Программа дополнительного образования "Цветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
программа дополнительного образования "Цветные ладошки" (нетрадиционные техники рисования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsvetnye_ladoshki.docx | 66.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»
__________________________________________________________________
ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Заведующий МБДОУ №39
Председатель _____________/Е.И.Балабина /
Педагогического совета МБДОУ №39 «___»______________2023г.
Протокол №
«__»___________2023г.
Программа дополнительного образования
«Цветные ладошки»
Нетрадиционные техники рисования
(для детей 5-6 лет)
Руководитель: Скоробогатова Н. А.
воспитатель санаторной группы
2023-2024 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение ……………………………………………………………….................3
- Пояснительная записка ……………………………………………….................3
3. Учебно-тематический план ………………………………………………………4
4. Содержание изучаемого курса ………………………………………………….27
5. Методическое обеспечение программы ………………………………....................30
6. Список используемой литературы ………………………………………………32
Введение
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Ребёнок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Пояснительная записка
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Программа «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Учебно- тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
Сентябрь. Блок «Натюрморт» | ||||||
1 | Дары природы (1-е занятие) | Познакомить детей с жанром живописи – натюрморт. Дать представление о разных видах натюрморта. Познакомить с техникой вливания цвета в цвет. Учить вырезать фруктовую вазу из цветной бумаги, сложенной пополам и наклеивать на подготовленный лист. Обогащать словарный запас (палитра, живопись, композиция, натюрморт). Развивать эстетическую отзывчивость. | Листы бумаги А-3 акварельные краски, широкая кисть, средства для рисования, муляжи фруктов и овощей, драпировка. | Оформлена выставка натюрмортов. Звучит музыка. Дети рассматривают картины. Беседа последующим вопросам: Какая картина понравилась? Почему? Рассказ педагога о натюрмортах. Прежде чем нарисовать натюрморт, художник располагает предметы, фрукты, овощи, вазы и т.д. на столе, подбирая соответствующую драпировку. Дидактическая игра: «Составь натюрморт» (можно разделить детей на две команды, которые придумывают и составляют свой натюрморт). Практическая работа. Тонирование листа. Вырезание и наклеивание фигуры в форме фруктовой вазы на тонированный лист. Анализ детских работ. | ||
2 | Дары природы (2- е занятие) | Познакомить детей с нетрадиционной пальцевой живописью. Развивать чувство композиции, чувство восприятия. Закрепить умение смешивать цвета. | Пальцевая живопись | Приготовленные листы бумаги с первого занятия, гуашь, средства для рисования, муляжи фруктов и овощей. | Беседа. В ходе беседы с детьми педагог уточняет: чем можно заполнить эти вазы? Объясняет и показывает, как правильно нарисовать фрукты в вазе (фрукты в вазе видны на половину, закрывая друг друга). Дидактическая игра: «Сколько цветов понадобилось природе?» Педагог показывает фрукт. Дети называют цвета, которые они видят в данном фрукте. Работа детей над композицией натюрморта. По желанию дети украшают вазу орнаментом. Анализ детских работ. | |
3 | Осенний натюрморт (1-е занятие) | Продолжать знакомить детей с натюрмортом и их видами. Совершенствовать технику вливания цвета в цвет. | Коллаж | Листы бумаги А-3, акварельные краски, все принадлежности для рисования, репродукции картин, гербарий из осенних листьев, ножницы, цветная бумага, клей ПВА. | Педагог читает стихотворение И. Бунина. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. - О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему лес называют золотым, багряным? Дидактическая игра: «С какого дерева листочки?» Дидактическая игра: «Какие краски вы видите в листьях?» Педагог объявляет тему занятия, показывая детскую работу прошлого года. Предлагает затонировать лист бумаги при помощи техники вливания цвета в цвет, и вырезать цветочную вазу и наклеить на нижнюю часть листа. Анализ детских работ. | |
4 | Осенний натюрморт (2-е занятие) | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски на сухих листьях. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. | Печатание сухими листьями | Приготовленные листы бумаги с первого занятия, все принадлежности для рисования. | Педагог предлагает детям нарисовать ветки в вазе, затем показывает способ смешивания краски на сухих листьях. Дети составляют композицию натюрморта, используя технику печатания листьями. По желанию украшают вазу орнаментом. Анализ детских работ. Выставка творческих работ «Осенний натюрморт». | |
5 | Ваза с цветами (1-е занятие) | Познакомить детей с техникой коллаж. Учить вырезать из открыток цветы и приклеивать их в верхней части листа. Развивать чувство композиции. Обратить внимание детей на цвет как средство передачи настроения. | Коллаж | Цветная бумага для фона (обои). Открытки с цветами, ткань с изображением цветов, ножницы, клей, букет из цветов, образцы натюрморта в технике коллаж, муляжи фруктов. | Рассматривание образцов натюрморта в технике коллаж. Дети выбирают лист бумаги, вырезают из открыток, ткани цветы и приклеивают их к верхней части листа. Педагог объясняет, как любой фрукт превратить в вазу, дорисовывая отдельные элементы (горлышко, дно, ручки и т.д.) Дети практикуются на дополнительных листах. Под цветами дети рисуют набросок вазы. Анализ детских работ. Выбрать самую стройную (широкую, низкую) вазу. | |
6 | Ваза с цветами (2-е занятие) | Научить детей рисовать вазу под наклеенными цветами. Помочь детям использовать полученные знания о цветах, учить передавать характерные особенности цветов, их форму, строение. | Коллаж | Приготовленные листы бумаги с первого занятия, гуашь, средства для рисования. | Дети раскрашивают вазу, затем самостоятельно подбирают и составляют узор. Дорисовывают стебли и листья к цветам. Педагог предлагает дополнить композицию натюрморта (оригинальная скатерть, декоративная веточка, бабочка и т.д.). Выставка детских работ для родителей. | |
7 | Мы рисуем натюрморт | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - граттаж, используя полученные знания о натюрморте. Проявлять самостоятельность в работе, творчество. | Граттаж | Подготовленные листы для занятия (цветной глянцевый картон затирается свечой, покрывается смесью гуаши с мылом), деревянная палочка для процарапывания. | Беседа с показом. Педагог рассказывает и показывает, как готовится бумага для техники граттаж. Предлагает на готовых листах создать свой натюрморт. Анализ детских работ. | |
8 | Орнамент для вазы | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - смешивание гуаши с клеем ПВА. Развивать воображение и чувство ритма. | ПВА + гуашь | Любая пластиковая банка, бутылка, клей ПВА, гуашь, тонкая кисть для росписи, баночки для смешивания гуаши с клеем ПВА. | Педагог показывает вазы, изготовленные в этой технике, вызывая у детей интерес и желание сделать собственную. Вспоминают виды орнамента (геометрический, растительный и т.д.) Практическая часть. Дети смешивают гуашь с клеем ПВА и этим составом покрывают банку, затем самостоятельно составляют и наносят орнамент. Анализ детских работ. | |
Октябрь. Блок «Пейзаж» | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
9 | Муравьи готовятся к зиме (1-е занятие) | Рассказать о жизни муравьев. Совершенствовать технику тонирования листа (вливание цвета в цвет). | Листы бумаги А-3, акварельные краски, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением леса и муравьев. | Педагог загадывает загадку: В этих домиках живут Только те, кто любит труд Дружные жители- Дети и родители. То упавшую хвоинку, То засохшую травинку- Все заметят, подберут. Ведь не даром их лесными Санитарами зовут. (Муравьи) Рассказ педагога о жизни муравьев. Предлагает затонировать лист бумаги при помощи техники вливания цвета в цвет, создавая фон окружающей среды. Практическая часть. Анализ детских работ. | ||
10 | Муравьи готовятся к зиме (2-е занятие) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные техники: муравейник-мазки, штрихи муравьи-пальцевая живопись, летящие листья – печатание листьями. Совершенствовать умение работать в разных техниках. Закрепить умение смешивать краски прямо на сухих листьях. | Пальцевая живопись, печатание листьями. | Приготовленные листы бумаги с первого занятия, художественный материал по выбору детей (мелки, гуашь, фломастеры), гуашь, сухие листья, кисти, материал по выбору детей. | Показ педагога способа рисования муравейника (штрихи, мазки). Объясняет, как способом нетрадиционной техники изобразить муравья (пальцевая живопись) и летящие листья (печатание листьями). Практическая часть. Работа детей над композицией. Анализ детских работ. | |
11 | Подсолнухи | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Закрепить тонирование листа бумаги акварелью. Развивать цветовосприятие, творчество. | Листы бумаги А-3, акварельные краски, восковые мелки, средства для рисования. | Педагог загадывает загадку: Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух) Рассматривание иллюстраций с изображением подсолнуха и показ образца рисунка в этой технике. Рассказ этапов выполнения работы: восковыми мелками рисуют «семью подсолнухов», затем делают заливку акварельными красками, создавая фон по замыслу. Анализ детских работ. Отмечается красота и выразительность рисунка. | ||
12 | Золотая осень (1-е занятие) | Познакомить детей с пейзажами и его видами, линией горизонта. Уточнять и расширять представление об осени. Познакомить с нетрадиционной техникой тонирования листа по сырому. Воспитывать бережное отношение к природе, учить находить красивое в природе и в пейзажной живописи. | Рисование по-сырому | Листы бумаги А-3, акварельные краски, простой карандаш губки для тонирования бумаги, все принадлежности для рисования, репродукции картин с разными пейзажами. | Игра – задание. Перед детьми выставлены картины с различными пейзажами (городской, морской, сельский и т.д.). Педагог предлагает соотнести образы природы на репродукции с поэтическими строками. Повязала осень пестрый фартук И ведерко с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, Листья позолотой обвила. Беседа о пейзаже и его видах. Знакомство с линией горизонта (дети рисуют линию горизонта простым карандашом). Педагог показывает технику тонирования листа по сырому, выбирая цвета для неба и земли (бумага смачивается мокрой губкой, наносится несколько мазков акварельной краски, которые растираются широкой кистью). Цвета как бы вливаются один в другой. При их смешивании получаются интересные переходы от одного цвета к другому. Практическая работа детей. Анализ детских работ. Педагог обращает внимание на прозрачность осеннего неба, оттенки земли. | |
13 | Золотая осень (2-е занятие) | Закрепить понятие «пейзаж». Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой способом тычка. Развивать композиционное решение, творчество, фантазию. Формировать эстетическое отношение к рисункам. | Рисование способом тычка | Приготовленные листы бумаги с первого занятия, мягкая кисть для прорисовки мелких деталей, гуашь, все принадлежности для рисования. | Педагог показывает и рассказывает, как зрительно меняются предметы, удаленные от нас. Чем они дальше от нас, тем они меньше. Цвет удаленных предметов становится холоднее, детали не прорисовываются. Показывает изображение кроны деревьев, способом тычка, нанося один слой краски на другой. Практическая часть. Педагог предлагает детям создать живописную композицию с изображением осеннего пейзажа. Анализ детских работ. Выделяют красоту осени. Придумывают название своей картине. | |
14 | Семья ежей | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – тычки жесткой полусухой кистью, при этом совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании. Закреплять знания о жизни ежей. Развивать фантазию, чувство композиции. Воспитывать бережное отношение к животным. | Рисование способом тычка жесткой полусухой кистью | Цветная и тонированная бумага А-4 (по выбору детей), жесткая и мягкая кисти, все принадлежности для рисования. Картина из серии «Семья ежей» | Рассказ педагога о ежах. У ежа маленькая мордочка с вытянутым носом, черные глаза, как бусинки. Видит он плохо, а нюх хороший. Лапки короткие с маленькими коготками. Чтобы не спать голодным зиму, ежик хорошо наедается. Накапливает подкожный жирок. Вопросы для детей. - Ребята, для чего ежу нужны колючки? (Это средство защиты от врагов, иголки помогают переносить предметы на спине.) - Какую пользу приносит еж? (Уничтожает вредителей леса) - Как зовут детенышей ежа? (Ежата) Педагог показывает детям изображение ежа полусухой жесткой кистью, прорисовывая мелкие детали тонкой кистью (глаза, носик, усики и т.д.). Практическая часть. Анализ детских работ. | |
15 | Кто живет в осеннем лесу? | Расширять знания о животном мире леса. Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса. Развивать чувство композиции, колорита. | По выбору детей | Тонированная бумага А-4, все принадлежности для рисования, художественный материал по выбору детей. | Педагог предлагает по замыслу составить осеннюю композицию леса, представляя себя в осеннем лесу, отметить краски осени в своих работах. Практическая часть. Анализ детских работ. Выбор работ с творческой композицией. | |
16 | Дождливый день в городе | Закрепить умение передавать в рисунке изображение домов в разных пропорциях. Учить детей работать всей кистью и концом кисти. Закрепить метод рисования по сырому. Развивать творчество, чувство композиции. | Рисование по сырому | Листы бумаги А-4, акварельные краски, губки, разные кисти, простой карандаш, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением дождливого города. | Дидактическая игра. «Что лишнее?» Педагог предлагает из нескольких иллюстраций с городскими пейзажами выбрать лишний. (В комплект игры входят несколько рисунков с изображением дождя на фоне городского пейзажа и один рисунок с изображением ясного дня) Рассказ педагога о том, что город не менее красив во время дождя. Напоминает, как его можно изобразить способом по сырому. (Сделать набросок пейзажа простым карандашом. Верхнюю часть листа смочить мокрой губкой и нарисовать небо. Далее постепенно смачивая части листа, создать изображение.) Анализ детских работ. Выбор самого «дождливого» пейзажа. | |
Ноябрь. Блок «Страна Вообразилия» | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
17 | Сказочный подводный мир (1-е занятие) | Упражнять детей в тонировании листа по-сырому. Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты сказочного мира. | Рисование по-сырому | Листы бумаги А-3, акварельные краски, губки, иллюстрации с изображением подводного мира. | Рассматривание иллюстраций с изображением сказочного подводного мира. Беседа с детьми по теме. Каких обитателей подводного мира вы знаете? В каких сказках они встречаются? Какие цвета вам понадобятся для изображения морской воды? Практическая работа. Весь лист бумаги смачивается мокрой губкой. Дети широкой кистью тонируют лист волнистыми линиями, имитируя волны. | |
18 | Сказочный подводный мир (2-е занятие) | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования мыльными пузырями. Развивать творчество и фантазию в изображении сказочного подводного мира, чувство композиции, колорита. | Рисование по-сырому. Рисование мыльными пузырями. | Тонированные листы бумаги с первого занятия, мыльный раствор, трубочки, разные кисти, все принадлежности для рисования. | Дети самостоятельно составляют композицию сказочного подводного мира (Русалочка, морской дворец, волшебные рыбки, водоросли и т.д.). В конце занятия педагог рассказывает о том, что все подводные жители дышат в воде, образуя пузырьки. Показ рисования воздушных пузырьков: в ванночке смешивается шампунь с краской. Смесь вспенивается трубочкой, образуя пузыри. Готовый рисунок осторожно накладывается сверху. В итоге создается отпечаток. Анализ детских работ. Рассматривание рисунков. Придумывание названия. | |
19 | Знакомая форма – новый образ | Развивать воображение, фантазию в изображении нового образа из знакомой формы. | Лист бумаги А-3, ножницы, простой карандаш, изобразительные материалы по выбору детей. | Педагог предлагает детям обвести простым карандашом ножницы. В нарисованном контуре найти любое изображение, дорисовать его, раскрасить. Работа над композицией. Анализ детских работ. Составление рассказа по рисункам. | ||
20 | Образ в пятне | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - монотипия. Развивать фантазию, творчество, умение видеть изображение в пятне (образы, предметы). | Монотипия | Листы бумаги формата А-4, согнутые пополам, гуашь, средства рисования. | Дидактическая игра «На что похоже?» Педагог показывает изображения с пятнами, в которых дети находят знакомые образы. Показ и объяснение педагога нетрадиционной техники - монотипия. На одну половину листа нанести несколько цветных пятен краски, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно напомнит образ, предмет. Дорисовать мелкие детали. После занятия дети рассматривают и узнают получившиеся образы, предметы. | |
21 | Волшебный лес | Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой рисования – кляксография. Развивать фантазию, творчество, воображение. | Кляксография | Листы бумаги, акварель, трубочки для выдувания, средства рисования. | Педагог с детьми рассматривает иллюстрации с изображением волшебного леса. Показ нетрадиционной техники – кляксография с трубочкой. Поставить большую и яркую кляксу. Взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на каплю… Капля течет и оставляет за собой след. Повернуть лист бумаги и снова подуть. На что похожи следы, оставленные красочными ручейками? Дорисовать мелкие детали (обитателей волшебного леса). | |
22 | Космические пришельцы (1-е занятие) | Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой рисования – набрызг. Вызвать интерес к изображению космического пространства. | Набрызг | Листы бумаги формата А-3, гуашь, акварель, зубная щетка, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением космоса. | Рассматривание иллюстраций и беседа о космосе. Для тонировки листа дети выбирают любой предложенный изоматериал (гуашь, акварель). Показ нетрадиционного способа – набрызг. Зубной щеткой в левой руке набрать немного краски. Стекой провести по поверхности щеткой быстрыми движениями по направлению к себе. Практическая часть. Педагог предлагает создать звездное небо способом набрызга. Анализ детских работ. Отмечаются самое звездное, темное, яркое небо | |
23 | Космические пришельцы (2-е занятие) | Развивать творчество, фантазию, чувство композиции | По выбору детей | Приготовленные листы бумаги с первого занятия, гуашь, все принадлежности для рисования. | Дети придумывают сюжет и самостоятельно создают композицию по теме (летающие тарелки, инопланетяне, кометы и т.д.). Анализ детских работ. Рассматривание рисунков. Придумывание названия и составление рассказа. | |
24 | Несуществующее животное | Развивать творческие способности. Вызвать желание придумать необычное животное, используя, знакомые техники нетрадиционного рисования. Учить проявлять самостоятельность, инициативу в художественной деятельности. | По выбору детей | Тонированные листы бумаги А-4, изобразительный материал по выбору детей, все принадлежности для рисования. | Педагог создает эмоциональный настрой. Предлагает детям вспомнить сказки, где встречается Баба Яга… - Какой у нее характер? - Какая у нее внешность? Опишите. - Какие плохие поступки она совершала? Однажды Бабе Яге надоел порядок в ее царстве. С помощью своего злого волшебства, она решила перепутать всех животных: соединила рыбу с черепахой, кошку с собакой и т.д. Дала им необычные названия. Педагог предлагает детям выбрать изоматериал и изобразить несуществующее животное. Анализ детских работ. Рассматривание рисунков. Придумывание названия животного. | |
Декабрь. Блок «Зимние напевы» | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
25 | Королева Снежинка (занятие-игра) | Продолжать знакомить детей с техникой граттаж. Учить анализировать образец снежинки и самостоятельно придумывать детали узора по своему желанию. | Граттаж | Цветной глянцевый картон, свеча, деревянная палочка для процарапывания, гуашь, мыло, широкая кисть, вода, все принадлежности для рисования. | Педагог вместе с детьми вспоминает, как готовится лист картона для техники граттаж. (Смотри блок «Натюрморт», занятие № 7). Предлагает самостоятельно выполнить работу по заготовке картона. Загадка. Покружилась, покружилась В воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка) Рассматривание детских работ с изображением снежинки. - Какая снежинка вам особенно понравилась и почему? Педагог предлагает придумать и изобразить свой вариант снежинки. Анализ детских работ. Найди самую пушистую (веселую, сказочную) снежинку. В конце занятия дети выбирают Королеву Снежинку. (Детские работы могут служить для оформления Новогоднего праздника). | |
26 | Морозные узоры | Познакомить с нетрадиционной техникой – рисование нитью. Закрепить знания о холодном цвете. Развивать воображение, познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимних узоров. | Рисование нитью | Листы бумаги формата А-4, нити, гуашь, образцы рисунков, изображенные нитью, детские работы с изображением снежинки, кисти, все принадлежности для рисования. | Рассматривание рисунков детей, выполненных с помощью нити. Показ новой техники. Перед началом работы белый лист сгибается пополам. Нитка опускается в краску любого холодного цвета, осторожно вынимается, выкладывается на одну половину листа. Кончик нити оставить за пределами листа. Другой половиной закрыть нить. Хорошо прогладить ладонью по внешней стороне. Придерживая одной рукой лист, другой осторожно вытянуть нить за кончик. Что у вас получилось?.. Анализ детских работ. Дети любуются морозными узорами, определяя, на что они похожи. Примечание. Для этой техники можно предложить листы бумаги других тонов (черный, синий, фиолетовый и т.д.), а для узора – белая гуашь. | |
27 | Белая береза | Учить отражать особенности предмета при рисовании. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в технике граттаж. | Граттаж | Белый глянцевый картон, свеча, деревянная палочка для процарапывания, гуашь, мыло, широкая кисть, все принадлежности для рисования. | Педагог вместе с детьми вспоминает, как готовится лист картона для техники граттаж. (Смотри блок «Натюрморт», занятие № 7). Предлагает самостоятельно выполнить работу по заготовке картона. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза» Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. Беседа. Как поэт описывает березу? А на кого похожа русская береза? (На девушку.) Почему? (Ветки у березы волнистые, как у девушки волосы, спадающие вниз.) Педагог на заготовленном картоне показывает рисование березы в технике граттаж. Дети самостоятельно выполняют рисунок дерева. Анализ детских работ. Дети составляют из своих рисунков березовую рощу. Находят стройную (белую, ветвистую и т.д.). | |
28 | Одинокая сосна | Учить отражать особенности предмета при рисовании способом тычка. Совершенствовать умение работать в данной технике. Развивать чувство композиции. Воспитывать бережное отношение к природе. | Рисование способом тычка | Листы тонированной бумаги формата А-4, гуашь, жесткие и мягкие кисти. | Беседа о деревьях: - Какие вы знаете деревья? - Какую пользу они приносят человеку? - Нужно - ли охранять лес? И почему? Рассказ педагога о характерных особенностях сосны Рассмотреть рисунки, выполненные на предыдущих занятиях способом тычка (Смотри блок «Пейзаж»). Самостоятельная работа детей. По завершении рисования сосны педагог предлагает придумать и составить композицию по замыслу (дорисовать деревья, животных, птиц и т.д.). Анализ детских работ. Дети рассматривают пейзажи, делятся своими впечатлениями. | |
29 | Зимняя сказка (1-е занятие) | Продолжать знакомить детей с тонированием листа гуашью холодных тонов. Закрепить знания о теплых и холодных цветах. | Листы бумаги формата А-3, гуашь, все принадлежности для рисования. | Беседа о зимних сказках. - Какие вы знаете зимние сказки? - Какие сказочные герои вам запомнились? -В какой сказке встречается новогодняя елка? Педагог сообщает тему занятия и предлагает при помощи холодных цветов затонировать лист бумаги. Самостоятельная работа детей. | ||
30 | Зимняя сказка (2-е занятие) Лесная новогодняя елочка | Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки, используя способ рисования тычком. Украшать ее посредством пальцевой живописи, смешивая краски. Вызывать чувство радости. | Пальцевая живопись. Рисование способом тычка | Листы тонированной бумаги с первого занятия, гуашь, кисти, все принадлежность для рисования, иллюстрации зимнего леса, животных. | Педагог создает эмоциональный настрой, вспоминая с детьми о предстоящем Новогоднем празднике, о карнавальных костюмах и т.д. Предлагает придумать свою зимнюю сказку, но вначале нарисовать новогоднюю, заснеженную елочку на лесной поляне (метод тычка), новогодние шарики (пальцевая живопись). Дети по замыслу создают свою композицию, дополняя рисунок (животные, деревья, птицы и т.д.). Анализ детских работ. Дети рассматривают новогодние композиции, делятся своими впечатлениями. | |
31 | Поздравительная открытка с символикой Нового года. | Создать условия для изображения новогодней открытки с символом Нового года, используя известные методы нетрадиционного рисования. Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток. | По выбору детей | Изобразительные материалы по выбору детей, средства рисования, бросовый материал, новогодние открытки, клей, ножницы. | Рассматривание поздравительных открыток. Предложить детям нарисовать открытку с символикой предстоящего Нового года и оригинально оформить (дождик, блеск и т.д.). Анализ детских работ. Дети рассматривают новогодние открытки, придумывают поздравления, дарят родителям. | |
Январь. Блок «Птицы» | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
32 | Совы (1-е занятие) | Формировать у детей обобщенное представление о совах. Тонировать лист бумаги, передавая цветом определенное время суток (голубой, синий, фиолетовый, черный). Развивать цветовосприятие, творчество. | Листы бумаги формата А-3, гуашь, иллюстрации с изображением совы все принадлежности для рисования. | Загадывание загадки. Днем спит; ночью летает, Прохожих пугает. (Сова) Рассматривание иллюстраций с изображением совы. Беседа о видах, об их характерных особенностях, образе жизни. Педагог предлагает затонировать лист бумаги, передавая цветом определенное время суток (голубой, синий, фиолетовый, черный). Самостоятельная работа детей. | ||
33 | Совы (2-е занятие) | Упражнять в передаче выразительного образа птицы через движения, передавая ее характерные особенности способом тычка. Развивать творчество, воображение чувство композиции. | Рисование способом тычка | Тонированные листы бумаги с первого занятия, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением летящей совы. | Рассматривание иллюстраций с изображением совы (сидит, летит, спит). Уточнение цвета оперения, размера глаз и т.д. Игровое упражнение: вызывается 2-3 ребенка. Им предлагается показать полет совы, спящую, сидящую сову и т.д. Дети простым карандашом делают набросок совы. Способом тычка рисуют оперение птицы, смешивая краски в контуре. Работа над композицией. Анализ детских работ. Дети рассматривают рисунки и находят самые выразительные. | |
34 | Снегири | Побуждать интерес к известным птицам. Упражнять в рисовании снегирей в технике рисования по сырому, смешивая краски на листе. Развивать творчество, чувство композиции. | Рисование по сырому | Листы бумаги формата А-4, акварельные краски, губки для тонирования бумаги, кисти, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением снегирей. | Чтение стихотворения. Стынут ветки на морозе У сосны и ели. Что за чудо? На березе Яблоки поспели. Подойду поближе к ней, И глазам не верится; Стайка алых снегирей Облепило деревце. Беседа по стихотворению и рассматривание иллюстраций с изображением снегирей. Педагог уточняет характерные особенности птицы. Показ педагога. Делается набросок снегирей простым карандашом, затем лист бумаги смачивается сырой губкой и закрашивается краской. Работа над композицией. Анализ детских работ. Найди пару дружных снегирей, замерзших, сердитых, драчливых и т.д. | |
35 | Лебеди | Познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование ладонью. Делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (лебедь), самостоятельно создавая композицию. Воспитывать гуманное отношение к миру природы. | Рисование ладонью | Тонированные листы бумаги формата А-4, восковые мелки, фломастеры, иллюстрации с изображением лебедя. | Беседа. - Каких вы знаете самых красивых диких птиц? - Почему вы так считаете? - В каких сказках встречаются лебеди? Рассматривание иллюстраций с изображением лебедя. Педагог уточняет характерные особенности птицы и предлагает в своей ладони найти образ птицы. Показ педагога новой нетрадиционной техникой - рисование ладонью. Дети самостоятельно обводят свою ладонь, дорисовывая до определенного образа (крылья, клюв, глаза и т.д.). Самостоятельная работа над композицией. Анализ детских работ. Составление рассказа по рисунку. | |
36 | Сказочная птица (декоративная тарелка) | Учить детей передавать образ сказочной птицы через подбор цвета красок. Развивать воображение, творческие способности. | Бумажная тарелка на каждого ребенка, гуашь, средства для рисования, иллюстрации с изображением птиц, образцы декоративных тарелок. | Дидактическая игра «Что лишнее?» На столе выкладываются иллюстрации с изображением нескольких сказочных птиц и одной реальной. Предлагается убрать лишнюю птицу и объяснить свой выбор. Беседа. - Почему вы решили, что эти птицы сказочные? - Где вы их встречали? Педагог показывает образцы готовых декоративных тарелок и предлагает изготовить свою. Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ. Какую тарелку ты подарил бы другу? И почему? Какой тарелкой украсил бы интерьер кухни и т. д. | ||
Февраль. Блок «Портрет» | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
37 | Портрет моего друга | Познакомить детей с жанром портрета и его видами. Обратить внимание на схожесть портрета с натурой. Воспитывать самостоятельность при выборе материала для изображения портрета друга. | Листы бумаги формата А-4, изобразительный материал по выбору детей, репродукции портретов. | Чтение стихотворения. Если видишь на картине Чей-то профиль иль анфас, Или, может быть, задорный и веселый чей-то глаз, Может, грустный или смелый, Может добрый или злой. В нарисованной картине Это главное лицо. Может папа или мама, Может дедушка и я Нарисованы в картине Может вся моя семья. Догадаться тут не сложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется портрет! Беседа с рассматриванием репродукций портретов разных видов (погрудный, во весь рост, групповой и т. д.). Педагог предлагает нарисовать портрет своего друга, вспоминая черты его лица, мимику, одежду, прическу. Показ. Рисует овал лица, показывая, что глаза у человека ниже лба, уточняет форму. Показывает, как рисовать нос, губы, уши. Портрет своего друга дети рисуют погрудный – голову, шею, плечи. Выставка портретов «Наши друзья». | ||
38 | Клоун (1-е занятие) | Продолжать знакомство с тонированием листа бумаги, передавая цветом настроение клоуна (грусть, веселье и т.д.). | Листы бумаги формата А-3, акварельные краски, мягкие кисти, все принадлежности для рисования. | Под веселую музыку входит клоун. Игра. «Угадай настроение» По его движению дети отгадывают настроение (веселое, грустное). Клоун предлагает затонировать лист бумаги, передав определенное настроение. Самостоятельная деятельность. В конце занятия дети делятся впечатлениями о выбранном настроении, которое они передали красками. | ||
39 | Клоун (2-е занятие) | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Добиваться выразительного образа в рисовании клоуна. Дополнять рисунок аппликацией. Воспитывать интерес к цирковому искусству | Аппликация + рисование | Тонированные листы бумаги с первого занятия, цветная бумага, ножницы, гуашь, все принадлежности для рисования. | Под музыку входит клоун и сообщает детям, что в цирке заболел художник и некому нарисовать афиши. Просит ребят помочь изобразить афиши с портретом клоунов во весь рост, чтобы расклеить их по городу. Педагог напоминает детям, что у веселого клоуна руки изображены вверх, улыбка на лице, а у грустного клоуна - руки внизу, уголки губ опущены. Предлагает по окончании дополнить рисунок аппликацией (колпак, шары, мяч, бант, пуговицы и т.д.) Самостоятельная работа детей. Рассматривание и обсуждение рисунков. | |
40 | Моя семья (1-е занятие) | Учить рисовать группу людей (маму, папу, ребенка), правильно передавать черты лица человека. | Листы бумаги формата А-3, восковые мелки, простой карандаш, семейные фотографии. | Рассматривание семейных фотографий. Вся семья в сборе, красиво одеты, они улыбаются и всем хорошо. Педагог предлагает простым карандашом сделать набросок семейной фотографии, чтобы все вместились на листе. - Кого вы нарисуете на переднем плане, кого на заднем? Педагог напоминает детям, как правильно передавать черты лица человека. Самостоятельная работа детей. | ||
41 | Моя семья (2-е, 3-е занятие) | Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать творчество детей. | Рисование + аппликация | Листы бумаги с первого занятия, восковые мелки, бросовый материал (нитки, пуговицы, ткань и т.д.), ножницы, клей. | На втором занятии педагог сообщает детям, что портрет можно нарисовать с натуры и по памяти. Предлагает вспомнить цвет глаз, волос, форму носа, губ, любимую одежду у родственников и дополнительные детали (серьги, очки, усы и т.д.). Самостоятельная работа. На третьем занятии для более выразительного образа детям предлагается использовать бросовый материал (волосы-нитки, серьги-бусинки и т.д.). Выставка детских работ «Моя семья». | |
Март. Блок «Весна-красна» (Батиковая живопись) | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
42 | Весеннее солнце | Познакомить детей с техникой рисования - батик. Расширить цветовую палитру «солнечных» оттенков. | Рисование по соленой ткани | Ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, мягкая кисть, простой карандаш. | Беседа. Какое сейчас время года? По каким признакам вы догадались? Загадка. Среди поля голубого Яркий блеск огня большого. Неспеша огонь тот ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну, конечно, это… (Солнце) Дидактическая игра «Теплый и холодный цвет» Детям предлагается поделиться на две группы: первая группа – дети в одежде холодного цвета, вторая группа – дети в одежде теплого цвета. Показ нетрадиционной техники – батик. Соленая ткань закрепляется в пяльцах. Простым карандашом делается эскиз солнца. Затем акварельными красками создается образ весеннего солнца в теплых цветах. Самостоятельная работа детей. Педагог предлагает изобразить солнце. По окончании занятия дети выбирают самое яркое, волшебное, радостное и т.д. Примечание. Способ приготовления ткани: белая, хлопчатобумажная ткань замачивается в очень соленом растворе (один стакан соли на один литр воды) на 30 минут. Просушивается и проглаживается. Следить, чтобы дети рисовали не очень жидкой краской. После того как рисунок высохнет, его необходимо прогладить горячим утюгом. | |
43 | Веточка вербы | Закрепить умение самостоятельно рисовать с натуры веточку вербы, прорисовывая ее особенности тонкой кистью. | Рисование по соленой ткани | Ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, мягкая кисть, простой карандаш. | Рассматривание ветки вербы. Уточняют форму, цвет ветки. Затем педагог делает показ изображения ветки вербы с натуры поэтапно: - набросок; - рисования веточек насыщенной акварелью; - рисование почек ненасыщенной акварелью. Самостоятельная работа детей. Выставка детского творчества в технике батик. | |
44 | Ваза для мамы (1-е,2-е,3-е занятие) | Познакомить детей с нетрадиционной техникой – рисование по стеклу. Учить составлять изображение по всей поверхности бутылки. Развивать творчество, воображение и эстетический вкус. | Рисование по стеклу | Стеклянные бутылки разных форм, гуашь, все принадлежности для рисования, образцы расписанных бутылок. | На первом занятии рассматриваются расписанные бутылки. Педагог предлагает сделать подарок маме с изображением зимнего пейзажа, объясняя этапы работы: -верхнюю часть бутылки раскрашиваем в темно-синий цвет (небо); - нижнюю часть – в белый цвет (земля). На втором занятии дети рисуют пейзаж, изображая елки на переднем и заднем плане (вокруг бутылки). На деревьях дети выделяют светлые и темные места, создавая оттенки на палитре. На третьем занятии дети создают изображение снега с помощью набрызга и покрывают бутылку лаком. Выставка расписанных бутылок «Подарок маме». | |
45 | Дерево (1-е,2-е,3-е занятие) | Познакомить с нетрадиционной техникой – пластилинография. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином. Воспитывать красоту природы в творчестве. | Пластилинография | Плотный картон, набор пластилина, стека, салфетка для рук, образцы разных деревьев, выполненные в технике пластилинографии. | На первом занятии педагог с детьми рассматривает образцы деревьев в разное время года в технике пластилинография. Беседа по образцам с изображением деревьев. Педагог предлагает детям выбрать время года, отметит характерные особенности дерева. Практическая часть. Разделить картон на две части и раскрасить при помощи разноцветного пластилина небо и землю в соответствие с выбранным временем года. Пластилин размять и маленькими кусочками наносить на картон, размазывая его с уклоном вправо и влево. Каждое цветовое пятно располагать рядом с предыдущим, плавно вливая один цвет в другой – слегка размазывая один цвет пластилина на другом. При помощи белого пластилина нанести на небо облака. На втором занятии изображается дерево. Из пластилина скатать колбаски разной длины и толщины. На фоне выложить из них контур дерева. Места соединения сгладить пальчиком. Таким же приемом можно сделать крону дерева по сезону времени года. На третьем занятии педагог предлагает детям создать композицию по замыслу (птицы, зайцы, цветы и т.д.). Выставка творческих работ «Вот такие разные деревья!» | |
Апрель. Блок «Животные» | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
46 | Семья кошек (1-е занятие) | Тонировать лист приемом вливания цвет в цвет, передавая настроение животного. Расширять знания о домашних животных. Воспитывать заботливое отношение к кошкам. | Листы бумаги формата А-3, акварельные краски, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением семьи кошек домашних животных. | Рассматривание иллюстрации «Кошка с котятами» Чтение стихотворения. Послушайте историю про Мусю и котят. Они, прижавшись ушками, в обнимочку лежат. Котят ласкает Мусенька шершавым языком, И досыта их кормит она вкусным молочком. Педагог предлагает детям рассказать о своих домашних питомцах. - Как зовут твою кошку? - Какого она цвета? - Что она любит делать? Покажи в движении. - Как ты за ней ухаживаешь? Дети тонируют лист бумаги в соответствии с настроением своей кошки. По окончании занятия обсуждается задуманное настроение животного. | ||
47 | Семья кошек (2-е занятие) | Учить передавать образ кошки с котятами в рисунке способом тычка, соблюдая композиционное равновесие листа и передачу движения. Воспитывать гуманное отношение к миру животных. | Рисование способом тычка | Тонированные листы бумаги с первого занятия, гуашь, кисти, средства рисования. | Дети делают эскиз семьи кошек. Педагог предлагает вспомнить, как изобразить пушистую кошку (метод тычка), передавая цвет шерсти. Самостоятельная работа детей. Выставка юных художников «Домашние любимцы». | |
48 | Лесные животные (1-е занятие) | Тонировать листы приемом вливание цвет в цвет, передавая состояние погоды (дождливое, солнечное и т.д.). Расширять знания о лесных животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным. | Коллаж | Листы бумаги формата А-3, акварельные краски, кисть, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением диких животных. | Беседа педагога о жизни диких лесных животных (лиса, медведь, заяц и т.д.). - Каких лесных животных вы знаете? - Какое ваше любимое животное? Расскажите о нем. - Какая опасность угрожает животным? - Как нужно их оберегать? Педагог предлагает затонировать лист бумаги, передавая состояние погоды (дождливое, солнечное, ветреное и т.д.).
| |
49 | Лесные животные (2-е занятие) | Формировать умение придумывать сюжет будущего рисунка, дорисовывая образ животного. Развивать творчество, воображение. | Коллаж | Тонированные листы бумаги с первого занятия, ножницы, клей, гуашь, простой карандаш. Вырезки со старых книг с изображением лесных животных. | Педагог предлагает детям по желанию выбрать иллюстрацию с изображением лесного животного, вырезать голову, приклеить на затонированный лист бумаги. Простым карандашом сделать набросок будущей композиции и нарисовать в цвете. Самостоятельная работа детей. Выставка. «Лесные животные». | |
50 | Лев – царь зверей (1-е занятие) | Тонирование листа приемом вливания цвета в цвет, передавая настроение животного. Расширять знания о животных Африки. Воспитывать интерес к экзотическим животным. | Листы бумаги формата А-3, акварельные краски, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением животных Африки. | Рассматривание иллюстраций с изображением животных Африки. Беседа. Каких животных Африки вы знаете? Что интересного вы можете рассказать из их жизни? Загадка о льве. Педагог предлагает затонировать лист бумаги, передавая настроение льва (спокойное, игривое и т.д.). Самостоятельная работа детей. | ||
51 | Лев – царь зверей (2-е занятие) | Учить передавать образ льва способом тычка. Создать композиционное равновесие листа, передавая движение животного. | Рисование способом тычка | Тонированные листы бумаги с первого занятия, гуашь, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением льва. | Дети рассматривают иллюстрации с изображением льва, выделяют его характерные особенности (большие лапы, клыки, грива и т.д.). Педагог дополняет интересными сведениями из жизни льва, делая набросок животного. Уточняет у детей, как нарисовать пушистую гриву и кончик хвоста (метод тычка). Самостоятельная работа детей. Педагог предлагает дополнить рисунок, природой Африки, делая показ изображения деревьев (пальмы, кусты, лианы и т.д.). Выставка детского творчества детей «Лев-царь зверей». | |
Май. Блок «Цветущая весна» | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Целевые установки | Наименование нетрадиционной техники рисования | Дидактический и раздаточный материал | Примерный ход занятия | |
52 | Семья одуванчиков | Передавать настроение цветка (грустит, радуется и т. д.), расширять знания детей о первых весенних цветах. Закреплять умение детей работать в технике батик. | Батик | Соленая ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, простой карандаш иллюстрации с изображением одуванчика, цветок и листья одуванчика. | Загадка. Золотой и молодой, За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу - ка в карманчик Бывший… (одуванчик) Рассматривание цветка и листьев одуванчика. Чтение стихотворения. Есть такой один цветок, Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок – и нет цветка! Предлагается детям простым карандашом сделать набросок «семьи одуванчиков» (папу, маму, детей) и выделить изображение цветом. Для фона выбрать светло-синие тона, не заходя на контур одуванчика. Самостоятельная работа детей. Анализ творческой деятельности. Найди самую дружную семью. | |
53 | Черемуха в цвету (1-е занятие) | Тонировать листы бумаги по сырому, передавая состояние неба (хмурое, ясное и т. д.). Дать детям почувствовать красоту небесных переливов. Воспитывать аккуратность в работе. | Рисование по сырому. Рисование + аппликация | Листы бумаги формата А-3, акварельные краски, ножницы, клей, средства рисования, иллюстрации с изображением неба (хмурое, ясное и т.д.) | Загадка. Пушистая вата, Плывет куда-то (Туча) Педагог с детьми рассматривает иллюстрации с изображением состояния неба (хмурое, ясное и т.д.). Обращает внимание детей на цвета и оттенки небесного перелива. Отмечает, что небо всегда разного цвета. Давайте подумаем, отчего это зависит? Одна причина-погода, облака. Всегда ли в течение суток небо бывает одного цвета? Какого цвета небо ночью? Опишите весеннее небо (светло-голубое, облака белоснежные). Педагог предлагает сравнить настроение неба с настроением человека. Самостоятельная деятельность детей. Изображение небесных переливов. Анализ творческих работ. Какое небо самое яркое (красивое, чистое и т.д.)? Найдите небо с пушистыми облаками. | |
54 | Черемуха в цвету (2-е занятие) | Закрепить навыки вырезания ножницами элементов дерева (ствол, ветки). Формировать познавательный интерес к природе. Воспитывать художественный вкус. | Рисование + аппликация | Листы бумаги с первого занятия, гуашь, средства рисования, ножницы, цветная бумага, клей, репродукция цветущей черемухи, ветка черемухи. | Педагог показывает репродукцию цветущей черемухи и сравнивает изображение с веткой черемухи. Предлагает вырезать ствол, ветки черемухи и наклеить на затонированный лист. Затем нарисовать цветы – пальцевая живопись, листья – примакивание кистью. Педагог предлагает детям самостоятельно составить композицию (весенние насекомые, цветы, трава, кусты). Анализ детского творчества. Выставка «Черемуха в цвету». | |
55 | Летите,бабочки… | Познакомить техникой рисования -предметная монотипия. Закрепить представление о симметрии как о средстве выразительного образа. | Монотипия предметная | Цветная бумага разного формата, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением бабочек. | Загадка. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка) Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек. Педагог обращает внимание на то, что оба крыла у них одинаковые с симметричным рисунком. Объясняет и показывает, как изобразить бабочку в технике предметная монотипия. На одной половине сложенного пополам листа бумаги красками нарисовать бабочку со сложенными крылышками. Пока краски еще не высохли, плотно сложить половинки листа, а затем снова развернуть. Дорисовать мелкие детали. Самостоятельная деятельность детей. В конце занятия рассматриваются все бабочки. Среди них выбираются самые нежные, яркие, симметричные. | |
56 | Паучок на паутине (1-е, 2-е занятие) | Познакомить детей с характерными особенностями паука. Учить задумывать содержание своего рисунка. Совершенствовать умение работать в разных техниках. Познакомить детей с характерными особенностями паука. Воспитывать бережное отношение к живой природе. | По выбору детей | Листы бумаги формата А-3, губки для тонирования бумаги, средства рисования, гуашь, иллюстрации с изображением паука. | На первом занятии педагог показывает детям иллюстрации с изображением пауков. Анализирует их строение (округлое туловище, небольшая голова, восемь тонких лапок, выпуклые глаза). Объясняет, что такое паутина, для чего она нужна. Паутина – это целое инженерное сооружение. Она прочная и красивая. У пауков на лапках есть клубочки с тонкими ниточками. Они, как кружевницы, ткут из ниточек узор, куда попадают разные насекомые. Для того чтобы нарисовать паука, нужно затонировать лист. Самостоятельная деятельность детей. На втором занятии педагог акцентирует внимание на том, что для изображения тонкой паутины целесообразнее использовать фломастер или гелевую ручку. Показывает детям рисование паутины. Обращает внимание, что она держится на ветках, на траве, на цветах и т.д. Изображение паука материалом по выбору детей (гуашь, фломастеры). Самостоятельная деятельность детей. Работа над композицией. В конце занятия предлагается составить рассказ о своем рисунке. | |
57 | Что я люблю рисовать… | Создать условия для самостоятельного детского творчества. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами и техниками. Развивать чувство композиции, ритма, воображение, творчество. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | По выбору детей | Листы бумаги формата А-4, изобразительные материалы по выбору детей | Создание игровой ситуации. К детям приходит Королева Кисточка и просит нарисовать рисунки в подарок малышам для оформления игровой комнаты. Педагог обсуждает с детьми темы будущих рисунков. Творческая деятельность детей с самостоятельным выбором материала и техник. Оформление игровой комнаты малышей. |
Содержание изучаемого курса
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей:
1. «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография
Методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим:
Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия -30 мин.
Форма занятий– тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ
- Проведение открытого мероприятия
- Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- Развитию мелкой моторики рук;
- Обострению тактильного восприятия;
- Улучшению цветовосприятия;
- Концентрации внимания;
- Повышению уровня воображения и самооценки.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Сформируются навыки трудовой деятельности
- Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения;
- Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Методическое обеспечение программы
Оборудование:
- Альбомы
- Кисти №1, №2, №3, №5, №7 (пони), №8, №10 (щетина)
- Подставки под кисти
- Емкости для воды
- Салфетки
- Гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, простые карандаши
- Палитры, зубные щетки, расчески, поролон, фломастеры
Средства ТСО:
-Телевизор, флэш- карта
-Фонотека дисков, музыкальный центр.
-Сетевой фильтр - удлинитель
Мебель и оборудование:
- Стенд оформительский с оценочной, мелованной, магнитной доской,
- Стенд выставочный для детских работ;
- Стенд выставочный для репродукций художников;
- Мольберты -2
- Столы детские -4
- Стулья детские -7
- Полка угловая -2
- Тумба угловая -1
- Стол взрослый -1
- Стул взрослый -1
- Магнитная доска -1
- Магниты -10
- Часы настенные-1
- Контейнеры для хранения- 4
- Емкость для мытья пособий -1
Дидактические материалы:
- Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством;
- Дидактические игры по ознакомлению детей с животным миром;
- Дидактические игры по ознакомлению детей с жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет;
- Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом;
- Иллюстративный материал;
- Алгоритмические схемы последовательности рисования
Наглядный материал:
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
( Дымковская игрушка, изделия Гжели, Городца, Хохломы, Матрёшки)
- Изделия из фарфора, пластика, металла, стекла, керамики.
- Материалы, с выраженной фактурой на развитие тактильных ощущений.
- Набор плоских геометрических фигур для моделирования и художественного конструирования.
Наглядно - дидактическое пособие « Мир искусства »
- сказка в русской живописи;
- животные в русской графике;
- детский портрет;
- натюрморт;
- пейзаж.
Наглядно - методическое пособие «Времена года»
- Зима, Весна, Лето, Осень
Иллюстративный материал:
- Альбомы по искусству: « Декоративно – прикладное искусство »
- Зима в картинах художников
- Весна в картинах художников
- Лето в картинах художников
- Осень в картинах художников
- Набор открыток
-Энциклопедия «Сокровища русских музеев», «Сокровища европейских музеев»
Список использованной литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. -М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. -М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Давыдова Т.Н. "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Лыкова И.А. "Цветные ладошки" – М.,1996г.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
Лыкова И.А., Шипунова В. А. «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. КАРО,2010.
Утробина К.К.,Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет
Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".
Программа разработана на базе методического пособия Лыковой....
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)
Я работаю учителем-логопедом детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...