Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Осенние листья» (цветной граттаж) - подготовительная группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Шестакова Наталья Ивановна

Рисование нетрадиционными техниками ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_listya.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

Рисование: «Осенние листья» (цветной граттаж)

(подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с техникой «граттаж»  с использованием трафаретов.
Задачи:
- у
чить детей отражать осенние признаки, передавать ее колорит;

- научить создавать композицию в технике «граттаж»;
- совершенствовать умение работать гуашью, кистью;
- учить пользоваться, стекой, шпажкой;

- обогащать словарный запас слов;

- закреплять и расширять представления о приметах осени;

- развивать мелкую моторику, наблюдательность, чувство композиции;

- воспитывать внимание, усидчивость, любовь к окружающему миру;

- воспитывать интерес детей к изобразительному искусству.

Предварительная работа:  экскурсия в осенний лес; наблюдение на участке за листопадом, чтение художественной литературы о листопаде, приметах осени.

Обогащение словаря: пейзаж, цвет, оттенок, спектр, «граттаж», багряный, пурпурная, золотая осень.

Материал к занятию:   картон, гуашь черная или тушь, восковые мелки, 2 кисти, баночка с водой, салфетка, восковый карандаш, жидкое мыло, шаблоны листьев березы, рябины, осины, дуба, клена; стека, клеёнка.

Ход занятия:

Организационная часть.

Эмоциональный настрой:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Как ваше настроение? Как сегодня много у нас гостей! Давайте поприветствуем их хлопая в ладоши!

- А сейчас, поприветствуем друг друга. Мы стали в круг и взялись за руки, передадим приветствие друг другу рукопожатием. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, чтобы он почувствовал наше пожатие. А теперь улыбнитесь друг другу! Спасибо, вот мы и поздоровались.

Основная часть.

Воспитатель: сейчас я вам прочитаю стихотворение, послушайте внимательно.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? ответы детей

Воспитатель:  А как вы догадались, что именно об осени говорится в стихотворении? ответы детей.

Психогимнастика «Холодно - тепло»

Воспитатель:  Подул осенний ветерок. Ой, холодно, все съежились. Ветер перестал, расслабились.

- Но, вдруг опять подул ветерок и превратил нас в деревья. Деревья закачались, ветка стали наклоняться. Как он шумит в ветвях? Ш-Ш-Ш-Ш. Ветер стих и замер лес. А ребятки медленно наклонились, выдохнули, медленно выпрямились, прогнулись назад, вдохнули и очутились на выставке.

- Многие художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Художники очень радуются, увидев эту красоту, они восхищаются ею.

Воспитатель:  ребята давайте сейчас с вами посмотрим, как изображают осень различные художники.

Дети рассматривают репродукции картин.

Вопросы детям:

- Ребята, какая осень изображена на картинах? (ранняя, поздняя, золотая).

- Как вы об этом догадались? (по цвету листвы).

- Какие чувства вызывают у вас эти картины? ответы детей.

- А вам нравится осень? Почему? ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир и перевоплотимся в художников. Мы с вами нарисуем свои картины и устроим выставку ваших шедевров.  Как вы думаете, что мы будем изображать на своих картинах? ответы детей.

- Правильно ребята. Но наши картины будут волшебные,  рисовать можно чем угодно! Я хочу вас познакомить с техникой рисования, которая называется «граттаж»  

- Посмотрите на эти картины, нарисованные с помощью интересной и волшебной техники.

Воспитатель: Граттаж – это древняя техника нанесения рисунка методом выцарапывания. Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, картона покрытой тонким слоем воска и туши или черной гуаши с жидким мылом.

- Кто так уже рисовал?

Далее воспитатель кратко рассказывает о истории техники «граттаж», кто его создал.

Воспитатель: Сейчас, дети, я вам расскажу способ,  как создаются такие рисунки.

- Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом, для такого рисования нужно сначала подготовить основу - натереть лист бумаги свечой, а сверху нанести слой смеси из туши и жидкого мыла. Такие готовые основы лежат перед вами. Осталось стекой процарапать задуманный рисунок. Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок.

Показ воспитателя с поэтапным объяснением работы.

Посмотрите у нас есть шаблоны, они послужат вам, как  осенние листочки. Возьмите, пожалуйста себе по одному листочку (дети берут себе листики).

Но прежде чем приступить, давайте разомнем свои пальчики? Сядьте за столы, выпрямите спинку и приступим…

 Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные)

Ветер листики считал: (Движения ладонями.)

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Практическая часть

Воспитатель: Ребята, теперь мы с вами можем приступить к работе, и создать свои волшебные и неповторимые картины Осени. Только не забываем о правилах безопасности, работаем аккуратно, не мешая друг другу, и не забываем, что нельзя размахивать своими волшебными палочками, чтобы не покалечить друг друга.  

Дети приступают к выполнению работы. В это время звучит музыка об осени. Воспитатель объясняет и помогает детям, которым сложно выполнение задания.

Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, вы все у меня волшебники и художники, все справились с таким нелегким заданием. Вам понравилось то, что вы сегодня наколдовали?

- Давайте встанем в полукруг, чтоб всем было видно, какие чудеса мы сегодня сотворили.

- А теперь давайте же скорее устроим выставку ваших работ, покажем всем, какой у нас получится ковер осенний из разных разноцветных листьев.

- Здесь есть от березы золотой листочек, багряный лист орешника лесного, пестрый лист от клена, листья от рябины, дуба и осины. Получился яркий, радостный ковер.

Воспитатель: ребята, о каком времени года мы с вами беседовали? ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, понравилось ли вам сегодня в осеннем лесу?

-  Что больше всего понравилось? Что запомнилось?

- Что новое вы сегодня узнали на занятии? Была сложная работа?

- Так что такое «граттаж»? 

 - Вас заинтересовала данная техника? 

Воспитатель: Спасибо вам большое ребята за занятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе

Конспект занятия  по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Такие разные поступки» (старшая и подготовительная группы)

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способно...

Конспект занятия по художественно-творческому развитию (рисование) " Деревья в снегу" во второй группе

Занятие по художественно-творческому развитию (рисование) "Деревья в снегу" во второй младшей группе предназначено не только для воспитания любви к рисованию, но и для разностороннего развит...