Конспект интегрированного занятия "История фарфорового блюдца"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Что же такое "фарфор"? Из чего он сделан? Когда и кем впервые изобретен?
В конспекте занятия мы познакомимся с историей изобретения, процессах производсдства и качествах изделий из фарфора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ ФАРФОРОВОГО БЛЮДЦА»
Цель: систематизировать знания детей об истории возникновения фарфорового производства через различные техники нанесения узоров росписи.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с краткой историей появления фарфора, и фарфорового производства в России.
Приобщать детей к культуре и эстетике художественной роспись.
Развивающие:
Развивать познавательно творческую активность детей, образное мышление.
Развивать у детей чувство композиции, цвета.
Обогащать словарный запас. Активизировать словарь по теме «фарфор», «глина», «каолин», «минералы», «шликер», «кобальтовая сетка»
Воспитательные
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа.
Уважение к мастерам и желание создавать своими руками.
Поддерживать атмосферу творчества, активного участия в общих событиях группы.
Материалы:
Изделия из фарфора, иллюстрации для показа. Проектор для демонстрации видеоматериалов. Ноутбук. Комплект разрезных картинок.
Для практической части занятия:
Тарелки одноразовые, бумажные, белые. Краски «гуашь» разных цветов. Губка для мытья посуды, разрезанная на небольшие кусочки (из расчета по 3 кусочка на каждого ребенка), кисточки щетина – по количеству детей, трафареты для нанесения рисунка – по количеству детей, кисточки «белка» №2 – по количеству детей. Тряпочки – салфеточки. Влажные салфетки.
Предварительная работа:
Ознакомительная беседа. Посещение музея «Волшебная кладовая» блок «Легендарный Русский фарфор», просмотр фарфоровых изделий. Компьютерная презентация на тему «Такая разная посуда». Проведение дидактических игр про фарфор.
Методы и приемы:
Наглядные: наблюдение, показ предмета, показ образца, показ способа действия. Демонстрация видеоматериалов. Рассматривание картин.
Практические
Игровой метод, Элементарный опыт, Моделирование
Словесные
Рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сейчас мы с вами находимся на выставке. Скажите пожалуйста, чему она посвящена?
Ответы детей.
Правильно ребята, вы совершенно правы.
Звучит музыка
Воспитатель: Ой, мне кажется, что к нам еще кто-то пришел в гости.
2. Основная часть
Здравствуй гостья дорогая!
Проходи!
Ты кто такая?
БЛЮДЦЕ:
Здравствуйте друзья!
Я фарфоровое блюдце!
И кто не взглянет на меня,
Все вокруг любуются.
Я сегодня к вам спешило,
В луже оступилось,
Сувениры вам в подарок
Хрупкие разбились
(закрывает лицо руками, плачет)
Воспитатель: да уж блюдечко, не повезло тебе сегодня. сувениры разбила. Ребята, жаль вам блюдечко?
ВОСПИТАТЕЛЬ: а расскажи нам пожалуйста откуда ты.
БЛЮДЦЕ:
Чтобы восторгать надолго
Красотою глаз людей.
Дом мой раньше, и сегодня-
Императорский музей
ВОСПИТАТЕЛЬ: Надо же, а нам знакомо это место, и ребята в нем даже бывали. Наш музей в садике небольшой, а вот Императорский фарфоровой музей огромен. Он расположен на территории Императорского фарфорового завода, который был открыт аж в 1744 г. это было целых 280 лет назад.
А давайте мы ему поможем? Поможем ребята?
Блюдечко! Оставайся с нами, мы с ребятами обязательно тебе поможем. А ты знаешь, блюдечко, мы как раз собрались сегодня познакомиться с тем как, и из чего изготавливают фарфор.
Посмотрите, какие интересные экспонаты живут на нашей выставке, и у каждого из них есть своя история.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мне очень хочется поделиться с вами историей создания фарфора. Впервые фарфор придумали в Китае, это было очень давно в 620 г н.э., и если посчитать, то ему уже 1404 лет, это очень много. Китайцы десятилетиями хранили в строжайшей тайне процесс изготовления фарфора. Изделия эти очень ценились.
Спустя время китайский фарфор обрел невероятную популярность. Но он стоил очень дорого, и позволить себе его могли только очень богатые люди.
Прошло не мало лет с тех пор как фарфор впервые стали изготавливать в России. Его состав уже не был тайной, теперь ученые хорошо знали, что фарфор изготавливаю из глины, каолина и минералов. А вот точные пропорции по сей день держат в строжайшем секрете.
Создатель русского фарфора – русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов. (Показывает иллюстрацию) И в 1744г, по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора.
Мануфактура - это то же что завод.
Ребята, этот завод существует и сегодня.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята посмотрите пожалуйста как красивы изделия из фарфора, есть тут и чашки и блюдца и у каждого свой неповторимый наряд.
ВОСПИТАТЕЛЬ: блюдце, расскажи нам а какой наряд был у тебя
БЛЮДЦЕ:
Посмотрите: здесь узор
волнами разлился,
Здесь побег, и завиток,
Куст цветов раскрылся!
Ты не переживай пожалуйста, разбитые сувениры, заново соберём.
Игра «Найди чайную пару»
Смотрите все получилось, все сувениры снова целы. Да уж фарфор действительно очень хрупкий. А ведь за ним тоже нужно ухаживать. Блюдечко расскажи-ка нам, как за тобой ухаживать?
БЛЮДЦЕ:
За собой люблю уход,
И водой умыться.
Но будьте осторожны!
Я могу разбиться!
Эксперимент. «Сухой, мокрый, мыльный фарфор»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы будем очень бережно к тебе относиться. А ты не расскажешь нам из чего и как ты сделано?
Расскажу и покажу!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, пожалуйста садитесь на стулья.
Дети садятся на стулья.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, блюдечко поделиться с нами всеми секретами изготовления, а вы внимательно посмотрите видео репортаж!
Показ видео репортажа про ИФЗ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, интересный был репортаж? По-моему, очень познавательный. Скажите честно, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастера по росписи фарфора?
Дети: Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Под показ воспитателя дети выполняют упражнения:
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышла чашка погулять.
Мимо чайник пролетает —
Чашку чаем наполняет:
— Буль-буль!..
Ой-ёй-ёй!
Нужен сахар кусковой!
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышел сахар погулять.
Мимо ложка пролетает —
Сахар в чашке растворяет:
— Дзынь-дзынь!..
Ой-ёй-ёй!
Нужен пряник расписной!
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышел пряник погулять.
Рядом зубки поджидают —
В прятки с пряником играют:
— Хруст-хруст!..
Ай-яй-яй!
По столу растекся чай!
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышла тряпка погулять.
Тряпка в чае извозилась,
Тряпка фыркала и злилась:
— Раз-два-три-четыре-пять —
Не хочу с тобой играть!
4. Практическая работа.
Показ воспитателя:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы будем расписывать тарелочку, для того чтоб приступить к работе нужно знать, как это делать.
Слушайте, смотрите, не перебивайте!
Останутся вопросы вы руку поднимайте
Воспитатель показывает детям процесс выполнения работы.
Берем трафарет, прикладываем его к месту нанесения росписи. Выбираем цвет краски. Берем губку и наносим на нее небольшое количество краски кисточкой. После этого определив нужный фрагмент наносим краску на поверхность используя тычковые (набивные)движения, с помощью губки наносим краску. И пока наша роспись подсыхает, мы с вами немножко разомнемся.
Теперь нам осталось лишь украсить тарелочки золотом.
Возьмите тонкую кисточку. Можно добавить золотые линии и/или создать окантовку, раскрасить край.
Если вам все понятно можете приступать.
Роспись блюдца.
Воспитатель наблюдает и помогает тем, у кого не получается.
3.Заключительный этап.
Ребята вы прекрасно справились с задание, как настоящие мастера по росписи фарфора показали свои умения. А давайте-ка мы с вами вспомним все то, о чем говорили сегодня.
Итог занятия.
Ребята, давайте вспомним:
1.В кокой стране впервые был изобретен фарфор! (Китай)
2.Кто является создателем русского Фарфора? (Дмитрий Иванович Виноградов)
3. Как по-другому называют шликер (фарфоровое тесто)
4. Где в Санкт-Петербурге изготавливают изделия и посуду из фарфора? (Императорский фарфоровый завод)
5.Как называется самый знаменитый и узнаваемый узор, наносимый на фарфоровые сервизы? (Кобальтовая сетка)
Очень хорошо! Вам понравилось наше путешествие в страну фарфора?
Замечательно! А тарелочки которые вы сегодня расписали можете взять с собой. Как памятный сувенир. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Музей посуды "Фарфоровые блюдца"
На этапе дошкольного детства важную роль в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Детям этого возраста необходимо усвоить определенный круг знаний о предметах, ознакомиться с их названиями,...
Конспект НОД «Чашка с блюдцем» (лепка)
Цель: учить детей лепить посуду из пластилина, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Задачи: Образовательные: - упражнять в соединении частей приемом прижима...
Конспект занятия на тему: Блюдце для кошечки" в первой младшей группе.
Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку....
Конспект НОД «Чашка с блюдцем» (лепка)
Конспект НОД «Чашка с блюдцем»(лепка)...
Конспект ООД по рисованию "Блюдце"
Цель: закреплять умение работать с красками.Задачи: развивать восприятие цвета, закреплять знание основных цветов. Совершенствовать умение работать кистью - держать кисть чуть выше железного наконечни...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы в образовательной области художественно-эстетическое развитие по декоративно-прикладному творчеству Тема: Блюдце для кружечки. Гжельская роспись.
Цель: закреплять знания о гжельской росписи, учить составлять узор на основе простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки)....
Конспект занятие «Чашка и блюдце»
Конспект занятия в познавательной области художественно-эстетическое развитие "Чашка и блюдце"...