Кружок по ИЗО "Кудесники-чудесники" для детей 3-4 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
программа по дополнительному образованию, кружок рисования с нетрадиционными техниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_gotovaya.docx | 67.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» С. НОВОБЕЛОКАТАЙ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. НОВОБЕЛОКАТАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОКАТАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Принята «Утверждаю»
на Педагогическом совете Старший воспитатель
_______ Крылова Т.Г.
Протокол №1 от Приказом № 18 от
2020г.
Рабочая программа дополнительного
образования по изобразительному творчеству Кружок
«Кудесники-чудесники»
для детей 3-4 лет
Составила воспитатель:
Беляева Виктория Андреевна
Новобелокатай 2020
Пояснительная записка
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…. (Э. Успенский)
Рисование интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Важно отметить, что почти все дети обожают рисовать, следовательно, в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности, кроме того это занятие доставляет детям радость и создаёт положительный эмоциональный настрой.
Многообразие техник нетрадиционного рисования, их необыкновенность, заключается в том, что они позволяют младшим дошкольникам быстро достигать желаемого результата, что в итоге ведёт к развитию их познавательной активности и ещё большему желанию творить. Например: рисование пальчиками, ладошкой, пластилином, различными штампиками, объёмная аппликация, набрызг и рисование зубной щёткой, точечный рисунок и многое другое, какому ребёнку будет не интересно работать с таким разнообразием материалов и техник, получая при этом забавный рисунок, при малейших и удивительных действиях со своей стороны, не утомляясь.
Данная программа предполагает использование в работе кружка такие методы и приёмы: игровой, продуктивный, инновационный, беседа, наглядный, которые будут способствовать развитию детской фантазии и воображения.
Экспериментирование с красками и различными техниками изображения очень нравится детям. Таким образом, у детей создаётся ощущение волшебства.
Работа с нетрадиционными техниками рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности. Чтобы подрастающее поколение успевало за постоянными изменениями в жизни общества, мы должны воспитывать у наших детей самостоятельность, активность, пытливость, воображение, фантазию, инициативу, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Введение в изобразительную деятельность в детском саду новых способов, материалов, инструментов помогает обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, знаниями, учит детей быть наблюдательными, вызывает живой интерес к созданному. Всё это предоставит ребенку свободу самовыражения, поможет развитию координации движений, фантазии, речи, сенсорики, мелкой моторики, логики, творчества, внимания, усидчивости. В наших силах помочь детям разносторонне развиваться, снабжая их всем необходимым для творчества.
Программа составлена с учетом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению.
Малыши учатся и растут, играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях.
Основная цель: развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности, формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности и изобразительные умения, навыки через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Задачи проекта:
1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, находить нестандартные способы изображения предметов и явлений;
2. Развивать умения подбирать, создавать и использовать различный нетрадиционный материал в творчестве, желание экспериментировать в рисовании проявляя яркие чувства и эмоции: радость удивление, сомнение от узнавания нового;
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования и поддерживать интерес к изобразительной деятельности, создавая творческую атмосферу;
4. Воспитывать творческую самореализацию.
Работа по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов эффективна, потому что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.
Таким образом, дети творчески всматриваются в окружающий мир, приобретают опыт эстетического восприятия и вкуса. Рисунки детей станут интереснее, содержательнее, замысел богаче. С помощью нетрадиционного материала и техник рисования дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют воображение, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развитию уверенности в своих силах;
- развитию пространственного мышления;
Исследования ученых, работы педагогов-новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе — творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.
Искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребенка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. В рисунке повествовать значительно легче. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Нарисовав событие, ему легче потом рассказать о нем. Таким образом, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.
Организация занятий кружка: одно занятие в неделю по 20 минут, во второй половине дня по средам с 16:30 до 16:50.
Тематический блок. Месяц | № | Тема занятия | Цель | Виды деятельности. Оборудование. | |
Дары и красоты осени | Сентябрь октябрь | 1. | Чудеса своими руками. Осенний ковёр. | Знакомство с понятием необычные способы рисования и с первым таким способом − отпечаток листьев, развивать эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к осени. | Отпечаток. Гуашь, листья, кисти. |
2. | Золотая осень. | Учить рисовать нетрадиционным способом - точечный рисунок. Развивать чувство цвета и композиции, творческие способности. Воспитывать интерес и любовь к природе, к осенним изменениям природы, эмоциональную отзывчивость. | Пуантилизм. Ватные палочки(связка), гуашь. | ||
3. | Листопад. | Познакомить с техникой набрызга. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность, любовь к творчеству. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа. | Трафареты. Набрызг. Гуашь, зубная щётка или кисть. | ||
4. | Грибочки в лукошке. | Учить создавать лепную картину. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, целенаправленность. Воспитывать любовь к родному краю и его природе. | Пластилинография. Пластилин. | ||
5. | Коллективная работа «Осенние яблоки». | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования штампом. Закреплять представление о цвете. Воспитывать чувство сотрудничества, взаимопомощи, интерес к нетрадиционному рисованию. | Оттиск штампами из яблок. Гуашь, штампы. | ||
6. | Чудо ягоды. | Знакомство с пальчиковой живописью. Учить детей набирать краску на палец. Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию. Вызвать интерес к собственному здоровью через беседу. | Пальчиковая живопись. Гуашь. | ||
Лесные зверушки | Ноябрь | 7. | Колючий друг. | Познакомить детей с новым приемом рисования «тычок жёсткой полусухой кистью». Совершенствовать технику владения кистью. Развивать наблюдательность, чёткость действий и движений руки. Воспитывать любовь и заботу к животным, внимательное отношение к нашим братьям меньшим. | Тычок жёсткой полусухой кистью. Кисть, гуашь. |
8. | Заинька беленький | Закрепить у детей представление о белом цвете. Развивать умение доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту. | Рисование ватными палочками. | ||
9. | Следы невиданных зверей. | Знакомство с необычной техникой рисования - «Волшебный рисунок». Развивать интерес к необычному, к неизведанному. Вызвать чувство волшебства, интерес к изобразительной деятельности. | Волшебный рисунок. Акварель, кисть. | ||
10. | Мишка косолапый. | Познакомить детей с новым способом раскрашивания – оттиск мятой бумагой. Формировать умение создавать выразительный образ. Расширять знания о животном мире.Воспитывать радостное настроение от полученного результата. | Оттиск мятой бумагой. | ||
Зимушка-Зима | Декабрь Январь | 11. | Еловая веточка. | Знакомство с техникой рисования при помощи оттиска зубной щёткой, передавая характерные особенности. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, речь детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Оттиск зубной щёткой. |
12. | Ёлочка красавица. | Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира. Развивать внимание и интерес к природе и её многообразию. | Оттиск зубной щёткой. | ||
13. | Огоньки на ёлочке. | Формировать у детей умение наносить пальчиками краску на силуэт ёлочки. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями. Воспитывать у детей радостные воспоминания от новогоднего праздника. | Пуантилизм. Аппликация. | ||
14. | Разноцветные шары. | Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. Развивать творческую активность и воображение. Воспитывать желание создавать прекрасное своими руками, доводить начатое до конца. | Пуантилизм. Ватные палочки (связка). | ||
15. | Удивительные снежинки. | Развивать умение ритмично наночить точки, не выходя за пределы снежинки. Развивать мелкую моторику рук. Пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. | Пуантилизм или можно использовать волшебный рисунок. | ||
16. | Снегопад. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Формировать умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно. Развивать воображение и творческие способности. Воспитывать любовь к зимним забавам и играм. | Пальчиковая живопись. Пуантилизм. Ватные палочки, гуашь. | ||
17. | Весёлые снеговики. | Учить детей использовать в творчестве сразу несколько видов нетрадиционного рисования, пробуждать интерес к экспериментированию. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы. Воспитывать любовь к творческой деятельности. | Пальчиковая живопись. Штампы. | ||
Подводное царство | Февраль | 18. | Озорные медузы. | Помочь детям освоить новый способ изображения – отпечаток ладошками. Развивать творческое начало, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. | Отпечпток ладошками. |
19. | Золотая рыбка. | Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования. Поддерживать интерес к изодеятельности. Доставить детям радость и удовольствие. | Рисование ладошками. Пуантилизм. Ватные палочки, гуашь, кисть. | ||
20. | Кораблик для папы. | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования штампами, учить использовать новую технику «примакивание». Развивать речь, внимательность и мелкую моторику. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к своим родным. | Штампирование. Оттиск губкой. | ||
21. | Аквариум. | Закрепить у детей умения использовать в работе пальчиковую живопись. Учить отражать в рисунке свои впечатления, передавать жизнь аквариумных рыбок. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. | Рисование ладошками. Пальчиковая живопись. | ||
Удивительный мир насекомых | Март | 22. | Букет для мамы. | Формировать композиционные навыки. | Гуашь, кисти, штапмы. |
23. | Зелёная гусеница. | Учить детей изображать гусеницу, передавая сходство с реальным насекомым. Закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение и творчество детей. Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Привитие навыков аккуратной работы с красками. | Штампирование. | ||
24. | Бабочка красавица. | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство. Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и пальчиковую живопись. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к прекрасному, желание видеть красоту в окружающем пейзаже. | Рисование ладошками. Пальчиковая живопись. Монотипия. | ||
25. | Божья коровка на цветочке. | Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать творческое воображение и чувство композиции. Воспитывать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы. | Объемная аппликация. Пуантилизм. | ||
Прекрасный мир цветов | Апрель май | 26. | Космическое небо. | Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой и техникой набрызга. Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев. Развивать воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать уважительное отношение к прошлому, к истории своей страны. | Примакивание губкой. Набрызг. Пальчиковая живопись. |
27. | Тюльпанчики. | Познакомить с разнообразием применения в творческой деятельности одноразовой вилки и других окружающих нас предметов. Показать и применить способ оттиска одноразовой вилки в картинах детей. Развивать фантазию, воображение, интерес к новому и необычному. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе. | Оттиск одноразовой вилкой. Гуашь, одноразовые вилки. | ||
28. | Мимоза. | Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно. Развивать технические умения, зрительно-моторную координацию. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. | Пальчиковая живопись. | ||
29. | Пушистые одуванчики. | Познакомить с новым способом штампирования с помощью втулки. Закрепить знания и представления о жёлтом цвете, круглой форме, качествах предмета пушистый и лёгкий. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Штампирование. Втулка, гуашь. | ||
30. | Салют победы. | Продолжать обучать детей технике работы со штампами, их использованию для изображения различных предметов. Развивать память, внимание и речь. Вызвать у детей стремление отражать в творческой работе события окружающей жизни. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | Штапмы из втулки. | ||
31. | Разноцветная астра. | Закреплять технические приёмы рисования пальчиками, кисточкой, упражнять навыки рисования гуашью. Учить передавать форму цветка. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к цветам и растениям, желание передать красоту цветов. Воспитывать интерес к художественному творчеству. | Пальчиковая живопись. Гуашь, кисть. | ||
32. | Васильковое поле. | Закрепить нетрадиционную технику рисования оттиск мятой бумагой, учиться рисовать васильки в данной технике. Закрепить знания по теме «Части цветов» (цветок, стебель, листок). Развивать творческие способности, чувство прекрасного. Воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. | Оттиск мятой бумагой. | ||
33. | Коллективная работа «Весенний букетик». | Совершенствовать умение пользоваться знакомыми техниками. Развитие самостоятельности, творческой инициативы. Воспитывать желание помочь друг другу. | Рисуем ладошками. Оттиск мятой бумагой, одноразовой вилкой, пальчиковая живопись. |
Нетрадиционные художественные виды техники изображения, используемые на занятиях кружка
- Пуантилизм – тычок жёсткой полусухой кистью;
- Рисование пальцевой живописью и ладошкой.
- Монотипия − отпечатки различными предметами: штампы из втулки, картофеля, губки, отпечатки одноразовой вилки, листьев и другое. На куске стекла, пластмассы или пластика выполняется рисунок с помощью акварельных красок, гуаши. Затем стекло прижимаем к бумаге и на ней остается отпечаток. Для получения интересного эффекта можно стекло повернуть, потянуть, поднимать ступенчато, за один край или сразу за все четыре — благодаря этому, краска немного смажется и получится эффект движения, дуновения ветра, волн и т.д. Она очень доступна детям уже в 3-4 года. Монотипия — происходит от греческих слов monos — один, и typos — отпечаток.
- «Волшебный рисунок» – изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно. Чтобы рисунок проявился необходимо на весь лист нанести краску.
- Пластилинография − создание лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.
- «Объёмная аппликация» – аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла.
- «Точечный рисунок» − весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится пальцем, ватной палочкой, тампоном.
- Набрызг и рисование зубной щёткой.
- «Граттаж» − натираем свечой лист бумаги, затем наносим фон. После высыхания стеком или палочкой процарапываем рисунок. Цветной граттаж. Плотный лист бумаги закрашивается цветными мелками, пастелью или красками (акварель, гуашь). Сверху натирается парафином, а затем слоем черной туши (или вместо нее берем черную гуашь в несколько слоев). Царапаем рисунок.
- Рисование при помощи трафарета или шаблона, используя набрызг и технику примакивания.
- Рисование манкой или другой крупой, стразами и клеем.
- Коллаж.
Заповеди для взрослых, работающих с детьми:
1. Ребенок делает в искусстве первые шаги. Это очень ответственный момент. Следовательно, педагог должен быть всегда рядом — ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка старшего. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет к занятиям изобразительной деятельностью всякий интерес. К тому же вместе «творить» веселее. Учитесь обучать, не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в процессе работы. Старайтесь пробудить фантазию ребенка, а для этого обратите занятия в увлекательную игру.
3. Чаще устраивайте с детьми выставки. Выставка — важный момент сравнения ребенком своих работ с чужими. Он видит, что у других получается иначе. В это время он очень хорошо видит свои работы и понимает другие. Но никого не подвергайте критике! Утверждайте право каждого на индивидуальность! Постарайтесь не связывать занятия и выставки с соревнованием одновременно. Ведь основа любого соревнования — чья-то победа, а для вас важнее вселить в каждом ребенке уверенность в своих силах. «Шедевры» разложите на полу — получится большая многоцветная мозаика, или развесьте на бельевой веревке для всеобщего обозрения, или составьте большой настенный ковер, наклеив работы на лист ватмана. Красиво расположить работы, чтобы ни одна не потерялась, чтобы они дополняли друг друга — тоже большое искусство.
4. Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Следовательно, задачи, которые мы ставим перед ним, должны быть доступны ему, и усложнять их можно только постепенно.
5. Неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Чаще хвалите ребенка за его усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
6. И ребенку и вам будет интереснее, если вы будете каждый раз предлагать новую задачу. Удачное ее решение приносит удовлетворение, и это вполне естественно. Немаловажно и то, что таким образом вы разовьете способности детей к самоорганизации и целенаправленной трудовой деятельности. Ведь основная цель этих превращенных в веселую игру занятий — научить ребенка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявить свои способности. Дети могут многое, если им интересно.
7. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от однообразия, не затягивайте время занятий. Учитывая их интересы и потребности, с ними следует заниматься так: 3-4 года около 15 мин, 4-6 лет — 20-30 мин, 6-8 лет — 30-40 мин. Дольше заниматься не имеет смысла. Ребенок устанет, его внимание станет рассеянным. А через несколько занятий он, возможно, вообще охладеет к предложенной ему игре. Не забывайте, ребенок ждет от вас одобрения! Ему хочется, Чтобы его работа понравилась всем. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, что не получилось. Получится в следующий раз. И предоставьте ребенку возможность работать «самому». Если каждый раз подсказывать, что рисовать, какие брать краски, ребенок в дальнейшем не сможет действовать самостоятельно. Он каждый раз будет ждать подсказки. Но если ребенку нравится рисовать, если его трудно оторвать от бумаги и красок — ведь он увлечен и в этот момент ему все кажется неважным: сон, прогулка, еда, — то, чтобы не нарушить режим и чтобы не наступило переутомление, постарайтесь незаметно переключить его внимание. Но никогда не обрывайте резко занятий, дайте ребенку время закончить начатое!
8. Как быть, если малыш бросает работу на полпути, объясняя это тем, что ему «больше не хочется»? Может быть, ему непонятно, трудно или надоело? Подумайте над этим. Скорее всего, у него просто не получается. Помогите ему, закончите начатое ребёнком вместе. Следующее же занятие начните с того, что не получилось в прошлый раз. Сегодня обязательно получится! Лучше задержаться на одном и том же приеме до тех пор, пока ребенок не приобретет настоящего навыка. Плохо, если ребенок привыкнет не доводить дело до конца. Это может впоследствии стать чертой характера. Если же вы постараетесь не учить, а «заразить» его рисованием, то этого не случится. Совместная игра будет и должна приносить радость.
9. Как только ребенок охладел к одному и тому же приему, технике, забудьте о них и покажите новую технику. Увлечения детей, особенно в дошкольном возрасте проходят волнами, а, следовательно, спустя некоторое время ребенок вернется к забытому с новым энтузиазмом.
10. Чтобы увлечь ребенка рисованием, лепкой, другими видами изобразительной деятельности, нужно встать на его позицию, то есть понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится.
Литература
- Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебный поролон: пособие для занятий с детьми. Новосибирск. 2012.
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Москва. 1999.
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн пластилинография. Москва. 2003.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва. 2007
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Москва. 1992.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Москва. 2005.
- Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. Москва. 2008.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки − авторская программа. Москва. 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: учебное пособие. Москва. 2010.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир. Москва. 2007.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Ярославль. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Веселая ярмарка" для детей среднего возраста
Кружок "Веселая ярмарка" для детей среднего возраста...
Кружок "Корригирующая гимнастика для детей"
С раннего детства нужно уделять большое внимание правильной осанке и развитости мышц ребенка. Правильно сформированная грудная клетка, здоровый позвоночник и симметрично развитые мышцы – залог красиво...
Кружок "Азбука вежливости" для детей старшего дошкольного возраста.
Материал начинается с пояснительной записки в которой указаны цель, задачи, разделы программы.Кружок "Азбука вежливости расчитан на 2 года.В соответствии с этим представлен тематическое планирование н...
Кружок по лепке для детей 2-3 лет
Многие родители, заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались,знают, насколько важны для детей занятия лепкой.Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие...
Кружок "Театральные ступеньки" для детей с ОНР.
laquo;Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выгот¬ский, – когда оно идет впереди развития. Тогда оно про¬буждается и вызывает к жизни целый ряд функций, нахо¬дящихся в с...
"Кружок "Страна мастеров" для детей старшей группы ДОО. Методические материалы."
Аннотация к выпускной работе слушателя Пястоловой Ларисы Михайловны "Кружок "Страна мастеров" для детей старшей группы ДОО. Методические материалы" Выпускная работа предназна...
«Кружок «Пластилиновое чудо» для детей младшей группы МДОО. Методические материалы"
Работа предназначена для детей с задержкой речевого аппарата и с целью развитие мелкой моторики....