А.М. Страунинг, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста
консультация по рисованию

Матель Наталья Климентьевна

Развитие творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста, средствами ТРИЗ-технологии. Снимает психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и познавательных задач не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решить. Способствует развитию способности к творческому мышлению;  индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;   привлечения опыта (эмоционального, визуального, бытового, творческого) детей и педагога, актуализации и активизации его в деятельности. Позволяет ребёнку адекватно описывать, чувствовать, понимать, оценивать картину окружающего мира и самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Применение  технологии ТРИЗ                                                                                                     А.М. Страунинг,  как средство развития познавательных способностей  у  детей дошкольного возраста.

  

                  Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Проявляется в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В  этом  возрасте  не  только  интенсивно развиваются  все  психические  процессы, но  и  происходит  закладка общего  фундамента  способностей.

                Проблема интеллектуально - творческого   развития детей  – это  одна       из наиболее сложных и актуальных проблем, которой многие  известные  исследователи уделяли  большое  внимание. Использование технологии ТРИЗ  изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение  проблем и   позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

        Поэтому  цель моей разработки и  профессиональной деятельности: «Развитие причино – следственных связей, навыков прогнозирования и фантазирования у старших дошкольников через использования элементов ТРИЗ - технологии.

Реализацию поставленной цели осуществляю в процессе решения следующих задач:         1.Создать  условия для преобразования развивающей предметно – пространственной  среды для развития познавательной активности детей.

2.Расширять представления дошкольников о явлениях и предметах окружающей действительности,  используя методы и приемы ТРИЗ – технологии.

        3.Развивать умение преодолевать  застенчивость, замкнутость, робость; умение отстаивать свою точку зрения,  самостоятельно находить оригинальные решения.

4.  Повышения педагогической компетенции родителей в вопросах развития творческой  активности детей через применения ТРИЗ – технологии .  

ТРИЗ – технология – универсальная система, применяемая в дошкольных образовательных учреждениях, она выполняет важнейший социальный заказ современности на творчески мыслящих людей.

        При  использовании   развивающей технологии ТРИЗ,     у детей происходит развитие творческого мышления, мы имеем возможность   воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.  

При использовании технологии ТРИЗ   в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать как возраст воспитанников, так их индивидуальные особенности.  Осваивать ТРИЗ  необходимо в доступной форме, в том числе:

- игровой;

- в виде сочинения сказок и загадок;

- решения игровых задач;

-  разрешения проблемных ситуаций.

Для  осваивания технологии ТРИЗ   детьми дошкольного возраста   используются основные средства  такие как:  

  • Педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
          игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
  • Приемы фантазирования : сделать наоборот (   Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты).
    Увеличить – уменьшить (с  его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов.)
  • Динамика – статика.        Применяется для изменения свойств объекта.      

  • Коллаж из сказок.  Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.      Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
     Спасательные ситуации в сказках.
  • Сказки от "живых” капель и клякс.
  • Моделирование сказок

Используются следующие методы:

Метод фокальных объектов:  (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
 
Метод "Системный анализ”   -    помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.  

            Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).
    

Работа с родителями в рамках применения технологии ТРИЗ.

Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах развития творческой  активности детей через применения ТРИЗ – технологии   использую традиционные и нетрадиционные формы. В приемной группы оформлен уголок для родителей, в рубрике «Поиграйте дома».  В течение года предлагается перечень  дидактических игр.  Составила консультации по темам: «Триз – как средство развития творческой игры для детей дошкольного возраста», « Развитие мыслительных операций посредством внедрение технологии ТРИЗ», «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ  », «ТРИЗ в детском саду и дома»   Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания в виде мастер-классов, где совместно с детьми взрослые знакомились с технологией ТРИЗ и дидактическим материалом,    изготавливаем и используем в работе мнемотаблицы для заучивания стихотворений в рамках данной технологии.    Эта форма работы дает не только возможность научиться семье, как играть с ребенком в домашних условиях,  но и возможность заниматься общим делом, оценить свои возможности и способности ребенка, а также создать дружный коллектив родителей и детей в группе. Активное участие родителей повышает интерес детей к игровой форме развития познавательных способностей,  способствует успешной подготовке детей к школьному обучению. Информирую родителей посредством персонального сайта 

        Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям.          

В результате моей  деятельности у детей:

  • пополнился багаж  представлений  о явлениях и предметах окружающей действительности через   использования  методов  и приемов  ТРИЗ – технологии;
  • дети стали более раскрепощённые,  умеют  отстаивать свою точку зрения,  самостоятельно находить оригинальные решения;
  • планируют свои действия,  могут  предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный ответ;
  • дети умеют строить  причино – следственные связи, опираясь на свой опыт.

Для измерения результатов образовательной практики использовала следующие параметры измерения:

1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое

Методы: наблюдения, экспериментирование.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух и более веществ.

Методы: наблюдения, беседа, моделирование.

Формы проведения: индивидуальная, подгрупповая.

3.Умение находить общее и отличие в однородных  объектах.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

4.Умение наделять объекты противоположными по назначению качествами

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

5.Умение строить противоречия и разрешать их.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения:  подгрупповая.

6.Умение находить в 2 – 3х неоднородных объектах сходство и различие.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Трудности,  которые встречаются при реализации технологии ТРИЗ:

 

- отсутствие курсовой подготовки;

- небольшое количество методического материала;

Сопровождение педагогов.

Для реализации педагогами технологии ТРИЗ могу оказать помощь через:

  • консультативное сопровождение,
  • предоставление методических материалов;
  • оказание практической помощи.
  • использую в работе персональный сайт на котором представлена моя педагогическая деятельность по использованию ТРИЗ – технологии в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Конспект НОД "Применение парционально-инновационной программы "Росток" по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста".

Программное содержание:1.Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.2.Продолжать формировать умение графически изображат...

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей....

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »

laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....