Промыслы коренных народов севера
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Галиева Галина Борисовна
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promysly_korennyh_narodov_severa.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Промыслы коренных народов севера

Цель:

Познакомить детей  с   промыслами    народов севера

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой” родине, ее истории, настоящему и будущему.

Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;

активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты. 

Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю

 Предварительная работа:

Чтение произведений Р.Ругина «Молитва рыбака», «Молитва охотника», «Молитва пастуха», «Песни трудовые» в записи и литературной обработке Е.Г.Сусой,Леонид Лапцуй «Сказка о ерше прыгунке и засоне карасе»,П.Явтысый «Как пастух рыбаком стал»

Разучивание игры – «Ловкий оленевод»,

Цикл бесед на тему «Моя родина- Югра».

Рассматривание иллюстраций ,сюжетных картинок по теме «Народы севера земли»

Наглядный материал:

Экспозиции мини-музея «МОЯ РОДИНА-ЮГРА»,

Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением  охотника и рыболова)

Кольцеброс, вырезанная фигура «Оленя»

 

Ход занятия:

Воспитатель:   - У мудрого филина всегда для нас есть загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто сегодня пришел к нам в гости.

Все говорят,
Что похож я на папу –
Такой же весь белый
Такой косолапый.
Но только и папа
Похож на меня –
Такой же охотник рыбалки

Как я!

Правильно!                            Это белый медвежонок.

 Сегодня медвежонок  хочет   пригласить вас в мини-музей и рассказать  о жизни коренных народов севера  

 Послушайте легенду …

“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”

Эти счастливые люди — ханты и манси.

Рассматривание музейной экспозиции

 Воспитатель::  - Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?

Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?

Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.

Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.

 Воспитатель:: Народная мудрость гласит:

 Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.

  В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.

Воспитатель::   : Северные народы уважают и любят - оленей. Заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага - овода. Охраняют от хищника - волка

«Подвижная игра - Ловкий оленевод»        

Воспитатель:: Но это не единственное занятие народов севера. Чем же они еще занимались? Вы знаете, медвежонок мне говорит, что он принес вам …(воспитатель достает конверты с игрой).  

Что же это? Здесь игра. Медвежонок любит игры. Предлагает и вам поиграть. Хотите? Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее. (Дети выполняют задание)

 “Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку собирать”.  

1. Картинка «Охотник»

 Традиционные занятия  северных народов  тесно связаны с животным миром  Ханты-мансийского национального округа . Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведя

  «Живая пантомима»(ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ)

 Воспитатель - Вам необходимо проявить творчество, артистизм с помощью только движений, жестов и мимики, показать  животных и птиц обитающих в нашем лесу.

Продолжи   орнамент «уши зайца»

 

-Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.

2.Картинка «Рыбалов»

А еще занимаются   - Рыболовством.

: А какие рыбы водятся в наших реках?

 - Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь…

 Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод.  

 3.Творческое задание на дом от Мишутки:

Придумайте свою загадку про северную рыбу ,  и нарисуй к ней отгадку.

Идея! Сделайте в группе  сборник загадок о родном крае!  

Подведение итога:

Вот сколько мишутка рассказал нам о Севере.  

- А в заключение ответьте на некоторые вопросы:

- Назовите основные занятия  хантов и манси?

- Какую рыбу ловят в наших реках и озёрах?

- На чём вывозят ханты и манси свою добычу?

Удивительная природа Севера- во все времена лес был  домом для северного человека .Но только при бережном отношении он  будет и нашим другом.

Человек должен жить так, чтобы  не исчезали   ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину

Литература:

Л.В.Федоров. Северные родники.Тюмень,2001г.

Здравствуй,Югра.ХМАО,1998 г.

Арктика –мой дом.Москва.2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Беседа на тему: "Промыслы коренных народов севера"

Познакомить детей  с   промыслами    народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой&rdqu...