Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с речевыми проблемами разного характера. Что же такое моторика? Моторика это -совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Такие упражнения благотворно влияют на произношение многих звуков. То есть, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений решать одновременно несколько проблем:
- во-первых, влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка;
-во-вторых, улучшать развитие речи детей;
-в-третьих, готовить детей к овладению навыками письма.
Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Поэтому в своей работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить детям следующие задания: массаж (поглаживание, разминание, растирание, постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с четками, с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами, лепка. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удваивает результат. И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.
Можно сделать следующие выводы:
- основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;
- развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом;
- особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными;
- упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Играйте, творите, умнейте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание...
Косультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей дошкольного возраста"
Данная консультция помогает повысить уровень компетенции родителей. В ней предложены варианты игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой ин...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста»....
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста
Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинского. И это не просто красивые слова. По словам фи...