Методическая разработка Статья "Знакомство старших дошкольников с народным промыслом России - городецкой росписью"
статья по рисованию (старшая группа)
В статье говорится об истории возникновения городецких изделий, об основных цветах и традиционных элементах городецкой росписи. А так же об этапах росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народным промыслом России – городецкой росписью
Знакомство детей с городецкой росписью начинают со старшего дошкольного возраста.
Основные задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
- Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
- Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.
- Сформировать навыки технического исполнения городецкой росписи.
- Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Вначале педагог знакомит детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения городецких изделий.
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. Давным - давно крестьяне начали делать посуду из дерева, игрушки, коробки для хранения пряжи, солонки, кухонная утварь и расписывали их различными узорами.
Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Эти изделия продавались в большом количестве и расходились по всей России. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Редко кто из покупателей уезжал с Городецкой ярмарки без игрушки или прялки.
В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Сегодня традиционный народный художественный промысел «Городецкая роспись» развивается и процветает. Роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные фоны, элементы, формы, цвета и оттенки росписи. Городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Детям лучше использовать для этого гуашь, т.к. Городецкая роспись многослойная, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую.
Затем педагог демонстрирует городецкие изделия и знакомит детей с основными цветами и элементами городецкого узора.
Основными цветами в Городецкой росписи являются цвета: красный, розовый, синий, голубой, зелёный, чёрный и белые цвета.
Дети должны внимательно рассмотреть традиционные элементы городецкой росписи, которыми является: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь», «птица» и сюжетная роспись.
Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. Существует несколько цветов в росписи: бутон, ромашка, розан, купавка, роза.
Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.
Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.
Потом педагог рассказывает детям старшего дошкольного возраста об этапах росписи.
Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа:
1 этап - Подмалёвка - это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.
2 этап - Тенёвка - использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.
3 этап - Оживка - это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.
В Городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных.
Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах
После презентации детям задаются наводящие вопросы по содержанию просмотренного материала.
В результате рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, беседы, чтения стихов об этом промысле у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных, творческих и интеллектуальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированной деятельности по теме народные промыслы подготовительная группа
Интегрированная деятельность (познание + аппликация) является итоговым мероприятием как по теме "народные промыслы", так и по аппликации, так как включает в себя творческое задание, требующее исп...
творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"
Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...
Беседа с детьми старшей группы. Тема: «Народные промыслы России».
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение...
Презентация "Народные промыслы России.Городецкая роспись"
материал возможно использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию...
Методическая разработка «Знакомство детей с изделиями народных промыслов.»
Беседа с детьми о народных промыслах...
Беседа с детьми старшей группы Тема: «Народные промыслы России».
Цели:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.Формирование умений различать стили наиболее известных выводов д...
Методическая разработка на тему: Дидактическая игра "Народные промыслы"
Дидактическая игра для детей от 5 лет. Матрешки , расписанные четырмя видами росписи: гжельская, хохломская, городецкая, жостовская. В игре могут принимать участие от 1 до 5 человек. Сначала...