспитывать интерес к народному искусству. | |
Февраль 2024 г. | «Снежная королева» (создание обложки) | Закреплять знания о роли и особенностях обложки для книги; совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определенную цветовую гамму; добиваться соответствия сюжета рисунка определенному моменту литературного произведения |
«Букет в холодных тонах» | Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения. | |
«Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» | Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы. | |
«Уголок групповой комнаты» | Развивать наблюдательность, умение отражать увиденное в рисунке, передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве (выше, ниже, правее, левее, посередине), характерный цвет, форму и строение, детали обстановки. Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности. Закреплять умение оценивать свои рисунки и рисунки товарищей в соответствии с задачей передать реальную обстановку. | |
Март 2024 г. | «Нарисуй, что хочешь» | Продолжать формировать умение детей видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать способность оценивать свой выбор содержания изображения, выбор и оценку выразительного решения темы другими детьми. Закреплять умение использовать выразительные средства разных изобразительных материалов |
«Кем ты хочешь быть?» | Учить передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Оценивать свои рисунки в соответствии с заданием. | |
«Коняшки гуляют» | Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора; упражнять в способе рисования фигуры слитной линией | |
«Олешки – золотые рожки» | Закреплять умение рисовать контур игрушки слитной линией; учить создавать декоративную композицию. | |
Апрель 2024 г. | Декоративная композиция «Боярыни» | Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки; развивать умение составлять узор на юбке боярышни из знакомых элементов, чувство цвета, ритма в узоре; учить самостоятельно выбирать цвета для узора. |
«В синем небе голосок, будто крошечный звонок…» | Учить рисовать жаворонка, выстраивая изображение из составных частей; воспроизводить в рисунке птицу в движении; развивать навыки рисования цветными карандашами. | |
«Пожарная машина спешит на пожар» | Уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города – изображать пожарную машину возле здания, охваченного огнем; познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить выделять теплые цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, использовать их для изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в цвета вечернего заката акварельными красками по-мокрому; учить передавать пропорции между зданием и автомобилем | |
«Мой любимый сказочный герой» | Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образные представления, воображение. | |
Май 2024 г. | «Весна» | Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме(теплой или холодной). Закреплять умении работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. |
«Перо Жар – птицы» | Учить сочетать в одном художественном образе аппликативных, графических и каллиграфических элементов; освоение приемов штриховки цветными карандашами. | |
«Сирень в вазе» | Учить понимать жанровые особенности натюрморта и пейзажа, рассматривать картину, передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски несколькими слоями; развивать навыки смешивания краски для получения нужного оттенка. |
III. Организационный раздел
3.1. Учебно-тематический план.
Вид организованной образовательной деятельности | Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательных ситуаций | Форма организации образовательного процесса | Возраст детей |
Художественно – эстетическое развитие | 35 | 1 | 20 | подгрупповая, индивидуальная. | 5-7 лет |
3.2. Литература:
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (методические рекомендации) Москва «Цветной мир» 2013г.
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (парциальная программа) Москва «Цветной мир» 2015г.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва «Цветной мир» 2013г.
- Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. Карапуз,1999.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Карапуз - Дидактика, 2007.
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. Серия «Дошкольное образование».
- Журавлёва И. В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарёнными детьми. - М. : ТЦ Сфера, 2010.-36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-958242-1508174790.jpg)
Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)
Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-948439-1508174050.jpg)
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/21/picture-907832-1621604564.jpg)
Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности
Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-364449-1390153703.jpg)
программа коррекционной работы по художественно - эстетической направленности для детей подготовительной группы
материал для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/13/picture-222974-1715580606.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Волшебный сундучок» по развитию художественно творческих способностей детей
На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.Заняти...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/16/picture-836417-1718543612.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...