Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Авакян Людмила Геннадьевна

Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных орнаментов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел»

Образовательные области: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных орнаментов.
Задачи:
- учить различать и называть знакомые народные промыслы России: «Дымка», «Хохлома», «Городец» и их характерные особенности; продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-чеканки; самостоятельно выбирать колорит фона для заготовки.
- развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
- воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Дымковские игрушки, хохлома-посуда; Городец-прялки, шкатулки (иллюстрации)
Раздаточный: краски акриловые, кисти, салфетки, маркеры, цветные магниты, губки с обувным кремом.
Предварительная работа:
Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Городец»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.
Методические приемы:
Рассказывание рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.

Ход занятия

- Сегодня предлагаю вам отправиться в поход по бескрайней нашей родине - России, мы посетим много интересных мест, встретимся с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями. И, как настоящим путешественникам, я предлагаю составить маршрут нашего похода. Присядьте и послушайте сказку, которая поможет нам проложить маршрут:
«Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. Прослышал о Марье Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир» ...

1. И упало одно перышко (украшено дымковскими узорами) в село Дымково, туда и отправимся мы сейчас (подходим к магнитной доске, оформленной изображениями дымковских узоров.)

Дети читают стихотворение
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.

Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей)
- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки).


- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров?(все яркие, краски).
У нас на доске находятся силуэты- заготовки для дымковских изделий. Предлагаю вам сейчас разделиться на две команды и превратить заготовки в настоящие дымковские игрушки, соблюдая все правила этой росписи.
(Дети под народную мелодию выполняют задание, наклеивая элементы росписи, анализ выполненного упражнения).

Подробнее

Реклама

2. Ещё одно пёрышко упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома. Наш путь лежит туда.
Дети читают стихотворение
Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.

- А что же это за село такое, и чем оно знаменито? (дети отвечают)
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).
- Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).
- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах). Обратите внимание, дети, на столах лежат хохломские изделия. В каждом не хватает какого-то элемента. Без вашей помощи тут не обойтись, дорисуйте недостающее. А я пока расскажу легенду появления Хохломской росписи:
- Ещё совсем недавно в сёлах можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец.

Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

3. Дети, посмотрите, третье перышко (городецкий узор). Вы узнали этот узор? Мы недавно познакомились с этой росписью. Расскажите мне о ней.
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица).

Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью.

В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

4. Одно перышко прилетело в наш детский сад, и превратились в нём дети в народных мастеров – чеканщиков. Посмотрите, какое это интересное декоративное украшение металла (просмотр презентации).


Я предлагаю вам сейчас продолжить свою творческую работу в стиле чеканки.
Но прежде чем начать работу мы с вами 
потренируем наши глазки.ручки

Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Мастера, вы можете приступать к работе.

Ну-ка, ручки, не  ленитесь!

Хорошенько потрудитесь.

Левой  будем  мы  стучать,

Правой  кольца  рисовать.

Тук- колечко,  тук- кольцо,

Тук-  колечко, тук-  кольцо

(Отбивать  в  удобном  темпе левой  рукой  по  одному  такту; одновременно с  этим вытянутым  вперед указательным  пальцем  правой  руки описывать  в  воздухе небольшой  кружок)



5. 
Самостоятельная работа под спокойную музыку.
В процессе работы даю советы, пояснения, слежу за осанкой детей.


Рефлексия
(В завершение детских работ, оформляется выставка.)

- Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: «Путешествие в страну Здоровей-ка».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: «Путешествие в страну Здоровей-ка»....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое часов"

               Программное содержание:Образовательная задача.  Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше врем...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Путешествие по русской народной сказке».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе:«Путешествие по русской народной сказке».Цель: разностороннее, осознанное повторение знаний и умений воспитанников с помощью комбинации в...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие капельки"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие капельки"...