Матрешка из Сергиева Посада
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Знакомство с особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по рисованию на тему
«Матрёшка из Сергиева Посада»
Цель занятия:
- Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
- Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
- Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
- Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
- Учить создавать рисунки с помощью тампонов.
- Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Программные задачи:
- образовательные - учить создавать рисунки с помощью знакомых приемов; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
- развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческие способности детей,
- воспитательные - воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность.
Оборудование: силуэты матрёшек из бумаги, акварельные краски, баночки для воды, салфетки, иллюстрации с изображением матрёшек.
Ход занятия:
1 часть. Введение в игровую ситуацию. Гостья.
- Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, а я пришла к вам не одна а вот с кем попробуйте угадать:
«Ростом разные подружки.
И похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
(Матрешка)
-Да, сегодня я пришла со своими подружками. Мы очень дружны – не разлей вода. И поэтому мы считаемся настоящей семьей.
2. Основная часть. Показ образцов. Беседа.
- Посмотрите, сколько их здесь.
- Какая она, матрешка?
- Почему она расписная?
- Из чего сделана матрешка?
-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом?
- Вы заметили, что матрёшки разные?
- Мы сегодня будем разукрашивать матрешку из Сергиева Пасада, вот послушайте:
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
- Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.
Физкультминутка.
(Читается нараспев с движениями)
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.
- Ребята, я приготовила подарок нашим гостьям: бумажных матрешек, но раскрасить их не успела. А вот и матрешки, которых я хотела подарить нашим гостьям, посмотрите, они совершенно белые. Что же делать, одна я не справлюсь? Поможете мне украсить матрешек?
3 часть. Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
- Давайте, сегодня, попробуем стать мастерами-художниками, пройдите в мастерскую и займите места. Каждый распишет свою матрешку.
Самостоятельная работа детей
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрёшка.
Что у неё на голове? (косынка)
На туловище? (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами и узорами.
– Рисуем мы сегодня с вами двумя способами, которые вы хорошо знаете, они называются «тычкование» и «примакивание».
- Лиза, покажи ребятам как ты будешь украшать сарафан своей матрёшке.
Дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.
4. Анализ работ.
- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа.
Предварительная работа.
Беседа о возникновении и видах русской матрешки.
Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками.
Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.
Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.
Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий - с желтым Мастера из Полхов-Майдана стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
Семеновские матрешки. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана - красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием "пеструшка", который делается "тычком".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-238569-1570036246.jpg)
Национальная игрушка. Сергиево-Посадская матрешка.
История появления матрешки, особенности, изобретатель....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-270185-1377086891.jpg)
Сообщение ( из опыта работы) на тему: «Как развить творчество детей посредством декоративного рисования (на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, на...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-533890-1449843070.jpg)
Тема недели: Моя семья Конспект НОД в старшей группе по ИЗО на тему «Матрёшка из Сергиева Посада»
Тема недели: Моя семья Конспект НОД в старшей группе по ИЗО на тему «Матрёшка из Сергиева Посада» Цель занятия: • Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве. • Познаком...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-639125-1433165107.png)
Конспект открытого занятия в рамках проведения предметной недели «Художественные промыслы Подмосковья» на тему: «Сергиево Посадская матрёшка – краса России».
Конспект открытого занятия с применением интерактивных технологий ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/29/picture-89086-1709222499.jpg)
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ЯРМАРКА»
Конспект образовательной деятельности по "Социально-коммуникативному развитию"...
Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Сергиево-Посадская матрёшка». Подготовительная к школе группа.
Цель: познакомить с особенностями Сергиево-Посадской матрёшки.Задачи:Образовательные:• Познакомить с историей возникновения имени – Матрёшка;• Познакомить с особенностями...