Проект "Народные промыслы"
проект по рисованию (старшая группа)
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры
детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным
искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,
процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта
народными умельцами, основными элементами декоративной росписи
дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием «народное искусство».
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как
любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям
искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
Актуальность:
В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и
обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно
времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративноприкладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к. оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей и родителей народным декоративно -прикладным искусством.
2. Активное участие в осуществлении проекта.
3. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной
росписи и применении их в своем творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly._proekt_2022.docx | 375.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»
(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")
__________________________________________________________
143530, Московская область, Истринский район, г. Дедовск, ул. Ленина, д. 4
Тел./факс 8(49831) 7-82-95, 7-86-08 Email: istr_mou_dovatora@mosreg.ru
Подготовила воспитатель:
Панкова С.В.
Тип проекта: Информационно- практический.
Продолжительность проекта: краткосрочный – с 17.10 – 25.11.2022г.
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры
детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным
искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,
процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта
народными умельцами, основными элементами декоративной росписи
дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием «народное искусство».
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как
любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям
искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
Актуальность:
В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и
обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно
времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративноприкладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к. оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей и родителей народным декоративно -прикладным искусством.
2. Активное участие в осуществлении проекта.
3. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной
росписи и применении их в своем творчестве.
1 этап - Подготовительный:
1. Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов
(альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)
2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными
промыслами.
3. Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
4. Подбор художественной литературы по теме проекта.
5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности
детей.
2 этап - Практический:
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы: (приложение №1)
- «Дымковская сказочная страна»
- «Золотая Хохлома»
- «Чудо Филимоновских свистулек»
- «Знакомьтесь, русская матрешка»
- «Веселый Городец»
- «Сине – голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая
хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»;
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,
«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно- творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Дымковская барышня»;
4. Рисование матрешек;
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не
традиционных материалов;
7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель».
8. Рисование «Гжельские петушки».
9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый
пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору» и другие.
3. Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем» и др.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.
3. Помочь детям разучивать стихи.
3 этап - Обобщающий
1. Оформление альбома рисунков детей по всем видам искусства.
2. Создание мини-музея «Народные промыслы России».
3. Создание альбома «Народные промыслы России».
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к
декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще больше
узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети
самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной
живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким
образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень
интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность,
но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей
стране в целом.
План работы с детьми по осуществлению проекта:
Тема: «Веселая дымка» 17.10 – 21.10.2022 г.
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1. Беседа «Игрушки не простые – глиняные, расписные»
- просмотр презентаций «Дымка»
- организация выставки «Дымковская игрушка»
- рассматривание иллюстраций и наглядного
материала «Дымковская игрушка»
- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные
капельки», «Дымковские разрезные картинки"
- раскрашивание раскрасок «Дымка»
- разучивание стихотворения про дымку
2. Рисование «Нарядные лошадки»
3.Аппликация «Дымковские игрушки»
4. Лепка из глины «Лошадки»
5.Конструирование из бумаги «Дымковская барышня»
Тема: «Золотая хохлома» 24.10 – 28.10.2022 г.
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о
хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности
хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1. Беседа «Хохломская роспись»
- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для
хохломской росписи, тонирование шаблонов.
- тонирование изготовленных из папье – маше изделий
(тарелки, ложки, стаканчики)
- просмотр презентаций по теме
- рассматривание образцов хохломской росписи
- работа в раскрасках «Хохлома»
- рисование хохломских узоров
- разучивание стихотворения про хохлому
2. Рисование «Золотая хохлома и золотой лес»
3. Аппликация «Декоративная тарелка»
4. Лепка Пластилинография«Золотая хохлома»
Тема: «Филимоновские игрушки» - 31.10 – 03.11.2022 г.
Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять
представления о народной игрушке.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1. Беседа «Чудо Филимоновских свистулек»
- просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»
- рассматривание иллюстраций, игрушек
- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек
- дидактические игры ««Третий лишний»,
«Парные картинки», «Собери картинку».
- разучиваем поговорки и пословицы о труде
- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку
- играем Филимоновской игрушкой
2.Рисование «Филимоновский петушок», «Филимоновские мотивы»
3. Лепка Пластилинография , «Филимоноская лошадка»
Тема: «Яркий Полхов – Майдан» - 07.11 – 11.11.2022 г.
Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами
(цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам
Полхов - майданской росписи, развивать эстетический вкус.
ООД Совместная деятельность педагога с
детьми
1. Беседа «Яркий Полхов-Майдан» «Знакомьтесь, русская матрешка»
- просмотр презентаций «Изделия Полхов -Майдана»
- рассматривание матрешек
- раскрашивание раскрасок «Матрешки»
- дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»
- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана
- игры с народными игрушками
- составление рассказов и сказок,
действующими лицами которых являются матрешки
2. Рисование «Роспись бочонка», «Роспись Матрешки»
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - 14.11. – 18.11.2022 г.
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1. Беседа «Веселый Городец»» - чтение и заучивание стихотворении о Городце
- просмотр презентаций
- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»
- практическое задание «Обведи элемент»
- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи
- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»
- роспись полоски росписью
- прорисовывание элементов "купавки", "листья"
2. Рисование «Доска с узором птицы»
3. Аппликация с элементами рисования, «Городецкие мотивы»
Тема: «Голубая гжель» - 21.11 – 25.11.2022 г.
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративноприкладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус.
ООД Совместная деятельность педагога с детьми
1. Беседа «Эта звонкая сказка - Гжель» - рассматривание иллюстраций
- просмотр презентаций
- рисование элементов Гжельской росписи
- раскрашивание раскрасок «Гжель»
2. Рисование «Тарелочка», «Бокал»
*** Планирование и конспекты ООД имеются в приложении проекта
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8. 1981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративноприкладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное
воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб. :Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : МозаикаСинтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005
№1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: ДетствоПресс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...