Конспект ООД
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Городецкая роспись"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodetskaya_rospis.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе
на тему: «Городецкая роспись»
Задачи:
1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.
2. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.
3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.
4. Развивать чувство композиции.
5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность, творческие способности.
Материал:
Образцы предметов с разной композицией узоров; книга – альбом «Городецкая роспись»; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; бумага, акварельные краски, кисти № 2, №6, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.
Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.
Ход занятия:
Воспитатель: У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.
И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.
Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и кавалеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.
Воспитатель: Дети, обратите внимание какие красивые расписные предметы: разделочные доски, конь – качалка, шкатулка. Все эти предметы расписаны городецкой росписью.
Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась
- Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?
Дети: Конь, птица, петух.
Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры?
Дети: оживки.
Воспитатель: Да это белая и чёрная оживки. Обратите свое внимание на то, как
по – разному, можно расположить гирлянды.
Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.
А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды?
Дети: розовый с красным, голубой с синим.
Воспитатель: Цветов немного, но смешенные между собой они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый. Яркие цвета, положенные на желтый фон, создают радостное настроение, а силуэты коней, всадников, птиц, цветов, отделанные обильными мазками, делают изображение как бы объемным. Это замечательно, что есть русские умельцы, в которых до сих пор живет мечта о цветке счастья. Замечательно и то, что они делятся этим цветком счастья с нами, радуют нас своими работами, поднимают нам настроение, украшают быт.
- А для оживок, какие цвета возьмёте цвета?
Дети: Белый и черный.
- Дети, посмотрите, как правильно надо рисовать оживки и дуги.
Показ:
Оживку рисуем кончиком кисти, дугу - начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.
А теперь давайте отдохнем, ручки, ножки разомнем.
Физкультурная минутка.
Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
А теперь вы самостоятельно можете приступить к работе и изобразить свою гирлянду.
Звучит спокойная русская народная музыка.
Дети самостоятельно работают.
В конце занятия дети выставляют свои работы. Рассматривают.
- Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастера
Может быть и среди нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
- Мне нравится (1)