«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ЯРМАРКА»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности по "Социально-коммуникативному развитию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergievo-posadskaya_yarmarka.docx | 68.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
141300 г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская, 20
тел 8 (496) 540-24-15, факс 8 (496) 540-24-15
Email: dou35sp@yandex.ru
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДОУ
В РАМКАХ ФГОС»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ»,
ТЕМА: «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ЯРМАРКА»
(СТАРШАЯ ГРУППА)
ПОДГОТОВИЛИ:
ВОСПИТАТЕЛИ – КОТОВА Н.Н.,
БОГДАНОВА Е.А.,
ПАНКРАТОВА Е.Ю.,
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – КОШЕЛЕВА Г.М.,
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ – НЕЖДАНОВА З.А.
СЕРГИЕВ ПОСАД
25.11.2016г.
ЦЕЛЬ: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народными промыслами Сергиев Посада.
ЗАДАЧИ:
- Воспитание чувства любви к Родине, родному краю, своему городу, уважение к традициям и обычаям предков.
- Воспитывать у детей уважение к русским народным промыслам, интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров Сергиев Посада, села Богородское, г. Хотьково.
- Расширение представления детей об окружающей действительности, знакомство с прошлым и настоящим родного края;
- Продолжать воспитывать интерес и любовь к народной музыке, к устному народному творчеству.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие.
Очень часто, за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Звучит музыка и в центр зала из-за сцены выбегают 2 Скомороха, выводят детей с 2-х сторон в полукруг.
1 скоморох:
«Ярмарка, ярмарка!
2 скоморох:
Огневая, яркая, плясовая, жаркая.
1 скоморох:
Глянешь налево – лавки с товаром.
2 скоморох:
Глянешь направо – веселье даром.
1и 2 скоморох:
Солнце яркое встаёт.
Спешит на ярмарку народ!»
1 скоморох:
«Мы сегодня всех на ярмарку зовём.
2 скоморох:
Игры, песни, пляски заведём.
1 скоморох:
Проходи народ честной.
2 скоморох:
Старый, средний, молодой!
2 скоморох:
Покупай и продавай.
1 скоморох:
Денег нет, тогда меняй».
Ведущий: Ребята, я вас пригласила сегодня на самую веселую и самую красивую ярмарку. Хотите узнать, что это такое?
Дети: Да.
Ведущий:
С давних пор у сергиевопосадцев был замечательный обычай, в конце осени у стен Троице-Сергиевой Лавры, устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались многочисленные купцы, мастера и гости с разных уголков России. Потому что Сергиево-Посадская земля всегда славилась не только своим гостеприимством, но и своими игрушками.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Скоморохи разводят детей на места, купцы заходят за свои прилавки
1 купец - мальчик:
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!
Ведущий:
Расскажите, пожалуйста, уважаемый купец, какими игрушками вы торгуете?
Купец: Мы привезли вам знаменитую сергиевопосадскую матрешку
Ведущий: Чем же она так знаменита?
Купец: Наша сергиевопосадская матрешка появилась на свет 100 лет назад. Ее можно сразу узнать среди других игрушек, она всегда одета в яркий русский сарафан, с передником.
Наша Матрешка – труженица, без дела никогда не сидит, всегда в заботах, поэтому в руках у нее обязательно что-то есть, все надо ей успеть: и пшеницу собрать, за грибами, да ягодами в лес сходить, да с малышами понянчиться.
Ведущий: А кто знает, почему эту игрушку так назвали?
Ответы детей:
Ведущий: Матрешка не только красивая, но и забавная игрушка. С ней любят играть все от мала до велика.
Ведущий: Уважаемый купец, можно и нам поиграть с вашими красивыми матрешками?
Сейчас скоморохи выберут самых смелых. ловких и сообразительных. А мы с вами посмотрим как ребята справятся с заданием
Дид/игра «Собери матрешку»
(играют 2 пары)
Ведущий: Молодцы, с заданием справились
Сценка
Мальчик: - Красна девица, ты куда ходила?
Девочка: - Я на ярмарку ходила, себе матрешечку купила.
Пусть вам лучшею подружкой,
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки,
но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ведущий: Посмотрите пожалуйста на наших девчонок. Какие они красивые. Нарядные и все в одинаковых сарафанах. Вы кто?
Эй, девчоночки-подружки,
Веселушки, хохотушки,
Веселее попляшите,
Всех гостей повеселите!
«Танец матрешек»
После танца дети выходят на поклон и читают каждая по строчке:
1 Алый шелковый платочек
2 Яркий сарафан в цветочек,
3 Упирается рука в деревянные бока.
4 А внутри секреты есть:
5 Может 3,
6 А может 6.
Матрешка:
Я Матрешка – сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка.
Мастер выточил меня
Из куска березы
До чего ж румяна я,
Щеки, словно розы
Ведущий: До чего же матрешки хороши, а как плясали. Всем душу порадовали. Ребята, пойдемте, посмотрим, чем же еще торгуют наши купцы на ярмарке
2 купец:
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет, покупайте!
Ведущий: А вы чем торгуете?
2 купец: Мы привезли вам игрушки Богородских мастеров.
Вы видали, а вы видали?
Чтобы мишки танцевали?
Не видали ничего?
Покажу я вам его –
в руках держит богородскую игрушку
Он немножко неуклюжий,
И застенчивый к тому же.
Он не может устоять,
Очень хочет танцевать.
Ведущий: Знаем, знаем мы такую игрушку. И даже можем вам рассказать о ней.
Ребенок: Богородская игрушка, так же как и матрешка это символ нашего города. Родилась она в селе Богородском, недалеко от Сергиев Посада. Долгими зимними вечерами в домах целыми семьями вырезали такие разные забавные игрушки, детям на забаву, взрослым на потеху.
Ведущий: Кто знает, из каких пород дерева вырезали мастера – игрушечники не только богородские игрушки, а так же и матрешки?
Ответы детей:
Ведущий: А какую игрушку чаще всего вырезают? Почему?
Ответы детей
Ведущий: Каждый мастер передавал своей игрушке всю свою доброту и тепло своих рук. Поэтому дети с удовольствием любят играть с ней. Посмотрите как играют Владик с Денисом.
1 Ребенок
в руках держит богородскую игрушку
Тук-тук,
2 Ребенок: в руках держит богородскую игрушку
щёлк-щёлк,
1 Ребенок:
Медведь, мужик, лиса и волк,
2 Ребенок:
Деревянные игрушки
1 Ребенок:
И медведи, и старушки
2 Ребенок:
То сидят, а то стучат.
1 Ребенок:
Ребятишек всех смешат.
Ведущий: А как вы думаете, какую игрушку больше всего вырезали богородские мастера?
Ответы детей:
Ведущий: Почему?
Ведущий: Молодцы, медведь символизирует силу, мощь и доброту русского народа. А кто мне скажет, из каких пород дерева делают все эти игрушки: богородские и матрешки?
Ответы детей:
Ведущий: Почему?
Ведущий: Молодцы, все знаете. Присаживайтесь, я вам еще хочу немного о богородской игрушке. Она бывает не только белая, но и в последнее время мастера стали ее расписывать яркими красками, чтобы позабавить детишек. Вот, например знаменитые петушки.
Ой, скоморохи, что это у вас в мешках?
Танец петушков
Ведущий: «Петушки распетушились, но подраться не решились, если долго петушиться, можно перышек лишиться».
(под музыку выходят 2 коробейника )
1 Коробейник:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки –
А простые чудо – ложки!
На мой товар вы полюбуйтесь, только долго не торгуйтесь!
2Коробейник:
Ложечки крученые!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь — музыку играй!
1 Коробейник:
Кто хочет поиграть немножко?
Красиво - приятно, а для всех занятно!
Ведущий:
Эй, мальчишки, не зевайте, дружно вместе поиграйте!
Кто в веселый наш оркестр?
Выходи, не хватит места!
Выбегают ложкари, разбирают ложки,
Ну и вы, девчоночки-подружки,
Поддержите молодцов,
Озорных удальцов,
девочки берут музыкальные инструменты
Дети исполняют песню «Во кузнице» (русская народная мелодия)
Ведущая: Какой замечательный оркестр, молодцы, порадовали нас всех.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут интересно?
Аж захватывает дух!
А веселье и игры то на ярмарке в самом разгаре!
Чем вы скоморохи нас еще повеселите?
Скоморох:
Вы хотите поиграть? Мы для вас приготовили вот такой красивый необычный мячик.
Ведущий:
Кто расскажет, что это за игрушка?
Дети: Это Хотьковский тряпичный мячик. Его придумали очень давно, для того, чтобы с ним играли дети. Шьют его из ткани.
Ведущий:
Мячик выглядит очень нарядным, по – домашнему уютным, его приятно держать в руках. Он легкий, мягкий и со своим необычным звуком.
Как вы думаете, что спрятано у него внутри?
Ребенок: «Гремелка», это разные мелкие предметы, для того, чтобы, когда его потрясешь, он издавал свой звук.
Ребенок:
Разноцветный небольшой
Он с рисунком, мячик мой.
Круглый, мягкий, лоскутной
Нравится он всем ребятам
Можно долго с ним играть
И совсем не уставать.
Скоморохи: Раз вы знаете, что это за игрушка, тогда мы вам всем предлагаем поиграть в старинную русскую игру «Гори, гори ясно…».
Игра «Гори, гори ясно…»
Ведущий: Какая веселая и замечательная русская народная игра
Программа обширная,
Весельем обильная.
Мы с вами все товары рассмотрели, с игрушками играли, а какая же ярмарка без русской народной пляски. Присаживайтесь, пожалуйста, и посмотрите как танцевали русские девчонки и мальчишки.
Ребенок
Народный танец всех волнует!
Любому сердце он зажжёт!
Ведь испокон веков танцует
Его Величество - НАРОД!
Парный русский народный танец
Ведущий: Вот и подошла к концу наша веселая удалая ярмарка. Мы с вами еще раз вспомнили историю народной игрушки. До сих пор наши сергиевопосадские мастера-игрушечники прославляют наш любимый город. И не зря Сергиев Посад называют – «Город игрушечников». И везут нашу игрушку далеко-далеко за моря и океаны в разные страны, и государства, где с удовольствием с ней играют дети всего мира.
1 Скоморох:
Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
2 Скоморох:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
1 Скоморох:
А сейчас вас ждет чаёк.
А к чайку для вас – пирог!
Литература
- Знакомим детей с малой родиной, Н.Г.Пантелева, 2015г.;
- «Нравственное воспитание в детском саду». Нечаева В.Г. Нечаева Т.А. Буре Р.С. (1987г.);
- «Социально-нравственное воспитание дошкольников». Буре Р.С. (2014г.)
- «Патриотическое воспитание дошкольников». Алешина Н.В. (2005г.);
- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Алешина Н.В. (2004г.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальная игрушка. Сергиево-Посадская матрешка.
История появления матрешки, особенности, изобретатель....
Сообщение ( из опыта работы) на тему: «Как развить творчество детей посредством декоративного рисования (на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, на...
Конспект открытого занятия в рамках проведения предметной недели «Художественные промыслы Подмосковья» на тему: «Сергиево Посадская матрёшка – краса России».
Конспект открытого занятия с применением интерактивных технологий ....
Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Сергиево-Посадская матрёшка». Подготовительная к школе группа.
Цель: познакомить с особенностями Сергиево-Посадской матрёшки.Задачи:Образовательные:• Познакомить с историей возникновения имени – Матрёшка;• Познакомить с особенностями...
Семинар для воспитателей Сергиево Посадского городского округа "Человек и природа"
С раннего возраста ребенку прививают любовь и уважение к природе. Дети учатся ценить и приумножать красоту окружающей природы. Главными и основными учителями в это момент у ребенка должны быть взрослы...
Заповедная книга Сергиево-Посадского района
Презентация...
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию Тема: «Сергиево-Посадская матрёшка»
Нетрадиционные техники рисования (оттиск печатками, "тычок "ватными палочками, "пластилинография", рисование восковыми мелками)....