Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Зейналова Сара Нажмудиновна

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение             детский сад комбинированного вида                                                                                                       «Сказка»

Программа принята на основании                                           УТВЕРЖДАЮ               решения педагогического совета                                 Заведующий МАДОУ ДСКВ «Сказка»   Протокол № _______                                                     _____________________ О.В. Тернова от «____» ________2018 года                                                                                       Заместитель заведующего по УВР                                                                                           Е.В. Староверова  _______________

Дополнительная общеразвивающая программа                                                       «Волшебные буквы»                                                                                (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

г. Покачи

                  2018 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

 «Волшебные буквы»

2

Основание для разработки программы

Обучение детей чтению

3

Основные разработчики программы

Зейналова Сара Нажмудиновна, воспитатель

4

Основная цель программы

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

5

Задачи программы

- подготовка к обучению чтению.

- научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний.

- обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями

6

Условия достижения цели и задач программы

Оптимизация процесса воспитания и развития у дошкольников памяти, внимания, мышления и мелкой моторики

7

Основные направления программы

Обучение чтению  детей проходит через:

  • организованное обучение;
  • совместную деятельность взрослого с ребёнком;
  • самостоятельную деятельность детей.

8

Сроки реализации программы

2 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Воспитанники ДОУ

10

Ожидаемые результаты

  • Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв.
  • Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
  • Правильно ставить ударение в знакомых словах.
  • Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
  • Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Пояснительная записка

Он взрослых изводил вопросом «почему?»                                                                                Его прозвали «маленький философ»,                                                                                         Но только он подрос, как начали ему                                                                     Преподносить ответы без вопросов.                                                                                            И с этих пор он больше никому                                                                                                  Не досаждал вопросом «почему?».                                                                                         (С.Я. Маршак)

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 5 - 6 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 5-6 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:                                                  - читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);                                                                                                                                   - читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;                                                                                                                                                 - чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;                                                                                        - многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;                                                             - чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание дополнительной программы рассчитанной на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 5-6 лет; 2-й год обучения для детей 6-8 лет) чтению в игровой форме.

Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи 1-й год обучения (5-6 лет):

- подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

- учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

- запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • читать слоги:
  • сочетание двух гласных;
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • понимать прочитанное.

Задачи 2-й год обучения (6-8 лет):

- читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

- от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

- учим "читать" знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • читать односложные слова со стечением согласных;
  • простое двусоставное предложение без предлога;
  • простое предложение с предлогом;
  • доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
  • отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

- доброжелательный климат

- недопустимость менторской позиции и порицания

- положительная оценка любого достижения ребенка

- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

- занимательность

- наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

- 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин

- 2-й год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Всего 64 занятия, 32 часа в год.

Содержание программы:

Учебно-тематический план первого года обучения

сроки

тема

задачи

количество часов

I квартал

Подготовка к обучению чтению

Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

 

 

 

12

сентябрь

формирование зрительного восприятия

 

формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

4

октябрь

развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

 

учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

складывать разрезные картинки и изображения из кубиков

составлять рассказ на основе последовательных картинок.

4

ноябрь

играем с неречевыми звуками

развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений

2

звуковой период обучения

показать, что речь «строится» из звуков

выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук

1

учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки.

1

II квартал IIIквартал

 

Буквенный период обучения

 

продолжить работу по формированию фонетического слуха знакомить с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь

учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях

 

24

декабрь

 

 

 

 

«Живые звуки»

А, У, О, И, Й

познакомить детей с гласными звуками

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

4

январь

 

«Живые звуки»

Э, Ы

 

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

2

звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»

М, Н,

 

познакомить детей с согласными звуками

формировать понятие   «согласными звук»

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

2

февраль

звуки и буквы

М, Н, Т, К

различать на слух твердые (строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами.

4

март

отработка навыка чтения слов с открытыми слогами

звуки и буквы

Т, К

 

закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

упражнять в подборе картинок к заданному звуку.

развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

2

звуки и буквы

Б, П

 

учить определять твердость или мягкость согласного звука

упражнять в подборе слов к заданному звуку

формировать умение выполнять игровые задания творческого характера

2

апрель

большая и маленькая буква

звуки и буквы

Б, П

 

формировать понятие «согласными звук»

отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами

развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)

чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов

2

большая и маленькая буква

звуки и буквы

Б, П

 

формировать понятие «согласными звук»

отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами

развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)

чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов

2

звуки и буквы

Л, Р

 

закрепить практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове

развитие тонкой моторики

2

 

май

закрытый слог

звуки и буквы

Л, Р

 

закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

2

Итого

32

Учебно-тематический план второго года обучения

сроки

тема

задачи

количество часов

I квартал

Запоминаем слоги

Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой.

12

сентябрь

слог основная единица чтения

сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; овладение чтением слов различной слоговой структуры:

4

октябрь

«Живые звуки»

гласные II ряда

Я, Ё, Ю, Е

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

познакомить детей с гласными звуками II ряда

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

4

ноябрь

формирование представлений о слоговом составе слова

звук и буква

С

учить проговаривать слово по слогам

«уменьшая» предмет, добавляя определенный слог.

закрепить практическим путем знания о звуке и букве

развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха

4

отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами

звуки и буквы

В, Г

закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами

отработка навыка чтения

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

4

декабрь

чтение слогов, начинающихся с гласной буквы

звуки и буквы

Д, З

продолжать учить читать слоги и слова

подбор зрительного образа к букве

закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц)

печатанье слогов

4

II квартал

Читаем слова

Читать слоги и слова на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой

12

январь

отработка навыка чтения по слогам

звуки и буквы

Ф, Х

развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику

учить читать слоги и слова

узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв

4

февраль

читаем короткие тексты звуки и буквы

Ц, Ш

выделение нужной буквы из ряда букв

отработка навыка чтения

печатанье слогов, слов

4

IIIквартал

От словосочетания к предложению, от предложения к тексту

Учиться в полной мере осмысливать прочитанное.

понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

учится осмысливать   слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги.

12

март

звуки и буквы

Ж, Ч, Щ

 

ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки

анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве

стихотворное описание графического образа буквы

изображение буквы детьми («живые» буквы)

конструирование букв из элементов

4

апрель

учим "читать" знаки препинания

знакомство с простым двусоставным предложением без предлога

печатанье буквы, слогов, слов, предложений

составление и печатанье слов с заданным слогом

4

май

от словосочетания к предложению

знакомство с простым предложением с предлога

развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.

4

Итого

 

32

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство

«Просвещение». Москва. 1965.

4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998

6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"

Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"...

дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по обучению детей послоговому чтению» «Почитай-ка»

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который являет...