Методическая разработка «Знакомство детей с изделиями народных промыслов.»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Знакомство детей с изделиями народных промыслов.»
Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Ход беседы:
Воспитатель:
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда, дымковские игрушки и расписные матрёшки. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда. Воспитатель показывает предметы декоративно-прикладного искусства.
Воспитатель: Ребята, жил такой чудо-мастер, про которого разное старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Воспитатель: Ещё говорят, что хохломская роспись напоминает золотую осень. А кто нам подскажет почему?
Правильно, золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки, ягоды – напоминают нам осень. Дети с воспитателем рассматривают предметы хохломской росписи.
Воспитатель: Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.
Белоснежные фарфоровые чайники , чашки, сахарницы, подсвечники, часы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами.
Дети рассматривают изделия гжельских мастеров.
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве , рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое село Дымково. Давним- давно жили там смелые, умелые и весёлые мастера. Однажды нашли они глину на берегу реки и стали лепили из неё игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек , петухов и раскрашивать их яркими узорами.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки.
Воспитатель показывает дымковскую игрушку детям.
Воспитатель: Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).
Воспитатель: Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать.
Воспитатель показывает детям матрёшки.
Воспитатель: Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрешками зовут.
Всели матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана. Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.
Мы матрёшки, мы кругляшки
Все мы ласковые, одинаковые
Как пойдём плясать
Только пыль столбом!
Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России.
Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.
- Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?
2.Рассмотреть произведения народного искусства ( дымковская, богородская , филимоновская народные игрушки; хохломская, городецкая, гжельская росписи и другие изделия). Составить для детей дошкольного возраста рассказ об одном из видов декоративно-прикладного искусства.
Цель: Дать детям элементарные знания по истории возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления.
Дать знания об элементах узора.
Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.
Воспитатель: Ребята, я давно хотела познакомить вас с мои любимыми игрушками, которые мне подарила моя бабушка. Садитесь поудобней и я вам расскажу , как они появились.
Воспитатель: Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.
Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз перемешивают , заливают водой и снова перемешивают , а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.
Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости , и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие.
Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок зверя , который водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.
Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Как вы думаете ,с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера?
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козёл – золотые рожки
Да куколка в серёжках.
Пёстрые, яркие, славные подарки!
Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.
Воспитатель: Ребята, вам понравился мой рассказ? Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки и сделаем весёлую ярмарку.
Воспитатель раздаёт детям заготовки игрушек.
А чтоб наша игрушка вышла красивая, нам надо повторить :
- Какие краски мы будем использовать?
- Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?
- С каким настроением мы будем расписывать наши игрушки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированной деятельности по теме народные промыслы подготовительная группа
Интегрированная деятельность (познание + аппликация) является итоговым мероприятием как по теме "народные промыслы", так и по аппликации, так как включает в себя творческое задание, требующее исп...
Материал для создания мини - альбома для знакомства детей с видом народного промысла: росписью "Гжель"
Материал для создания мини-альбома в тематическую зону "художественное развитие" на тему "Гжель"...
Методическая разработка на тему: Дидактическая игра "Народные промыслы"
Дидактическая игра для детей от 5 лет. Матрешки , расписанные четырмя видами росписи: гжельская, хохломская, городецкая, жостовская. В игре могут принимать участие от 1 до 5 человек. Сначала...
Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...
Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»
Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»...
Методическая разработка Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства помогает решать задачи эстетического и трудового воспитания дошкольников, их духовного развития....
Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»
Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой Росс...