Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Сергиево-Посадская матрёшка». Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: познакомить с особенностями Сергиево-Посадской матрёшки.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с историей возникновения имени – Матрёшка;
• Познакомить с особенностями Сергиево-Посадской матрёшки (материал, форма, цвет, узор, углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой;
• Продолжать знакомить с профессией художника по росписи;
Развивающие:
• Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу;
• Развивать мелкую моторику рук и умение владеть кистью;
• Развивать диалогическую речь с воспитателем и сверстниками;
Воспитательные:
• Воспитывать положительные качества личности детей; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности;
• Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве;
• Воспитывать любовь и уважение к родному городу Сергиев Посад;
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №13»
Конспект НОД
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Сергиево-Посадская матрёшка».
Подготовительная к школе группа.
Подготовила и провела
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Швайковская Анна Сергеевна
г. Сергиев Посад
Московская область
2019 г.
Интеграция образовательных областей:
• Художественно-эстетическое развитие (рисование)
• Художественно-эстетическое развитие (музыка)
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Цель: познакомить с особенностями Сергиево-Посадской матрёшки.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с историей возникновения имени – Матрёшка;
• Познакомить с особенностями Сергиево-Посадской матрёшки (материал, форма, цвет, узор, углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой;
• Продолжать знакомить с профессией художника по росписи;
Развивающие:
• Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу;
• Развивать мелкую моторику рук и умение владеть кистью;
• Развивать диалогическую речь с воспитателем и сверстниками;
Воспитательные:
• Воспитывать положительные качества личности детей; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности;
• Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве;
• Воспитывать любовь и уважение к родному городу Сергиев Посад;
Предварительная работа:
• Рассматривание Матрёшек Сергиево-Посадских и иллюстраций в книгах;
• Краткое знакомство с народным промыслом Сергиева Посада;
• Подготовка матрёшки к росписи совместно с детьми (грунт, фон);
• Заучивание стихов и потешек о Матрёшке;
• Прослушивание русских-народных песен и композиций.
Оборудование:
Матрёшки разных размеров, иллюстрации с изображение матрёшек, заготовки для росписи и т. д. музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог встречает детей в русском народном костюме.
В. Здравствуйте ребята, встречи с вами очень рада, проходите не стесняйтесь!
Давайте знакомиться.
Меня зовут….а вот как меня зовут вы узнаете, если загадку отгадаете:
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. (Матрёшка)
В. Какие вы молодцы!
А сейчас давайте все вместе поздороваемся друг с другом и с нашими гостями:
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет! И Добрый день!
Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся
С ДОБРЫМ УТРОМ!
В. Сегодня у меня в гостях ещё мои подружки Сергиево-Посадские матрёшки.
Об этой забавной и очень красивой игрушке, посвящено много песен, танцев, частушек и загадок, но не каждая игрушка так популярна.
Показ игрушки.
Мы все называем её Матрёшкой. А ведь у этой куклы раньше не было названия (имени). А когда ее сделали, то название пришло само собой – Матрена – Матрешка. Когда-то давно, когда нас с вами ещё не было, в России имя Матрена было одним из самых распространенных. В его основе это имени лежит слово - мать. Это имя давали матери многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Русская матрешка стала символом плодородия, изобилия, многодетности. Мать, дочь, внучка, и так далее… Не случайно, что традиционное количество вкладок – это семь. Семь – сказочное число и символ семьи: «семь-Я».
Появилась матрешка в Москве, но ее настоящей родиной стал наш родной город Сергиев Посад. Это крупнейший в России центр производства игрушек, настоящая “игрушечная столица”.
Музей игрушки находится в старинном особняке, похожем на терем.
Там много старинных игрушек, особенно большая коллекция матрешек. (показ иллюстраций)
Самая первая матрешка была 8-местной.
Высота старшей куклы 19 см. Все первые матрёшки были не девушками с одинаковыми лицами, как их делают сейчас. Они представляли собой детишек из большой крестьянской семьи: 6 девочек и 2 мальчика.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Давайте рассмотрим внимательно эту русскую красавицу.
В. Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. Она живая, очеловеченная, похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой.
В Посадской матрешке цвета разнообразные, яркие и сам цвет распределён равномерно, а не в одном лишь центре. От того Сергиево-Посадскую матрёшечку хочется вращать, разглядывать.
Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета.
В. Какие основные цвета вы увидели?
Ответы детей – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным.
Как рождается матрешка (кратко)
• Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
• Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
• Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше.
• Самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест.
• Заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой. Обводят контур рисунка.
• Прорисовывают фон и детали рисунка.
• Обводят окончательный контур и затем матрёшку покрывают лаком.
В. Я предлагаю вам стать художниками по росписи. Сегодня мы с вами будем не разукрашивать Сергиево-Посадскую матрёшку, а именно расписывать. Мы уже заранее вместе с вами покрыли фоном нашу красавицу, а сейчас волшебным взмахом кисти, на платочке распустятся цветы и листочки, появится бахрома. Матрёшка оживёт.
Физкультминутка «Матрёшка»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Садимся за столы по кругу.
В. В какую одежду одета матрёшка?
Ответы детей (платок, сарафан, рубашка, передник)
Мы нарисуем узор на переднике и на платочке.
В. Какой узор используется при росписи матрёшки?
Ответы детей (несложные цветочки, листочки и точки)
У каждого есть лист с элементами росписи и лист пробный, прежде чем приступить к работе основной, можно потренироваться на этом листке. Предлагаю вам потренироваться и нарисовать по одному виду цветочков.
Пальчиковая гимнастика
Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)
Практическая часть.
Выберите вид цветочка, которым украсите платочек и передник. Нарисуйте цветы.
(Напомнить правила пользования кистью и красками, приёмы рисования, используемые в росписи)
В. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня нового и интересного узнали?
Ответы детей.
В. Вам понравилось расписывать по-настоящему матрёшку?
Ответы детей.
А теперь мы нашу матрёшку соберём. (дети собирают матрёшку, если она высохла или выставляют по росту).
В. Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
Спасибо ребята.
Организация выставки детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и логического мышления в подготовительной к школе группе
Конспект "Зимушка-зима". Составлять короткие рассказы по заданной теме - загадке, продолжать учить детей составлять загадки с опорой на предметные картинки....
Конспект открытой НОД по рисованию Тема: «Украшение юбки дымковской барышни» подготовительная к школе группа.
Занятие посвященно закреплению знаний о дымковской игрушки....
Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.
Конспект занятия по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...
Конспект открытого занятия по рисованию тема: «Разноцветные шарики для Винни-Пуха» в младшей группе с применением психолого-педагогических технологий.
Конспект предназначен для детей младшей группы ДОУ....
Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа). Тема: «Что мы знаем о зиме?»
Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физиче...
Интегрированное ООД (АМО) «Художественно – эстетическое развитие» (рисование). Тема: «Пряничный домик» (коллективная работа) подготовительная к школе группа.
Приобщать детей к дизайну оформления интерьера сказочного домика; способствовать постановке новых целей в овладении деятельностью и помогать добиваться желаемого результата....
Конспект Художественно-эстетическое развитие (Рисование) Тема: "Наряд для мамы"
Конспект Художественно-эстетическое развитие (Рисование)Тема: "Наряд для мамы"Цель: создание социальной ситуации развития в процессе рисования наряда для мамы. Задачи: 1....