Консультация "Материалы для рисования и способы их использования"
консультация по рисованию
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования—не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_materialy_i_sposoby_risovaniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования—не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними. Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаш – твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.
Кисть – мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а, следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.
Необходимо овладеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение пиний, например, при рисовании ствола дерева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.
Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее приготовить воду. Нужны также тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания п проверить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, п рисовать кистью становится трудно. По окончании занятия сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде и, убедившись в том, что они хорошо промыты, поставить ворсом вверх для просыхания. В подготовительной группе эту работу можно поручить детям.
В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).
Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).
Когда отработке техники рисования одним инструментом уделяется больше внимания, а другим — меньше, дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструмен-тов на другой, не учитывая их специфики. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними.
Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,—гуашь. Краска эта густая и перед рисованием ее нужно развести водой (консистенция жидкой сметаны). Гуашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет па цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.
Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).
Во второй младшей группе вначале детям даются 2-3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить и для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре. Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно.
Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать акварелью. Есть разные наборы акварели в коробках по 8 — 12 и более цветов. Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре. На ней же смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.
Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти.
Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.
Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из кюветика, то оттенок будет получаться разный, и рисунок закрасится неровно.
Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу — иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми. При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается.
Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью по сырому, когда мягко растекающаяся краска образует плавные топкие переходы цветов и оттенков.
Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются цветные карандаши. Количество карандашей в наборе может быть различным: 6, 12, 24 и более. В разных возрастных группах следует давать детям разные наборы.
В первой младшей группе дети получают вначале по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем двух цветов, а потом весь набор карандашей в 6 цветов.
Детям второй младшей группы и в начале года средней группы дается, как правило, коробка карандашей 6 цветов. К концу года в средней группе нужно давать наборы из 12 цветов. А в старшей и подготовительной группах для рисования следует готовить коробки карандашей 24 цветов.
Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (об этом необходимо заботиться накануне занятия). Уже со средней группы надо привлекать детей к проверке карандашей. Дети могут выложить из коробок сломанные карандаши, чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей группы (к концу года) и детей подготовительно группы следует учить затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Кроме наборов, к занятию следует приготовить отточенными несколько карандашей разного цвета для замены. При этом в запасе надо иметь больше карандашей того цвета, который будет использоваться чаще (так при рисовании цветущего луга или сенокоса больше потребуется карандашей зеленого цвета разных оттенков).
Для рисования используется и простои графитный карандаш. Давать его детям на занятии нужно со старшей группы.
Следует приучать, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой — нужного цвета. Иногда дети перекладывают использованный карандаш в левую руку, а правой берут другой. Постепенно в левой руке оказывается несколько карандашей. Они мешают рисовать: дети не могут левой рукой придерживать лист бумаги, он вертится, и рисунок получается неаккуратным. Бывает, что дети кладут использованные карандаши на стол, рядом с коробкой. Карандаши раскатываются, падают, ломаются, дети начинают их поднимать, отвлекаются сами, мешают заниматься другим.
Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачивают карандаш, беря его в рот. Разрешать этого не следует, и по гигиеническим соображениям, и потому, что после смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Нужно учить детей закрашивать рисунки, равномерно нажимая на карандаш, и чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом медленно, осторожно у линии контура.
В ряде случаев закраска рисунка может быть не сплошной, а штриховой. Для достижения большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера.
В подготовительной группе нужно показать детям прием закрашивания изображений по форме.
Важно учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами, а изменять приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка даются такие же большие листы бумаги, как и для рисовании красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится) пли ребенок, стараясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок, что не может его удовлетворить. Нередко также в карандашном рисунке воспитатели требуют закрашивания больших плоскостей (неба, земли, травы). Это связано с многократным повторением однообразных движений, что утомляет ребенка. Стараясь побыстрее закончить рисунок, ребенок ускоряет темп движения, отчего нарушается его ритм, направление, размах, в результате рисунок оказывается плохо выполненным.
Так как карандаш позволяет более четко выделить линию контура, точнее передать форму и конструкцию, нужно больше использовать карандаш для изображения различных предметов прямолинейной формы или предметов, состоящих из этих прямолинейных форм (здания, строительство, транспорт). Мягкость кисти больше соответствует изображению пластичных форм: птиц, животных.
Но не только цветные карандаши и краска могут быть использованы для создания изображения. Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, мелом, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.
Сейчас уже вошли в широкую практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как угольные карандаши, «ретушь» и сангина.
Угольные карaндаши «р е т у ш ь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисованные им деревья, покрытые инеем. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.
Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины, действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов. Представляется целесообразным введение этих материалов для рисования в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
С самого начала введения новых материалов нужно научить детой правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать; палочка сангины совсем не затачивается.
Опыт обучения рисованию угольным карандашом и сангиной свидетельствует о том, что когда эти материалы даются детям впервые, то и после объяснения и показа способа работы некоторые дети все же используют способы действия цветными карандашами, усвоенные ранее: пытаются закрасить рисунок так же, как цветным карандашом, путем близкого проведения штрихов. При этом сангина ссыпается, а просветы остаются.
Нередко дети переносят на новый материал и закрепившиеся отрицательные навыки пользования карандашом. Так, несмотря на то что дети знают возможности получения широкой жирной линии и при легком касании бумаги угольным карандашом и сангиной, они берут их очень низко, сильно сжимают пальцами, производят сильный нажим на бумагу, отчего карандаш и сангина ломаются. Некоторые, не усвоив особенности новых материалов, при последующем рисовании размазывают из на рисунке рукой. Для того чтобы этого не происходило, можно давать детям небольшой листок бумаги или бумажную салфетку, которыми прикрывается нарисованная часть, и рекомендовать придерживать рисунок рукой, кладя ее на салфетку.
Постепенно дети усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, и их рисунки становятся более интересными, выразительными. При этом хорошее владение техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладение новыми материалами.
Для рисования детям можно давать и пастель — короткие палочки мягких тонов 24 и более цветов (в коробке). Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения регулировать рисовальные движения по силе. Поэтому пастель следует использовать лишь в подготовительной группе, когда дети освоят способы работы с цветными восковыми мелками, сангиной. Хрупкость пастели и недостаточно высокий уровень овладения другими материалами для рисования могут вызвать известные трудности в руководстве работой всей группой детей на занятии. В таком случае пастель можно предложить отдельным детям во второй половине дня, посоветовать родителям, дети которых увлекаются рисованием, хорошо овладевают техникой работы разными материалами, приобрести пастель для рисования дома, объяснив ее специфику и способы использования.
Для рисования хороши и фломастеры. Использование их в младших группах было бы желательным: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко — стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами, но в первой младшей группе лучше вначале дать детям фломастер, так как слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след. Постепенно, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инструмента, можно предложить для рисования карандаш.
Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобраз. деятельности старших детей нецелесообразно.
Очень интересный материал для рисования — цветные восковые м е л к и — короткие восковые палочки 10 цветов в небольших картонных коробочках. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании. Согреваясь в руке, мелок ломается.
Восковые мелки можно использовать в старшей и подготовительной группах. Однако существует опыт обучения рисованию цветными мелками я в средней группе. Давая детям цветные восковые мелки, следует обратить их внимание на то, что при закрашиваний рисунка нельзя добиваться сплошного цвета, так как мелок ложится на бумагу фактурно, с просветами. Это выразительно и красиво, потому что многое в природе не имеет ровного гладкого цвета (например, земля, трава, стволы деревьев и т. п.). Благодаря тому, что мелок дает фактурную линию, получается мягкий приглушенный цвет.
В работе с детьми нужно использовать и сочетание разных материалов в одном рисунке. Это позволяет добиться большей выразительности изображения; то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим.
Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.
Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Комарова Т.С, Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976. (С.28 – 49)
Подготовила воспитатель
Долженко О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
1. Актуальность и значимость опыта.2. Что такое техника рисования и ...
Материалы для рисования и способы их использования
Полезная памятка для родителей как использовать те или иные материалы...
Методическая рекомендация "Материалы для рисования и способы их использования в художественно-творческой деятельности"
Изображения в рисунках создается при помощи разнообразных материалов. Сейчас в изобразительном искусстве используются разные технико-выразительные решения, более свободное соединение различных и...
Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)
Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)...
Консультация для воспитателей "Материалы для рисования и способы их использования для детей дошкольного возраста"
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе - она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возмож...
Конспект занятия по рисованию "Осенние листочки" с использованием нетрадиционного способа рисования «Рисование поролоном» (штампинг) в группе компенсирующей направленности (дети со сложными дефектами) 4-6 лет
Занятие (ООД в ДОУ) по рисованию "Осенние листочки" с использованием нетрадиционного способа рисования «Рисование поролоном» (штампинг) в группе компенсирующей направленности (де...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по теме «Дождик» с использованием нетрадиционных методов рисования (пальчиковым способом)
Тема " Дождик» Возрастная группа: вторая младшая Количество детей 13Форма организации: групповаяСловарная работа: капает, льется, губка, эксперимент.Методы обуч...