Конспект организованной образовательной деятельности "Пасхальная писанка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: Расширять знания детей о пасхальных традициях при знакомстве детей с русским народным искусством – росписью яиц
Задачи образовательных областей:
- Познакомить детей со способами окраски и расписывания пасхальных яиц.
- Расширить словарный запас детей новыми словами: Писанки, Крашенки.
- Развивать фантазию и воображение детей в процессе составления узора на плоскостном силуэте яйца.
- Учить детей ритмично чередовать знакомые геометрические элементы между собой, композиционно располагая по всей поверхности силуэта.
- Развивать художественный вкус, эстетические чувства.
- Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.
Материалы и пособия:
- Мультимедийная презентация.
- Конверт с письмом.
- Плоскостной силуэт яйца.
- Гуашь и кисти.
- Магнитофон.
- Русская народная музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пасхальная писанка | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по рисованию в старшей группе на тему:
«Пасхальная писанка»
Цель: Расширять знания детей о пасхальных традициях при знакомстве детей с русским народным искусством – росписью яиц
Задачи образовательных областей:
- Познакомить детей со способами окраски и расписывания пасхальных яиц.
- Расширить словарный запас детей новыми словами: Писанки, Крашенки.
- Развивать фантазию и воображение детей в процессе составления узора на плоскостном силуэте яйца.
- Учить детей ритмично чередовать знакомые геометрические элементы между собой, композиционно располагая по всей поверхности силуэта.
- Развивать художественный вкус, эстетические чувства.
- Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.
Материалы и пособия:
- Мультимедийная презентация.
- Конверт с письмом.
- Плоскостной силуэт яйца.
- Гуашь и кисти.
- Магнитофон.
- Русская народная музыка.
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо. Как вы думаете от кого оно? (На конверте изображены дедушка, бабушка и курочка Ряба).
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте его прочитаем.
- Здравствуйте, дети. У нас случилось несчастье. Мы с бабушкой раскрасили яйца к празднику, а мышка-проказница их уронила, и они разбились. Вот теперь мы с бабушкой остались без красивых яиц. Помогите, нам пожалуйста. Подпись: Дедушка.
Воспитатель: Как вы думаете, о каком празднике в письме говорит дедушка?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. На праздник Светлой Пасхи люди украшают яйца. А скажите, ребята, что делают с крашеными яйцами на Пасху?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему принято меняться (дарить) крашенными яйцами?
Ответы детей.
Воспитатель: Тем самым мы желаем людям здоровья и доброты. Почему именно яйца являются символом Пасхи?
Ответы детей.
Воспитатель: Яйцо - это символ новой жизни. А вы знаете, как в Пасху принято красить яйца?
Ответы детей.
Воспитатель: Проходите на стульчики и слушайте меня внимательно. (Рассказ воспитатели сопровождается показом презентации).
Слайд 2 Яйцо – это маленькое чудо. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.
Слайд 3
«Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу –
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты,
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник воскресенья
Подарю своим друзьям».
Слайд 4 – 5. Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители, которые заготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи, свекольного отвара, зеленой ржи, крапивы и т. д.)
Слайд 6. У каждого цвета было свое значение:
Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца; зеленый цвет - знак жизни; голубой цвет - знак неба; синий цвет - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.
Крашеные яйца принято называть КРАШЕНКАМИ,
Слайд 7 . А расписные яйца, то есть с узором, ПИСАНКАМИ.
Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц. Самый древний узор-геометрический. Вот и мы сегодня познакомимся с элементами орнамента.
Слайд 8 . Треугольники - единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи -мама, папа и ребенок; единство земных стихий земли, воды, огня.
Слайд 9 . Листья дуба - мужской знак (сила, красота)
Слайд 10 . Звездочки - женский знак (здоровье, красота)
Слайд 11 . Крест - символ вселенной
Слайд 12. Точечки (слезинки) слезы Богоматери
Слайд 13 . Круг - знак бесконечности.-
Вот как было важно красить яйца в определенный цвет и раскрашивать определенным орнаментом.
Воспитатель: А нам пора в нашу творческую мастерскую.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
-Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись,
За столы вы все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
Воспитатель: Мы сейчас с вами тоже распишем пасхальные яйца геометрическим узором.
(На столах разложены шаблоны яиц, дети садятся и под русскую народную музыку их расписывают. По окончанию работы, дети расставляют свои «Писанки» на стенд).
Воспитатель: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы сделаем мир чище и добрее. Вы такие молодцы сегодня и смотрите, у нас появилась корзинка, а в ней лежат расписные яйца (деревянные). Как вы думаете, кому мы их подарим?
Ответы детей
Ну конечно, мы отправим их бабушке и дедушке. А мы своими замечательными работами украсим музыкальный зал к празднику.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята как интересно мы с вами сегодня провели время!
Я рассказала вам многое о Пасхе и вы мне тоже. А что вам запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем вам нравятся яйца на выставке?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой узор нанесён на яйца?
Ответы детей.
Воспитатель: Где расположен узор?
Ответы детей.
Воспитатель: О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа
В наше время актуальна проблема защиты прав детей. Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа
Конспект "Путешествие за названием группы" поможет достигнуть следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...