Конспект организованной образовательной деятельности "Пасхальная писанка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Алхименко Ирина Александровна

Цель: Расширять знания детей о пасхальных традициях при знакомстве детей с русским народным искусством – росписью яиц

Задачи образовательных областей:

- Познакомить детей со способами окраски и расписывания пасхальных яиц.

- Расширить словарный запас детей новыми словами: Писанки, Крашенки.

- Развивать фантазию и воображение детей в процессе составления узора на плоскостном силуэте яйца.

- Учить детей ритмично чередовать знакомые геометрические элементы между собой, композиционно располагая по всей поверхности силуэта.

- Развивать художественный вкус, эстетические чувства.

-  Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.

Материалы и пособия:

- Мультимедийная презентация.

- Конверт с письмом.

- Плоскостной силуэт яйца.

- Гуашь и кисти.

- Магнитофон.

- Русская народная музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пасхальная писанка37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по рисованию в старшей группе на тему:

«Пасхальная писанка»

Цель: Расширять знания детей о пасхальных традициях при знакомстве детей с русским народным искусством – росписью яиц

Задачи образовательных областей:

- Познакомить детей со способами окраски и расписывания пасхальных яиц.

- Расширить словарный запас детей новыми словами: Писанки, Крашенки.

- Развивать фантазию и воображение детей в процессе составления узора на плоскостном силуэте яйца.

- Учить детей ритмично чередовать знакомые геометрические элементы между собой, композиционно располагая по всей поверхности силуэта.

- Развивать художественный вкус, эстетические чувства.

- Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.

Материалы и пособия:

- Мультимедийная презентация.

- Конверт с письмом.

- Плоскостной силуэт яйца.

- Гуашь и кисти.

- Магнитофон.

- Русская народная музыка.

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо. Как вы думаете от кого оно? (На конверте изображены дедушка, бабушка и курочка Ряба).

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте его прочитаем.

- Здравствуйте, дети. У нас случилось несчастье. Мы с бабушкой раскрасили яйца к празднику, а мышка-проказница их уронила, и они разбились. Вот теперь мы с бабушкой остались без красивых яиц. Помогите, нам пожалуйста. Подпись: Дедушка.

Воспитатель: Как вы думаете, о каком празднике в письме говорит дедушка?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. На праздник Светлой Пасхи люди украшают яйца. А скажите, ребята, что делают с крашеными яйцами на Пасху?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему принято меняться (дарить) крашенными яйцами?

Ответы детей.

Воспитатель: Тем самым мы желаем людям здоровья и доброты. Почему именно яйца являются символом Пасхи?

Ответы детей.

Воспитатель: Яйцо - это символ новой жизни. А вы знаете, как в Пасху принято красить яйца?
Ответы детей.

Воспитатель: Проходите на стульчики и слушайте меня внимательно. (Рассказ воспитатели сопровождается показом презентации).

Слайд 2 Яйцо – это маленькое чудо. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

Слайд 3

«Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу –

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты,

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник воскресенья

Подарю своим друзьям».

Слайд 4 – 5. Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители, которые заготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи, свекольного отвара, зеленой ржи, крапивы и т. д.)

Слайд 6. У каждого цвета было свое значение:

Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца; зеленый цвет - знак жизни; голубой цвет - знак неба; синий цвет - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Крашеные яйца принято называть КРАШЕНКАМИ,

Слайд 7 . А расписные яйца, то есть с узором, ПИСАНКАМИ.

Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц. Самый древний узор-геометрический. Вот и мы сегодня познакомимся с элементами орнамента.

Слайд 8 . Треугольники - единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи -мама, папа и ребенок; единство земных стихий земли, воды, огня.

Слайд 9 . Листья дуба - мужской знак (сила, красота)

Слайд 10 . Звездочки - женский знак (здоровье, красота)

Слайд 11 . Крест - символ вселенной

Слайд 12. Точечки (слезинки) слезы Богоматери

Слайд 13 . Круг - знак бесконечности.-

Вот как было важно красить яйца в определенный цвет и раскрашивать определенным орнаментом.

Воспитатель: А нам пора в нашу творческую мастерскую.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись,

За столы вы все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Воспитатель: Мы сейчас с вами тоже распишем пасхальные яйца геометрическим узором.

(На столах разложены шаблоны яиц, дети садятся и под русскую народную музыку их расписывают. По окончанию работы, дети расставляют свои «Писанки» на стенд).

Воспитатель: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы сделаем мир чище и добрее. Вы такие молодцы сегодня и смотрите, у нас появилась корзинка, а в ней лежат расписные яйца (деревянные). Как вы думаете, кому мы их подарим?

Ответы детей

Ну конечно, мы отправим их бабушке и дедушке. А мы своими замечательными работами украсим музыкальный зал к празднику.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята как интересно мы с вами сегодня провели время!
Я рассказала вам многое о Пасхе и вы мне тоже. А что вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем вам нравятся яйца на выставке?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой узор нанесён на яйца?

Ответы детей.

Воспитатель: Где расположен узор?

Ответы детей.

Воспитатель: О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа

В наше время актуальна проблема защиты прав детей.  Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа

Конспект "Путешествие за названием группы"  поможет  достигнуть  следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...