Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Мерзликина Наталья Викторовна

Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Проект

Устное народное творчество, как средство развития речи

детей дошкольного возраста

                                                                                      Подготовила:

                                             Воспитатель

                                           1 категории

                                                      Мерзликина

                                                      Наталья

Викторовна





                                               г. Оренбург


Актуальность исследования.

 Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно:

 устная художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы;

 создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, сказки, поговорки, пословицы, басни);

  народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы);

 танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи.  Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные.

 «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.

В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.

Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив её.

Дошкольное детство – это тот период, когда ребенок, непосредственный, открытый, не умеющий лукавить и верит в чудеса и волшебство, поэтому именно в этом возрасте взрослым необходимо в сказочной и игровой форме приобщить детей к устному народному  творчеству, которое  обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

  Цель моей работы: раскрыть влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.

Объект исследования:  речевая деятельность дошкольников.

Задачи исследования: 

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;

2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог).

Возраст от трёх до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности, создаёт предпосылки для их дальнейшего развития.

Основная функция речи - функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. В связи с развитием игровой деятельности переходим от предметно - манипулятивных сюжетно-образных игр к совместной сюжетно-ролевой игре, возникают новые потребности общения.       Благодаря этому появляются новые типы высказываний: компенсирующие собственные игровые действия, корректирующие поведение партнёра, планирующие ближайшие действия и распределение ролей. Дети используют такие средства коммуникации как улыбка, смех, выразительные движения, позы, контакт глаз. Речевые действия при этом, как правило, не скоординированы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа. Развитие диалога со сверстником выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнёра и затем в согласовании высказываний.

Основные достижения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с партнёром приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.

Речь используется для становления контактов с окружающими, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли, чувства партнёра, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и людей, средством познавательной деятельности.

Постепенно в недрах диалогического общения у детей зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Она возникает вследствие желания ребёнка поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем.


Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

Заложенные в фольклорные языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», В.Н. Косаревой «Народная культура и традиции», Г.А.Лапшиной «Фольклорно – экологические занятия с дошкольниками 5 – 7 лет», я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Реализацию поставленных задач я начала:

- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству

- с составления перспективного плана работы для детей младшего и старшего  дошкольного возраста

- с консультаций и бесед для родителей.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

возрастной подход;

функциональность;

вариативность;

наглядность;

системность;

комфортность;

самостоятельность;

доступность;

применяемость;

соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно - ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы.

 

4. Работа с родителями:

Родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

                Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.

                Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я планирую  использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

                Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

                Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

                Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.

                Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия я планирую  проводить в музее «Русского быта», который  мы начали организовывать в  группе в «Патриотическом уголке».

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела  обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:

1.Уровень развития речи детей.

2.Знание детьми малых фольклорных форм.

3.Понимание детьми жанра устного народного творчества.

4.Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Для обследования я использовала следующую методику:

О.Л.Князева, М.Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Полученные результаты показали, что только 7 % детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни такие  жанры фольклора, как потешки, сказки, колыбельные песенки.

 37% детей показали низкий уровень.

  Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

  Для привлечения родителей к совместной деятельности мною планируется проведение  совместных конкурсов  на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформить выставку детских работ. Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду. Готовили декорации для театра.

 Частое использование  прослушивание сказок в аудиозаписи, помоганет детям точнее и образнее понять и услышать фольклорное произведение. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогает  детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

  На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использую  элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

   Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

 

Проектная деятельность

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством устного народного творчества при ознакомлении с художественной литературой.

Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и создание необходимых условий для знакомства детей с устным народным творчеством.

Задачи:

1.Сформировать интерес к художественной литературе и развивать память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

2.Расширять и активизировать словарный запас детей. формировать умение слушать и понимать услышанное, учить потешки, сказки и понимать выученное, рассказывать и пересказывать их наизусть, понимать их

3.Знакомить детей с устным народным творчеством. Формировать интерес к фольклору и сказкам, знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, потешек ,умение отгадывать загадки

4.Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.

5.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Актуальность:

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.

1. Ухудшение состояния здоровья детей

2. Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

3. Большое время занимает компьютер и другие средства технического прогресса

4. Психологи утверждают: дошкольный возраст сентизивный период, а значит он, наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения.

Одно из актуальных действенных средств, для развития речи - это театральные игры, которые являются благоприятной средой для активизации речевой активности детей дошкольного возраста. Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это - устное народное творчество. Устное народное творчество как средство развития речи детей. Речь является важным средством самовыражения ребенка. Особая роль в языковом развитии принадлежит устному народному творчеству, которое объединило в себе и красоту, и богатство русского языка. Народное творчество несет в себе не только развитие речи, но и формирует духовно нравственного человека. А ведь духовно – нравственный человек – это великое творение природы.


Проблема:

Недостаточное использование произведений устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста.

Гипотеза:

Наряду с основными методами и приемами развития речи дошкольников

можно и нужно использовать богатейший материал устного  творчества народа.

Новизна:

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов:

- планирование тематических дней, использование народного устного творчества в виде малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов.

- использование нетрадиционных форм и метов: стимулирующие детей к использованию методического пособия флисовых планшетов: позволяющих моделировать сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, перенося их на флисовый планшет и наглядно видеть решение заданий. Пример: отгадка на загадку, выкладывание последовательности сказочного сюжета и т. д. Таким образом педагог создает ситуации, побуждающие к творческим действиям.

Разработана система организации консультативной методической поддержки для родителей.

Паспорт проекта

Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством устного народного творчества при ознакомлении с художественной литературой.

Возрастная категория проекта

Дети дошкольного возраста, родители

Руководитель проекта

воспитатель

Участники проекта

Дети дошкольного возраста, родители, педагоги

Возраст воспитанников, обучающихся

4 – 6 лет

Особенности проекта

-творческий,

-практико-ориентированный.

Цель проекта:

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и создание необходимых условий для знакомства детей с устным народным творчеством.

Ресурсы проекта

Детские книги, энциклопедии, справочники, журналы.

Портреты писателей

Проектор

Экран

Слайды

Магнитофон

Ноутбук

СД  диски

Флисовые планшеты

Лепбук «Речевичок»

Образовательная область

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

- Чтение произведений

- Заучивание наизусть

- Выразительное чтение

- Прослушивание аудиозаписи

- Показ иллюстраций, картинок, игрушек

- Элементы инсценировки

- Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов

- Оформление выставки

- Игры-драматизации, инсценировки

- Дидактические игры

- Театрализованные игры, использование разных видов театра

- Игровая деятельность

- Моделирование сказок

- Использование планшетов на флисе

- Ознакомление детей с мнемосхемами сказок в старшем дошкольном возрасте

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности детей–

В процессе работы будут замечены такие изменения:

-у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно будут организовывать народные игры – забавы с помощью считалок

-творческая выставка рисунков по теме;

- изготовление самодельных книжек;

- дети должны научиться понимать смысл сказок;

- дети должны научиться отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- дети должны стать менее застенчивыми, не боясь, выбирать любую роль;

- должно улучшиться детско-родительские отношения.

Результат деятельности родителей:
- у родителей также повысится интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием будут разучивать с детьми и подбирать пословицы и поговорки, объяснять детям их смысл.

-изготовление самодельных книжек;

-мастер класс с родителями по изготовлению  планшетов для моделирования;

-участие в народных праздниках и гуляниях.

Формы работы с детьми

-Разучивание колыбельных песен

-Чтение и разбор русских народных сказок – использование потешек и прибауток

-Разучивание пословиц, поговорок – придумывание и отгадывание загадок

-Занятия по развитию речи – артикуляционная гимнастика

-Речевые досуги – игры (драматизации, подвижные, словесные)

-Спортивные досуги – пальчиковая гимнастика

Формы работы с родителями:

- Информационные стенды для родителей;

- Папки – передвижки;

- Выставки детских работ, дидактических игр,

рекомендуемой литературы;

- Консультации, буклеты, памятки;

- Индивидуальное собеседование.

Практическая деятельность

Инсценирование русской народной сказки «Теремок»……

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Мастер класс  для воспитателей

«Река времени».

Мастер класс для родителей  «Использование флисовых планшетов»

Этапы реализация проекта

Проект предполагает несколько этапов его реализации в течение 2022-2024 учебного года.

2022 – 2023 учебный год

Дата

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

В течение месяца

Сентябрь 2022

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании» и других нормативных документов.

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Знакомство и анализ документации.

Изучение литературы по проблеме, создание плана  работы на период проекта.

Октябрь

Октябрь

2022

Работа с методическими рекомендациями по теме «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Изучение парциальной образовательной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург

Детство – Пресс 2017г.

О.Л. Князева, М.Д.Маханева.

 Подбор материала, изучение интернет источников.

Ноябрь

Ноябрь

2022

Создание картотеки «Потешки»

Составление консультаций для родителей (законных представителей) по теме проекта «Народное творчество в воспитании детей».

Подбор материала по данной тематике, интернет ресурсы:

dohcolonoc.ru

infourok.ru

maam.ru

Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2009.

Декабрь

В течении месяца

Знакомство с народными музыкальными инструментами «Волшебная дудочка»

Подбор материала по данной тематике, интернет ресурсы:

dohcolonoc.ru

infourok.ru

maam.ru

Январь

До 25 января

2023

Пополнение развивающей среды изготовление лепбука «Речевичок»

Подбор материала по данной тематике, интернет ресурсы:

dohcolonoc.ru

infourok.ru

maam.ru

Февраль

Февраль

2023

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности.

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Использование в работе с детьми флисовых планшетов.

Март

Март

2023

Работа с родителями (законными представителями)

«Обустройство  уголка ряженья с русскими национальными костюмами».

Знакомство детей с загадками 

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 Размещение на

https://nsportal.ru/natalya-viktorovna-merzlikina

Использование в работе с детьми флисовых планшетов.

Подбор материала по данной тематике, интернет ресурсы:

dohcolonoc.ru

infourok.ru

maam.ru

Апрель

Апрель

2023

Знакомство с традиционно бытовой культурой русского народа, старинным предметом колыбельная «Ходит сон близ окон…»

Использование методического пособия «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3 – 7 лет.

 Автор – составитель В.Н. Косарева

Май

До 15 мая

2023

Итоговое мероприятие «В гостях у бабушки».

(открытый просмотр для родителей (законных представителей)

Использование методического пособия «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3 – 7 лет. Автор – составитель В.Н. Косарева

2023 – 2024учебный год

Дата

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

В течение месяца

Сентябрь 2023

Пополнение развивающей среды картотека мнемосхем к сказкам.

Подбор материала по данной тематике, интернет ресурсы:

dohcolonoc.ru

infourok.ru

maam.ru

nsportal.ru

Октябрь

Октябрь

2023

Консультация для педагогов «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Подбор материала

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург

Детство – Пресс 2017г.

О.Л. Князева, М.Д.Маханева.

Ноябрь

Ноябрь

2023

Знакомство с предметами обихода: спицы, скалка, веретено.

Моделирование сказки «Лисичка со скалочкой»

Подбор материала

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург

Детство – Пресс 2017г.

О.Л. Князева, М.Д.Маханева.

Декабрь

Декабрь

2023

Инсценированное занятие – развлечение «Кто живет в лесу зимой?»

Знакомство с закличками и попевками.

Оформление картотеки «Заклички и попевки русского народа»

Методическое пособие «Фольклорно – экологические занятия с дошкольниками 5 – 7 лет»

Волгоград

Учитель.

Автор /составитель

 Г.А. Лапшина

Размещение на

https://nsportal.ru/natalya-viktorovna-merzlikina

Январь

Январь

2024

Знакомство детей с русскими народными песнями:

«Как на тоненький ледок», «Здравствуй гостья - зима», «Как у нашего у Вани».

Знакомство с праздником Рождество.

Разучивание колядок.

Методическое пособие «Фольклорно – экологические занятия с дошкольниками 5 – 7 лет»

Волгоград

Учитель.

Автор /составитель

 Г.А. Лапшина

Подбор материала по данной тематике, интернет ресурсы:

dohcolonoc.ru

infourok.ru

maam.ru

Февраль

Февраль

2024

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности.

Моделирование сказок, рассказывание сказок по мнемосхемам.

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Использование мнемосхем

Использование в работе с детьми флисовых планшетов.

Март

Март

2024

Работа с родителями (законными представителями).

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов на праздник «Широкая масленица».

Праздник «Широкая масленница»

 Размещение на

https://nsportal.ru/natalya-viktorovna-merzlikina

Подбор материала по данной тематике, интернет ресурсы:

dohcolonoc.ru

infourok.ru

maam.ru

Апрель

Апрель

2024

Знакомство с процессом изготовления куклы – самоделки, закрутки.

Пополнение предметно – пространственной среды альбом «Куклы наших бабушек»

Использование методического пособия «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3 – 7 лет. Автор – составитель В.Н. Косарева

Май

До 15 мая

2024

Итоговое мероприятие «Литературная викторина».

(открытый просмотр для родителей (законных представителей)

Подбор материала

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург

Детство – Пресс 2017г.

О.Л. Князева, М.Д.Маханева.

Размещение на

https://nsportal.ru/natalya-viktorovna-merzlikina

Заключение

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

  Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

  Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

           Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

          Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аникин В.П., Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.

2.Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996.

3.Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.

4.Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.

5.Бобкова Т.И.,  Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва “Творческий центр”, 2008.

6.Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006.
7. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2009.

8.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304 с.: ил.

9.Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. - М., 1991. - 211с.

10.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 174 с.

11.Устное народное творчество: виды и жанры. – Режим доступа: Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.


Приложение 1

Анкета для родителей (младший и средний возраст)

1. Ф.И. ребёнка, его возраст, кто отвечает на анкету (мама, папа)

2. Какое место в Вашей жизни занимает книга?_______________________

3. Как часто вы читаете? Сколько времени? (20, 30 мин и т.д.)___________

4. Любите ли Вы читать книги своему ребёнку?_______________________

5. Часто ли Вы читает книги своему ребёнку?________________________

6. Какие книги Вы читаете своему ребёнку?_________________________

7. Какие книги любит Ваш ребёнок?________________________________

8. Вы читаете книги ребёнку каждый день? Как долго?_________________

9. Есть ли у Вашего ребёнка потребность в том, чтобы ему читали книги?____

10. С удовольствием ребёнок слушает или нет?_________________________

11. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком?_________________________

12. Как Вы считаете, приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? (Охарактеризуйте результат).________________________________________________________

13. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок любил книги?____________________________________________________________

14. Ваши пожелания и замечания по поводу чтения книг.______________________________________________________________


Приложение 2

Анкета для родителей старших дошкольников

Любите ли Вы читать книги?

Какие книги для детей есть в Вашей домашней библиотеке?

Как часто Вы читаете книги своему ребенку?

. Какие книги Вы читаете своему ребенку?

Какие книги любит Ваш ребенок?

Есть ли у Вашего ребенка потребность в том, чтобы ему читали книги?

Кто из членов семьи читает ребенку книги?

Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребенком?

Учите ли Вы ребенка различать жанры?

Умеет ли Ваш ребенок определять характерные признаки литературных жанров?

Сформированы ли навыки пересказа литературного произведения у Вашего ребенка?

Как Вы считаете приносит ли пользу домашнее чтение? Какую?

Умеет ли Ваш ребенок выразительно читать стихи?

Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок любил книги?

. Какие имеются предложения и пожелания по улучшению отбора книг для детей, их усовершенствованию?





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость....

«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историко...

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребё...