Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рассматривание картины) для детей 5-6 лет «Такая разная осень»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект занятия по ИЗО - деятельности (рассматривание картин) для детей 5- 6 лет "Такая разная осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_takaya_raznaya_osen.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рассматривание картины)
для детей 5-6 лет «Такая разная осень»
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 г. Светогорска» Долматова Е. П.
Цель: Обучение детей культуре восприятия картины и понимания ее замысла.
Задачи:
Развивающая:
Развивать у детей умение определять жанр произведения живописи и выделять в картине сюжет, композицию, колорит и детали.
Обучающая:
Формировать у детей первоначальные навыки аналитической работы при сравнительном рассматривании двух пейзажей разных художников
Воспитательные:
Способствовать позитивной социализации детей, формируя у них первоначальные ценностно - эстетические эталоны.
Воспитывать патриотические чувства посредством знакомства с наследием великих русских живописцев, запечатлевших в своих пейзажах красоту родной природы.
Материал и оборудование :
- репродукции картин:
- А. А. Рылов «Осень на реке Тосно»,
- И. И. Левитан «Долина реки. Осень»;
- аудиозаписи:
- М. Легран «Шербудрские зонтики»,
- П.И.Чайковский «Осенняя песнь»,
- Г.В.Свиридов «Осень».
Методы и приемы: прием цепочки вопросов, напоминание, рассуждение, игра, подбор «эффектов», здоровьесберегающие технологии.
Предварительная работа: посещение выставки репродукций картин «Осенние пейзажи», беседы: «Символы России», «Колорит в осенних пейзажах».
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель читает стихотворение Ивана Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
На протяжении занятия периодически звучит мелодия «Шербудрские зонтики» Мишеля Леграна.
Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить?
Ответы детей. (Осень)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами посетили выставку в нашем детском саду, на которой представлены работы художников, посвященные осени. Скажите, произведения живописи, на которых изображена природа, относятся к какому жанру?
Дети: Пейзаж
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о двух пейзажах: Аркадия Александровича Рылова «Осень на реке Тосно» и Исаака Ильича Левитана «Долина реки. Осень». А для начала, сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Осенний лес» (1 минута)
Вот стоит осенний лес! (круговые движения глазами)
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа - дуб, (движения глазами влево - вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами вверх-вниз)
Глазки ты закрой-открой (закрыть – открыть глаза)
И скорей бегом домой!
Воспитатель: Глазки мы подготовили. Посмотрите и скажите, что общего на этих пейзажах?
Дети: На картинах изображена осень
Воспитатель: Правильно. А какое различие сразу видно на этих репродукциях?
Дети: На картине Рылова осень ранняя, а Левитан изобразил позднюю осень.
Воспитатель: Обратите внимание, Исаак Ильич Левитан в своей картине «Долина реки. Осень» показал нам ширь русской природы и грусть от наступления поздней осени. Художника Аркадия Александровича Рылова восхитили голубая река, небесная высь, красивая деревенька и прелестные березы. Все это вызвало у него радость, которой он поделился с нами.
Художники своими картинами создают у нас, зрителей, определенное настроение с помощью сюжета, композиции, главных объектов. А еще от чего зависит возникающее у зрителей настроение при восприятии разных картин?
Дети: От разного колорита, теплого и холодного тонов.
Воспитатель: Правильно. А что вы скажите о колорите каждой картины?
Дети: На картине «Осень на реке Тосно» краски яркие, тона веселые, осень золотая. А на картине «Долина реки. Осень» более холодные краски, меньше теплых тонов. Цвет неба и реки более темный. Здесь колорит холодный, осень грустная.
Воспитатель: Все верно, а какие цвета красок использовали художники?
Дети: Ярко- желтые, светло- и темно- коричневые цвета, зеленый, синие и серые краски.
Воспитатель: Правильно. Цветовая гамма схожа, но колорит картин отличается. Молодцы!
Предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка «Листопад» (1 минута).
Падают, падают листья, (стоя, взмахи руками)
В нашем саду листопад. (повороты головой)
Жёлтые, красные листья (приседания)
По ветру вьются, летят. (поворот вокруг себя)
Воспитатель: Вернемся к картинам. Ребята, а что вы можете сказать о композиции обеих работ?
Ответы детей: На картинах река, березы, леса.
Воспитатель: То есть композиции похожи, но местность же разная. Давайте рассмотрим детали и особенности в каждой картине.
Ответы детей: Одинокая березка, маленькая деревенька, стога сена, просторные луга, на ели висят шишки и т. д.
Воспитатель: Спасибо! Интересно было услышать ваши ответы, какие вы внимательные. Теперь скажите, какие символы изобразили художники в своих картинах? Напомню, символы в картине - это изображение, которое несет определенный смысл.
Дети: На обеих картинах есть березы - символ России.
Воспитатель: Молодцы, верно. Художники Левитан и Рылов смогли создать из простых сюжетов - увиденного ими уголка природы - картины необычайной красоты и художественности: бескрайние просторы России, река, великолепные российские леса, березовые рощи - символ России.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам игру. Сейчас я буду произносить красивые фразы, а вы предложите к какой пейзажу они подходят.
Осень - золотая красавица в кружевном платьице.
Осень дарит людям последние теплые деньки.
Осень незримо бродит по лесам.
Осень покрыла весь лес золотым узором.
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: На протяжении всего занятия звучала музыка, которая помогала нам создать осеннее настроение. («Шербудрские зонтики» Мишеля Леграна ).
А сейчас прослушайте мелодии и сами подберите, к какой картине она подходит.
Звучит «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского и «Осень» Георгия Васильевича Свиридова.
Ответы детей.
Воспитатель: Музыку можно отображать в рисунке. На следующем занятии мы под эти мелодии нарисуем свои картины. Вы выберите сами, какую осень вы хотите нарисовать: раннюю или позднюю, грустную или радостную. А рисовать мы будем необычными кисточками, которые делаем сами из пакетов. (Мотивация на следующее занятие с продуктивной деятельностью)
Рефлексия.
Воспитатель напоминает детям названия картин и имена художников. Спрашивает, что понравилось на занятии и на какой из изображенных местностей они хотели бы прогуляться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"
Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...
Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".
Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....
Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины "Зима. Заяц"
Надеюсь, занятие вам понравится....
Конспект занятия познавательно - речевой деятельностью с использованием ИК - технологий и социоигровой педагогики: «Такая разная посуда»
Цель: Расширить и закрепить представление детей о посуде....
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Поздняя осень»
Развивать знание об осени обогощать словарный запас....
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...
Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рассматривание картины) для детей 4- 5 лет «Осенний лес»
Конспект занятия по ИЗО - деятельности (рассматривание картины) для детей 4-5 лет "Осенний лес"...