Проект "Народные промыслы"
проект по рисованию (старшая группа)

Светлана Викторовна Панкова

Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры

детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным

искусством.

Задачи:

 1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,

процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта

народными умельцами, основными элементами декоративной росписи

дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием «народное искусство».

 2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как

любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

 3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.

 4. Воспитывать чуткость к художественному слову.

 5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям

искусства, навыки художественного творчества детей.

 6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

 В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и

обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно

времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративноприкладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к. оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.

Предполагаемый результат:

 1. Заинтересованность детей и родителей народным декоративно -прикладным искусством.

 2. Активное участие в осуществлении проекта.

 3. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной

росписи и применении их в своем творчестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly._proekt_2022.docx375.3 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»

(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")

__________________________________________________________

143530, Московская область,   Истринский район,  г. Дедовск, ул. Ленина, д. 4

Тел./факс 8(49831) 7-82-95, 7-86-08         Email: istr_mou_dovatora@mosreg.ru

https://theslide.ru/img/thumbs/1bd730ae124b24b5f99fc8591dfde7ad-800x.jpg

Подготовила воспитатель:

Панкова С.В.

Тип проекта: Информационно- практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный – с 17.10 – 25.11.2022г.

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры

детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным

искусством.

Задачи:

 1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,

процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта

народными умельцами, основными элементами декоративной росписи

дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием «народное искусство».

 2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как

любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

 3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.

 4. Воспитывать чуткость к художественному слову.

 5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям

искусства, навыки художественного творчества детей.

 6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

 В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и

обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно

времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративноприкладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к. оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.

Предполагаемый результат:

 1. Заинтересованность детей и родителей народным декоративно -прикладным искусством.

 2. Активное участие в осуществлении проекта.

 3. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной

росписи и применении их в своем творчестве.

1 этап - Подготовительный:

1. Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов

 (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)

2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными

промыслами.

3. Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

4. Подбор художественной литературы по теме проекта.

 5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности

детей.

2 этап - Практический:

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы: (приложение №1)

- «Дымковская сказочная страна»

- «Золотая Хохлома»

- «Чудо Филимоновских свистулек»

- «Знакомьтесь, русская матрешка»

- «Веселый Городец»

- «Сине – голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая

хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,

«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно- творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не

традиционных материалов;

7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель».

8. Рисование «Гжельские петушки».

9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

 2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый

пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору» и другие.

 3. Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем» и др.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.

3. Помочь детям разучивать стихи.

3 этап - Обобщающий

1. Оформление альбома рисунков детей по всем видам искусства.

2. Создание мини-музея «Народные промыслы России».

3. Создание альбома «Народные промыслы России».

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к

декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще больше

узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети

самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной

живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким

образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень

интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность,

но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей

стране в целом.

План работы с детьми по осуществлению проекта:

Тема: «Веселая дымка» 17.10 – 21.10.2022 г.

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1. Беседа «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

- просмотр презентаций «Дымка»

- организация выставки «Дымковская игрушка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного

материала «Дымковская игрушка»

- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные

капельки», «Дымковские разрезные картинки"

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

2. Рисование «Нарядные лошадки»

3.Аппликация «Дымковские игрушки»

4. Лепка из глины «Лошадки»

5.Конструирование из бумаги «Дымковская барышня»

Тема: «Золотая хохлома» 24.10 – 28.10.2022 г.

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о

хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности

хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1. Беседа «Хохломская роспись»

- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для

хохломской росписи, тонирование шаблонов.

- тонирование изготовленных из папье – маше изделий

(тарелки, ложки, стаканчики)

- просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения про хохлому

2. Рисование «Золотая хохлома и золотой лес»

3. Аппликация «Декоративная тарелка»

4. Лепка Пластилинография«Золотая хохлома»

Тема: «Филимоновские игрушки» - 31.10 – 03.11.2022 г.

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять

представления о народной игрушке.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1. Беседа «Чудо Филимоновских свистулек»

- просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

- рассматривание иллюстраций, игрушек

- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

- дидактические игры ««Третий лишний»,

«Парные картинки», «Собери картинку».

- разучиваем поговорки и пословицы о труде

- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку

- играем Филимоновской игрушкой

2.Рисование «Филимоновский петушок», «Филимоновские мотивы»

3. Лепка Пластилинография , «Филимоноская лошадка»

Тема: «Яркий Полхов – Майдан» - 07.11 – 11.11.2022 г.

Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами

(цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам

Полхов - майданской росписи, развивать эстетический вкус.

ООД Совместная деятельность педагога с

детьми

1. Беседа «Яркий Полхов-Майдан» «Знакомьтесь, русская матрешка»

- просмотр презентаций «Изделия Полхов -Майдана»

- рассматривание матрешек

- раскрашивание раскрасок «Матрешки»

- дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»

- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана

- игры с народными игрушками

- составление рассказов и сказок,

действующими лицами которых являются матрешки

2. Рисование «Роспись бочонка», «Роспись Матрешки»

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - 14.11. – 18.11.2022 г.

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1. Беседа «Веселый Городец»» - чтение и заучивание стихотворении о Городце

- просмотр презентаций

- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

- практическое задание «Обведи элемент»

- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

- роспись полоски росписью

- прорисовывание элементов "купавки", "листья"

2. Рисование «Доска с узором птицы»

3. Аппликация с элементами рисования, «Городецкие мотивы»

Тема: «Голубая гжель» - 21.11 – 25.11.2022 г.

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративноприкладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус.

ООД Совместная деятельность педагога с детьми

1. Беседа «Эта звонкая сказка - Гжель» - рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель»

2. Рисование «Тарелочка», «Бокал»

*** Планирование и конспекты ООД имеются в приложении проекта

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8. 1981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративноприкладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное

воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :

Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. – СПб. :Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : МозаикаСинтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005

№1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: ДетствоПресс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...