Промыслы коренных народов севера
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promysly_korennyh_narodov_severa.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Промыслы коренных народов севера
Цель:
Познакомить детей с промыслами народов севера
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой” родине, ее истории, настоящему и будущему.
Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;
активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты.
Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю
Предварительная работа:
Чтение произведений Р.Ругина «Молитва рыбака», «Молитва охотника», «Молитва пастуха», «Песни трудовые» в записи и литературной обработке Е.Г.Сусой,Леонид Лапцуй «Сказка о ерше прыгунке и засоне карасе»,П.Явтысый «Как пастух рыбаком стал»
Разучивание игры – «Ловкий оленевод»,
Цикл бесед на тему «Моя родина- Югра».
Рассматривание иллюстраций ,сюжетных картинок по теме «Народы севера земли»
Наглядный материал:
Экспозиции мини-музея «МОЯ РОДИНА-ЮГРА»,
Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением охотника и рыболова)
Кольцеброс, вырезанная фигура «Оленя»
Ход занятия:
Воспитатель: - У мудрого филина всегда для нас есть загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто сегодня пришел к нам в гости.
Все говорят,
Что похож я на папу –
Такой же весь белый
Такой косолапый.
Но только и папа
Похож на меня –
Такой же охотник рыбалки
Как я!
Правильно! Это белый медвежонок.
Сегодня медвежонок хочет пригласить вас в мини-музей и рассказать о жизни коренных народов севера
Послушайте легенду …
“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”
Эти счастливые люди — ханты и манси.
Рассматривание музейной экспозиции
Воспитатель:: - Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.
Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?
Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?
Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.
Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.
Воспитатель:: Народная мудрость гласит:
Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.
В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.
Воспитатель:: : Северные народы уважают и любят - оленей. Заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага - овода. Охраняют от хищника - волка
«Подвижная игра - Ловкий оленевод»
Воспитатель:: Но это не единственное занятие народов севера. Чем же они еще занимались? Вы знаете, медвежонок мне говорит, что он принес вам …(воспитатель достает конверты с игрой).
Что же это? Здесь игра. Медвежонок любит игры. Предлагает и вам поиграть. Хотите? Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее. (Дети выполняют задание)
“Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку собирать”.
1. Картинка «Охотник»
Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром Ханты-мансийского национального округа . Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведя
«Живая пантомима»(ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ)
Воспитатель - Вам необходимо проявить творчество, артистизм с помощью только движений, жестов и мимики, показать животных и птиц обитающих в нашем лесу.
Продолжи орнамент «уши зайца»
-Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.
2.Картинка «Рыбалов»
А еще занимаются - Рыболовством.
: А какие рыбы водятся в наших реках?
- Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь…
Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод.
3.Творческое задание на дом от Мишутки:
Придумайте свою загадку про северную рыбу , и нарисуй к ней отгадку.
Идея! Сделайте в группе сборник загадок о родном крае!
Подведение итога:
Вот сколько мишутка рассказал нам о Севере.
- А в заключение ответьте на некоторые вопросы:
- Назовите основные занятия хантов и манси?
- Какую рыбу ловят в наших реках и озёрах?
- На чём вывозят ханты и манси свою добычу?
Удивительная природа Севера- во все времена лес был домом для северного человека .Но только при бережном отношении он будет и нашим другом.
Человек должен жить так, чтобы не исчезали ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину
Литература:
Л.В.Федоров. Северные родники.Тюмень,2001г.
Здравствуй,Югра.ХМАО,1998 г.
Арктика –мой дом.Москва.2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"
Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»
Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...
Беседа на тему: "Промыслы коренных народов севера"
Познакомить детей с промыслами народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой&rdqu...
Наглядный материал "Промыслы коренных народов Севера"
Наглядный материал...