ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебные краски»
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Программа по нетрадиционному рисованию (старшая и подготовительная группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnye_kraski.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 33»

456211, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Металлургов, д.4, тел. 8(3513)755717

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №33»

Протокол № 1 от #1075;.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 33»

__________О.А.Одаренко

Протокол № 97 от #1075;.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебные краски»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Тематическая направленность: художественно-эстетическая

Срок реализации: 2 года

Уровень освоения: базовый

Форма реализации: очная

Составитель программы: воспитатель

Пучкова Альбина Вагизовна

г.Златоуст

2023 г.

Содержание

№ п/п

Страница

1.

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

Перспективный план работы по рисованию I год обучения

Перспективный план работы по рисованию II год обучения

Планируемые реализации освоения программы

Формы аттестации

3.

Методическое обеспечение программы

4.

Список используемой литературы

  1. Комплекс основных характеристик программы
  1. Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные краски» направлена на обучение детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования. Данная программа адаптирована для детей 5-7 летнего возраста независимо от наличия у них специальных художественных навыков. Ведущая идея данной программы - развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

Новизна программы

Новизна программы определяется индивидуальным подходов к изучению современных направлений в художественно-эстетическом развитии детей и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных, интегрированных методов. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных дошкольников, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Значимость программы

Программа доступна для каждого ребёнка и не требует наличие у него хорошо развитых навыков рисования. Занятия по программе совершенствуют наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, моторика.

Актуальность

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, моторика.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения

#1048;меют стойкий интерес к изобразительной деятельности.

2. Знают и называют материалы, которыми можно рисовать (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель и др.). Умеют ими пользоваться.

#1047;нают основные цвета и их оттенки, широко их используют.

4. Ритмично наносят штрихи, пятна. Украшают изделие различными способами.

#1056;исуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор).

#1057;оздают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей.

#1057;оздают простейшую композицию из нескольких предметов.

По окончании второго года обучения

  1. Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине.

2. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки.

3. Используют нетрадиционные техники рисования: монотипия; теснение; набрызг; граттаж; печать по трафарету; рисунок жидким тестом; рисунок клеем; рисование ватными палочками; обрывание; оттиск различными предметами; рисование пальчиком, ладошкой; печать; тычок; шаблонография; рисунок по-сырому.

4. Имеют достаточные знания об окружающем мире.

5. Используют в одной работе разные изобразительные материалы.

#1042;ладеют навыками по составлению сюжетов.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи:

-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

-развивать творческие способности детей.

-подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

-знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

-учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

-формировать умение оценивать созданные изображения.

-формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.

-побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

-поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Объем учебного курса

Занятия проводятся с детьми 5-7 лет 1 раз в неделю и длятся 30 минут. В программе представлены 31 занятие, рассчитанных на учебный год.

Срок реализации: 2 года.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

Перспективный план работы по рисованию

I год обучения

Тема (техника)

Цель

Материал

ОКТЯБРЬ

Осенний лес

(Печать листьями)

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - «Отпечаток»

Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе

Альбомный лист, кисть, листья деревьев разной величины, гуашь всех цветов, салфетка, баночка с водой, рассматривание сухих листьев разных деревьев (гербарий).

Яблоня с золотыми яблоками.

(Рисование печатью из поролоновой губки)

Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев

Альбомный лист, гуашь, палитра, кисть, баночка с водой, салфетка, поролоновый штамп.

Краски осеннего леса

(Рисование мятой бумагой и поролоновой губкой)

Знакомить с новой техникой рисования мятой бумагой, рисование фона с помощью поролоновой губки. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Альбомный лист, листы бумаги для формирования комочков, палитра, гуашь, кисть, поролоновая губка, баночка с водой, салфетка

Птицы летят на юг

(Набрызг)

Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

Трафарет птиц, летящих стаей на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, палочка для набрызга, альбомный лист, зубная щётка

НОЯБРЬ

Белка пушистая

(Тычок жесткой полусухой кистью)

Учить технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями (сверху вниз), тем самым получая пушистую шубку.

Альбомный лист, контур белочки, вырезанный из картона, гуашь, жёсткие кисти, баночка с водой, салфетка

Корзина с грибами

(Печать картофелем)

Закреплять умение пользоваться печатью (но из другого материала – картофеля)

Печать грибов из картофеля, корзины нарисованные, краска, кисть, бумага, баночка для воды

Осень отражается в воде.

(Монотипия)

Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.

Альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, кисть, салфетка

Морские глубины

(Свеча + акварель)

Знакомить с техникой рисования свечой. Нарисовать свечой медузы и морских обитателей, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской (синей, черной, фиолетовой), получая таким образом фон воды.

Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой

ДЕКАБРЬ

Чудесные превращения кляксы

(Кляксография)

Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.

Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка, трубочка для коктейля

Морозные узоры

(Рисование солью)

Познакомить с техникой рисования солью. Создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании морозного узора (волнистая линия, завиток, перо, пушистая точка)

Цветной картон тёмного цвета, клей, поваренная соль

Раскидистое дерево в снегу

(Рисование ладошками, пальчиками и кистью)

Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом)

Альбомный лист, гуашь коричневая, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой

Ночной дождь (Акварель + свеча)

Продолжать знакомить с техникой рисования свечой.

Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой

ЯНВАРЬ

Зайчонок на снегу

(Рисование мятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развивать наглядно- образное мышление, воображение

Цветной картон тёмного цвета, гуашь, палитра, листы бумаги для формирования комочков, салфетка, кисть, баночка с водой

Береза в снегу

(Тычок жёсткой полусухой кистью)

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать мятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка

На что похоже?

(Аппликация с дорисовыванием)

Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы

Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги

Укрась рукавицу

(Работа со знакомыми техниками)

Развивать умения самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печатки, салфетка, баночка с водой, палитра, ватные палочки, коктейльные трубочки.

ФЕВРАЛЬ

Узоры на окнах

(Кляксография)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка для коктейля, баночка с водой, салфетка

Игрушки не простые- расписные (дымковская игрушка)

(Печать штампами разных форм (круг, овал, ромб, точки) и ватными палочками)

Продолжать учить способу прижимания штампов к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, штампы, салфетка

Две кошки

(Пластилинография)

Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. Развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, стека, белый картон, трафарет кошки и шаблон, образец готовой поделки - шаблон для детей

Ёлочки-красавицы

(Набрызг)

Продолжать учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

Трафарет елки, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист, Зубная щётка.

МАРТ

Весёлый клоун

(Аппликация с дорисовыванием)

Учить детей пользоваться шаблонами, учить путем аппликации создавать образ веселого человечка – клоуна.

Шаблоны из картона, гуашь, цветная бумага, клей, альбомный лист.

Цветы для мамы

(Рисование акварельными красками, коктейльной трубочкой и ватными палочками)

Учить акварельные краски выдувать из коктейльной трубочки, получая разветвление на бумаге. Формировать из полученного изображения цветы при помощи ватных палочек.

Альбомный лист, акварель, вода, трубочка для коктейля, ватные палочки.

Сказочная птица

(Рисование ладошками и пальчиками)

Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение.

Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка

Мимоза в вазе

(Рисование ватными палочками + трафарет)

Упражнять в рисовании ватными пальчиками и использовать трафарет вазы, соединять в работе две техники.

Альбомный лист, ватные палочки, гуашь, трафареты разной формы ваз, поролоновые кисточки

АПРЕЛЬ

Бабочка

(Монотипия)

Закреплять технику рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое.

Белый альбомный лист, акварель, образцы бабочек, баночка с водой, салфетка

«Космические дали»

(Набрызг)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие.

Альбомный лист, гуашь, стаканчики с водой, салфетки

Придумай и дорисуй

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком

Яблоневый цвет

(Рисование мыльными пузырями)

Продолжать учить разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу.

Альбомный листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть.

МАЙ

«Праздничный салют над городом»

(Восковые мелки + акварель)

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки

Альбомный лист, восковые мелки, акварель стаканчик с водой, салфетки

Пушистые одуванчики

(Пластилинография)

Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой.

Картон белого цвета, пластилин желтого и зеленого цвета, стека, салфетка для рук.

Итоговая выставка рисунков

Перспективный план работы по рисованию

II год обучения

Тема (техника)

Цель

Материал

ОКТЯБРЬ

«Овощи и фрукты - герои сказки»

(Рисование по мятой бумаге»

Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре. Совершенствовать технику рисования по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета.

Цветной картон тёмного цвета, гуашь, палитра, листы бумаги для формирования комочков, салфетка, кисть, баночка с водой

«Дары природы»

(Монотипия)

Совершенствовать технику рисования «монотипия». Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Белый альбомный лист, акварель, образцы, баночка с водой, салфетка

«Натюрморт с арбузом»

(Натюрморт)

Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность.

Белый альбомный лист, баночка с водой, трафарет, кисть, жесткая кисть, салфетка, гуашь, предметы для композиции.

«Фрукты»

(Техника по – сырому)

Продолжать совершенствовать технику по сырому. Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство композиции.

Бумага для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; губка для смачивания бумаги; бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные краски, стаканчик с водой

НОЯБРЬ

«Ветка рябины в вазе»

(Техника печати)

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник. Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины. Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала

Натуральная ветка рябины с ягодами, картинки с изображением веточек рябины, образцы рисунков, гуашевые краски коричневого, зеленого, желтого, красного, оранжевого цвета, кисти, штампы, ватные палочки, вода в стаканчиках.

«Осенняя береза»

(Рисование свечой)

Совершенствовать технику «рисование свечей». Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой

«Дерево под ветром и дождем»

(Рисование свечой)

Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей». Учить детей изображать различные образы деревьев. Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции.

Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой

«Унылая пора»

(Рисование солью)

Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции, используя нетрадиционные техники рисования. Совершенствовать навыки смешивания красок. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.

Картины с изображением осенних пейзажей, погодных явлений, цветной картон тёмного цвета, клей, поваренная соль оранжевый, жёлтый, красный цвет.

ДЕКАБРЬ

«Снегири на ветках»

(Рисование способом «тычка»)

Совершенствовать навыки рисования способом «тычка». Развивать умение самостоятельно создавать композицию

Альбомный лист, контур белочки, вырезанный из картона, гуашь, жёсткие кисти, баночка с водой, салфетка

«Дятел и кукушка»

(Рисование с помощью трафарета)

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать учить детей рисованию свечей. Развивать мелкую моторику рук.

Альбомный лист, гуашь, трафареты, поролоновые кисточки

«Волшебные снежинки»

(Тычкование)

Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы

«Новогодняя елка»

(Рисование мятой бумаги)

Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками. Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью. Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов.

Цветной картон тёмного цвета, гуашь, палитра, листы бумаги для формирования комочков, салфетка, кисть, баночка с водой

ЯНВАРЬ

Зимняя ночь

I занятие

(Чёрно – белый граттаж)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой чёрно – белого граттажа. Учить натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа.

Лист полукартона, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть.

Зимняя ночь

II занятие

(Чёрно – белый граттаж)

Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих.

Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

Зимний лес

(Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью)

Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик.

Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки.

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему.

Всё имеющееся в наличии

ФЕВРАЛЬ

«Лиса и журавль»

(Рисование «по сырому»)

Закрепить навыки рисования «по сырому». Закрепить умение смешивать на палитре краску. Развивать у детей усидчивость.

Акварель, кисти № 1, 4, листы акварельной бумаги формата А4, поролоновые губки.

«Фонари в городе Снеговиков»

(Техника «Батик»)

Познакомить детей с новой техникой «батик». Учить детей рисовать по ткани. Формировать эстетический вкус.

Пяльцы, белая ткань, акварельные краски, рисунок на ткани, кисти, подставки для кисточек, вода, салфетки, ватные салфетки.

«Сказочный подсолнух»

(Техника «Батик»)

Продолжать знакомить детей с техникой «батика». Развивать у детей чувство цветовосприятия.

Пяльцы, белая ткань, акварельные краски, рисунок на ткани, кисти, подставки для кисточек, вода, салфетки, ватные салфетки.

«Сказочный дом – гриб»

(По замыслу)

Учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом - гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику.

Всё имеющееся в наличии

МАРТ

«Цветы в вазе»

(«Граттаж»)

Совершенствовать технику рисования «граттаж». Продолжать формировать чувство композиции и ритма. Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Альбомный лист формата А4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные, деревянные палочки, салфетки.

«Цветочек в горшочке»

(Кляксография)

Закрепить приемы работы в технике кляксография. Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

Бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

«Маки»

(«Граттаж»)

Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж. Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки. Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Альбомный лист формата А4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные, деревянные палочки, салфетки.

«Цветок, который смотрит в воду» «Нарцисс»

(Техника «Батик»)

Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик». Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь. Закрепить представление о внешнем виде цветка.

Пяльцы, белая ткань, акварельные краски, рисунок на ткани, кисти, подставки для кисточек, вода, салфетки, ватные салфетки.

«Волшебный цветок»

(Техника «Батик»)

Совершенствовать навыки рисования в технике батик. Формировать умения и навыки рисования по ткани. Воспитывать воображение, фантазию.

Пяльцы, белая ткань, акварельные краски, рисунок на ткани, кисти, подставки для кисточек, вода, салфетки, ватные салфетки.

АПРЕЛЬ

«Звёздное небо»

(Фотокопия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка. Развивать воображение, художественное восприятие, стойкий интерес к процессу рисования. Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность.

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватные тампоны, клеенка или газета, свеча, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

«Оранжевая песенка»

(Линогравюра)

Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук. Учить использовать разнообразные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей, деревьев, кусочек поролона, листы бумаги, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

«Наша улица»

(Усложнение и совмещение техник: печатание + набрызг + силуэтное рисование)

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники. Воспитывать инициативность.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания; манка, ватные палочки, мятая бумага, клей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

«Мой сон»

(Работа со знакомыми техниками)

Развивать творческие способности, воображение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения, используя знакомые техники. Воспитывать инициативность.

Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

МАЙ

«Салют»

(Воздушные фломастеры)

Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.

Альбомные листы, фломастеры, салфетки.

«Одуванчики на опушке»

(Тычок жесткой полусухой кистью + манка)

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

Альбомные листы, жесткая полусухая кисть, манка, манка, салфетки.

Итоговая выставка рисунков

Планируемые результаты освоения программы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: - игра, которая является основным видом деятельности детей; - сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; - музыкальное сопровождение и т.д. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

Формы аттестации

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проходит в виде:

  • ежемесячных выставок детских работ для родителей
  • тематических выставок в ДОУ
  • участия в городских выставках и конкурсах в течение года
  • творческого отчета воспитателя – руководителя кружка
  • оформления эстетической развивающей среды в группы
  • открытых занятий «Рисуют дети, рисуем вместе с детьми» и т.д.

В конце учебного года проводится итоговая выставка детских рисунков, на которых прослеживаются умения и навыки воспитанников, перечисленные в планируемых результатах учебного курса.

3. Методическое обеспечение программы

К данной программе разработана полная характеристика методов и приемов нетрадиционного рисования.

Нетрадиционные техники рисования

Рисование ладошкой

На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.

Задачи:

- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;

- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;

- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;

- развитие мелкой моторики рук.

Рисование пальчиками

Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.

Задачи:

- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;

- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;

- развитие мелкой моторики рук.

Оттиск поролоном или скомканной бумагой

Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.

Задачи:

- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;

- развивать творческие способности;

- формировать чувство ритма.

Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)

На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.

Задачи:

- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;

- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;

- развитие творческих способностей;

- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись), или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

Распыление краски на лист бумаги.

На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.

Сложность техники: из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, дорисовка клякс.

Метод монотопии.

Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу.

Рисование на мокрой бумаге.

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге.

Рисование манкой

Манкой посыпают готовый фон, выполненный по сырому. Сначала манка прилипает к кисточке, но чем влажнее кисть, тем фактурнее работа. Акварельная краска пропитывает манку постепенно окрашивая ее. Данный эффект помогает изобразить крону деревьев, гроздья сирени, шерсть животных.

Рисование солью

Используют технику по - сырому. Бумагу смачивают водой и наносят акварельные краски любой гаммы. Затем посыпают крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных мест.

Также посыпать соль можно определенным образом:

- ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ движения ПО ЦЕНТРУ листа дают возможность нарисовать морской берег с его отражением в воде.

- с помощью ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ движений ПО НИЖНЕЙ половине листа, получается поле, тающий снег.

- соль, посыпанная ВЕРТИКАЛЬНЫМИ ФРАГМЕНТАЛЬНЫМИ движениями, дает возможность получить изображение деревьев.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

#1057;писок используемой литературы

1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.

#1042;етрова Т.Н. «ТРИЗ в изодеятельности», Наб.Челны, 2007 Галанов А.С.,Корнилов С.Н., Куликова С.Л. «Занятия с дошкольниками по изо искусству», М, Творческий центр» Сфера»,1999

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.

5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

7. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности», МОЗАИКАСИНТЕЗ, М, 2009

8. Макарова Т. «Программа по изо искусству для д/с», Нижнекамск, 1997

9. Нурмухаметова И.Ф. «Играя, развиваем. Развивая, обучаем», Наб.Челны, 1997

10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.

11. Садыкова Л.Р. «Критерии оценки усвоения программного материала», Наб.Челны, 2009

12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 13. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000г

14. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ВЛАДОС,200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебные краски» для детей от 6 до 7лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «Волшебные краски»для детей от 6 до 7лет                            ...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные краски» направленность: художественная

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные краски» направленность: художественная...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет

Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...