Кружок "Азбука вежливости" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Тимошенкова Елена Сергеевна

Материал начинается с пояснительной записки в которой указаны цель, задачи, разделы программы.Кружок "Азбука вежливости расчитан на 2 года.В соответствии с этим представлен тематическое планирование на первый  и второй год обучения.Также указаны твочческие  задания для самостоятельной работы. В конце представлен спсок используемой литературы и список рекомендуемой литературы для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_timoshenkovoy.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа в детском саду

Тимошенкова Елена Сергеевна

Воспитатель

МБДОУ ДС №71 «Кристаллик»

Кружок «Азбука вежливости»


Кружковая работа

Азбука вежливости

Возраст детей: 5 – 6 лет

Срок реализации: 2 года

Воспитатель : Тимошенкова Е.С

Смоленск

Пояснительная записка

Быть культурным и воспитанным человеком не является достоянием избранного круга людей. Общение – это естественная потребность  человека, оно необходимо для самого существования. Без определённых правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто.

С первых лет жизни ребёнку  необходимо прививать навыки вежливого поведения. Вежливость предполагает знания по искусству человеческого общения. В детях же 3-7-летнего возраста тяга к знаниям заложена самой природой. Они пытливы и любознательны, познают мир взрослых и приобщаются к нему. У детей прекрасная память и внимательно-пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя. Но, как утверждают психологи и педагоги, наш малыш ещё не выработал своего собственного (независимого) поведения – у него ещё нет собственного мнения о людях и о событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Поэтому взрослые люди стараются приобщить своих детей к богатству человеческой культуры, к сложнейшему многообразию человеческих отношений, стремятся не только распахнуть  перед ними удивительный мир современных знаний, но и заложить в сердца и умы наших детей доброту, гуманность, стремление к высоким идеалам. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого современного человека.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Этому способствует авторская образовательная программа социально-педагогического направления «Азбука вежливости». В программе, во-первых, объединены знания многих дисциплин (этики, эстетики, гигиены, психологии, русского языка и многое другое); во-вторых, содержание программы выполняет функцию приобщения ребёнка к культурным общечеловеческим ценностям; в-третьих, образовательный и воспитательный аспекты реально приближены к жизни и помогают детям увидеть, как действовать в определённых жизненных ситуациях; в-четвёртых, содержание программы на 90% состоит из практических занятий, побуждающих думать, действовать, анализировать и как итог приобретать навыки поведения культурного человека.

В программе четко виден новый подход к содержанию образования, который заключается в переходе от информационной педагогики к ценностной и, в связи с этим, мы посредством знаний и практических заданий создаём вокруг ребёнка тот питательный раствор культуры, в котором у него может вырасти один из самых высоких мотивов личности – мотив учиться.

Цель программы – опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения научить понимать смысл и значение правил этического поведения человека, в доступной форме раскрывать их, ввести детей в «мир культуры».

Задачи программы:

  • создать среду специально организованную, педагогически целесообразную и адаптивную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребёнка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки;
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  • способствовать формированию полезных привычек; избавляться от дурных привычек;
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
  • воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
  • развивать речь и мышление ребенка дошкольного возраста;
  • формировать любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадание ко всему живому.

Данная образовательная программа - «Азбука вежливости», существенно отличается от других уже имеющихся образовательных программ. Отличие состоит в следующем:

  • как правило, существующие образовательные программы разработаны в рамках одной дисциплины, данная образовательная программа объединила многие дисциплины естественно-гуманитарного цикла;
  • учебный материал данной программы на 90% состоит из практических занятий (ситуативных заданий, всевозможных игр, театрализованных этических ситуаций и т.д.);
  • в данной программе в учебном процессе особое значение придается игре, так как она занимает важное место в жизни дошкольников и именно в процессе игры легче усваиваются понятия и приобретаются навыки.

Образовательная программа «Азбука вежливости» предназначена для детей 5 – 6 лет. Срок реализации программы – 2 года.

Программа включает следующие разделы:

  • Речевая этика
  • Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание
  • Правила безопасности
  • В стране непонятных слов
  • Моя семья
  • Правила поведения в общественных местах
  • Введение в школьную жизнь.

Программа двухлетнего образования рассчитана на 72 часа:

  • первый год обучения – 36 часов;
  • второй год обучения – 36 часов.

Учебная группа должна насчитывать 8 – 10 человек. Занятия с группой для каждого года обучения проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 30 минут.

Учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста в основу обучения по данной программе положены два основных принципа – игровой и ролевой.

В связи с этим особое место в программе отведено следующим формам обучения и воспитания:

  • игры: ролевые, сюжетные, дидактические;
  • игровые ситуации;
  • занятие – исследование;
  • занятие – практическое наблюдение;
  • тесты;
  • этикетные задачи (ситуации);
  • беседа;
  • викторина;
  • кроссворды;
  • рассказ;
  • практические задания;
  • экскурсия.

В основе работы с детьми лежит педагогическая технология сотрудничества, то есть содержание занятия раскрывается в форме непосредственного общения педагога с детьми с использованием дополнительных материалов в виде пословиц, поговорок, литературных примеров. Главное для педагога – дать детям возможность понять материал и уметь высказать свои суждения, оценив свое поведение и поведение окружающих; задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций (задач) и тестовых заданий. Занятия проходят весело, доброжелательно, в форме свободной дискуссии. Важно, чтобы дети не боялись высказываться, не опасались, что их суждения могут показаться смешными или окажутся неверными. Поэтому основными методами работы с обучающимися являются:

  • диалогический;
  • эвристический;
  • программированный;
  • показательный;
  • исследовательский;
  • иллюстративный;
  • игровой;
  • коммуникативный;
  • частично-поисковой.

Учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей 5-6- летнего возраста. Среди методов воспитания особенно хочется отметить личный пример, мотивацию и упражнение.

Подведение итогов реализации образовательной программы проводится в различных игровых формах:

  • игра – инсценировка («Я школьник»);
  • игра – рассказ («Я и мой день»);
  • ролевые игры (игра «В гости», «Мы в театре», «С другом в кафе» и т.д.);
  • игра – экзамен;

В конце первого года дети должны иметь представление:

  • о понятии «вежливый человек»;
  • о правилах поведения в обществе людей;
  • о правилах поведения дома, на улице, на дороге, в транспорте, в природе;
  • о культурно-гигиенических навыках и самообслуживании.

У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения. Они должны:

  • первыми здороваться со взрослыми и сверстниками;
  • вежливо прощаться;
  • благодарить за оказанную помощь;
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, не перебивать говорящего;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • проявлять внимание к собеседнику;
  • не вмешиваться в разговор старших;
  • соблюдать чистоту и порядок;
  • следить за своим внешним видом;
  • самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
  • следить за чистотой ногтей;
  • уметь пользоваться расчёской, носовым платком;
  • при кашле или чихании отворачиваться, прикрывая рот носовым платком (рукой);
  • кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;
  • самостоятельно аккуратно одеваться и раздеваться (ровно вешать или складывать одежду в специально отведенное для неё место);
  • убирать постель;
  • ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, просушивать);
  • вдевать в иголку нитку, завязывать на конце нитки узелок, пришивать пуговицу, петельку для подвешивания  одежды;
  • различать проезжую часть дороги, тротуар;
  • понимать значение сигналов светофора;
  • знать правила дорожного движения, как правильно переходить дорогу;
  • знать правила безопасности: не разговаривать с посторонними людьми, не входить в лифт с незнакомыми людьми, дома не открывать дверь чужим людям, не показывать никому ключ от дома, не баловаться со спичками.

В конце второго года дети должны иметь представление:

  • о понятии «этикет»;
  • о качествах характера человека;
  • о личности и поступках человека;
  • о культуре общения в семье, в школе, во дворе, с друзьями.

Дети должны:

  • знать, что такое «этикет»;
  • применять правильно в разговоре речевые формулы, этикетные выражения;
  • знать понятия: «личность», «поступки личности», основные качества характера человека;
  • решать этикетные задачи, ситуации;
  • распознавать основные качества характера человека;
  • видеть свои недостатки в поведении и уметь исправлять их;
  • оценивать свои поступки и поступки окружающих людей;
  • знать правила общения и поведения в семье, школе, во дворе, с друзьями, в общественных местах;
  • знать школьные правила поведения: приходить в школу за 15-20 минут до начала урока, не толкаться в раздевалке, к уроку готовиться заранее (аккуратно разложить на парте книги, пенал, тетради и т.п.) – до звонка; на уроке слушать учителя, не разговаривать, выполнять требования учителя; на перемене не бегать по коридору, при ходьбе держаться правой стороны, культурно вести себя в столовой и др.
  • знать номера телефонов экстренной помощи.


тематический план первого года обучения

№ п/п

Наименование тем программы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Речевая этика

20

3

Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание

8

4

Правила безопасности

6

5

Итоговое занятие

1

Итого

36

Содержание программы первого года обучения

I.        ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Рассказать детям об элементарных правилах поведения, о необходимости их соблюдать. Проанализировать произведение «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского.

II.        РЕЧЕВАЯ ЭТИКА (20 ч.)

  1. Страна Вежливости.

Рассказать детям, зачем нужно быть вежливым. Игра-инсценировка «Вежливый человек».

  1. Приветствие.

Познакомить детей с формами приветствия: утреннее приветствие, приветствие в адрес родителей и близких людей, взрослого соседа, воспитателя, учителя, обмен приветствиями между детьми. Игра-инсценировка «Приветствие».

  1. Знакомство.

Дать представление о правилах речевого поведения во время знакомства, об этикетных выражениях, принятых в разных ситуациях. Игра-инсценировка «Знакомство».

4.        Игра-инсценировка «На сказочном балу».

Закрепить правила приветствия, знакомства и жесты при встрече с различными сказочными героями.

5.        Внимание к собеседнику.

Научить детей вежливости в обращении к собеседнику: обращение к взрослому человеку по имени и отчеству, обращение к друзьям; выбор темы для беседы, параметры поведения. Игры-инсценировки «Беседа» (на различные темы).

6.        Импровизация «Рассказ по очереди».

Закрепить практически внимание к собеседнику, вежливое обращение в ходе беседы.

7.        Речевые формулы.

Познакомить детей с речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания и словами ободрения и поддержки. Рассмотреть ситуации их употребления.

8.        Развивающая игра «Я – писатель».

Закрепить речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова ободрения и поддержки посредством игры.

9.        Вежливая просьба.

Познакомить детей с речевыми формами выражения просьбы, адресованной старшему знакомому и незнакомому человеку, старшему близкому, ровеснику. Закрепить умение обращения к незнакомым людям, умение сформировать суть просьбы. Игра-инсценировка «Вежливая просьба в разных ситуациях».

10.        Игра-диалог «Прокомментируй действие».

Закрепить речевые формулы выражения просьбы, проанализировав диалоги сказочных героев из литературных произведений.

11.        Поздравление и пожелания.

Познакомить детей с формами поздравления по поводу различных дат, с традиционными праздниками. Закрепить умение пользоваться различными стилями поздравления и контактными речевыми формулами (уважение, благодарность). Игры-инсценировки.

12.        Вежливый разговор по телефону.

Освоить с детьми предметные ситуации: как набрать номер, значение звуковых сигналов. Закрепить речевое поведение в типичных ситуациях (звонок родителям на работу, разговор с подругой, другом, со взрослыми незнакомыми и т.п.). Игры-инсценировки.

13.        Игра-диалог «Прокомментируй действие».

Закрепить речевое поведение обучающихся, проанализировав диалоги сказочных героев из литературных произведений.

14.        Уступчивость.

Учить детей уступчивости как признаку силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Познакомить с речевыми формулами, помогающими избегать конфликта между друзьями. Игры-инсценировки.

15.        Разговор о животных и с животными.

Провести беседы о животных: роль животных в жизни человека, забота о животных, сострадание бездомным животным, преодоление страха перед животными.

16.        Приглашение в гости.

Познакомить детей с этикетными выражениями приглашения в гости. Закрепить умение использовать вежливые слова в разной ситуации. Игры-инсценировки.

17.        Мы принимаем гостей.

Научить детей вести разговор с гостем, беседу, совместные занятия (игры, чтение книг и др.). Игра-инсценировка.

18.        Поведение за столом.

Познакомить детей и закрепить образцовые правила поведения и угощения за столом, этикетные выражения благодарности, извинения, просьбы. Игра-инсценировка.

19.        Прощание с гостем.

Научить пользоваться «волшебными» вежливыми словами (спасибо, пожалуйста и т.п.) и правилами поведения в минуты прощания.

20.        Итоговое занятие «Хозяева и гости».

Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, приглашения, благодарности, извинения, прощания и т.д., закрепление навыков поведения за столом. Систематизировать знания детей об употреблении вежливых слов.

Творческие задания для самостоятельной работы

  • Прочтите вместе с родителями произведение К.И. Чуковского «Телефон», Г.Х. Андерсена «Снежная королева», Милн «Вини-Пух и все, все, все».
  • Поиграйте в знакомство, используя различные ситуации.
  • Сделайте и оформите поздравительную открытку для мамы, папы.
  • Послушайте, как общаются твои близкие друг с другом, как разговаривают по телефону; попробуйте сами позвонить по телефону и поговорить с кем-нибудь из друзей.

III.        КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И САМООБСЛУЖИВАНИЕ (8 ч.)

1.        Режим дня.

Познакомить детей с режимом дня, формировать правильное отношение к режиму труда и отдыха.

2.        Игра-инсценировка «Мой режим дня».

Систематизация знаний у детей к режиму труда и отдыха.

3.        Личная гигиена.

Закрепить знания о правилах личной гигиены, воспитывать опрятность.

4.        Зачем нужен носовой платок и расческа?

Научить пользоваться носовым платком при кашле, чихании, при приёме пищи. Игра-инсценировка «Аккуратная прическа благодаря расческе».

5.        Самообслуживание.

Закрепить основные навыки самообслуживания у детей (решение этических задач).

6.        Ваш гардероб.

Научить следить за своим внешним видом, самостоятельно и аккуратно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать  одежду, ухаживать за обувью. Игры «Я еду на балл», «Я иду в театр», «Футбольный матч» и т.п.

7.        За столом.

Научить правильно пользоваться столовыми приборами и выполнять общепринятые правила поведения за столом. Игра-инсценировка «Я с другом (подругой) в кафе».

  1. Итоговое занятие «Я и мой день».

Повторение и закрепление культурно-гигиенических навыков самообслуживания. Игра-рассказ.

Творческие задания для самостоятельной работы

  • Прочтите с родителями произведение К.И. Чуковского «Мойдодыр». Нарисуйте понравившегося тебе героя.
  • Понаблюдайте за взрослыми как они себя ведут за столом. Попробуйте правильно пользоваться столовыми приборами.
  • Поговорите с родителями о вашем режиме дня, попробуйте выполнять режим дня.

IV.        ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ (6 ч.)

1.        Правила безопасности.

Познакомить дошкольников с правилами безопасности и с телефонными номерами служб безопасности, спасения, научить детей ориентироваться в экстремальных ситуациях. Выполнить упражнения на закрепление знаний о правилах безопасности. Закрепить знания в игре-инсценировке.

2.        Правила поведения в доме.

Познакомить дошкольников с правилами безопасного поведения в доме (на кухне с бытовыми приборами и оборудованием, в ванной комнате, в спальне). Выполнить упражнения на закрепление знаний о правилах безопасного поведения в доме. Закрепить знания в игре-инсценировке.

3.        Правила поведения на улице.

Учить детей правильно передвигаться по тротуару, понимать световые сигналы светофора, правила перехода улицы; научить понимать наиболее встречаемые знаки дорожного движения. Закрепить знания с помощью решения ситуативных задач.

4.        Правила поведения в транспорте.

Познакомить детей с правилами поведения в транспорте. Закрепить знания с помощью решения этических задач.

5.        Правила общения с незнакомыми людьми на улице.

Познакомить и закрепить правила общения с незнакомыми людьми на улице. Решение этических задач, рассмотрение жизненных ситуаций.

6.        Правила поведения в природе.

Познакомить детей с правилами поведения в природе: не шуметь, не срывать цветущие растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, беречь животных. Воспитывать  любовь к природе (растениям, птицам, животным) и желание охранять и беречь её.

Творческие задания для самостоятельной работы

  • Нарисуйте в домашнем альбоме знаки светофора. Вспомните их значение.
  • Вспомните и нарисуйте «запрещающие знаки» движения для пешеходов.
  • Вспомните правила поведения в доме. Нарисуйте в домашнем альбоме, что нельзя делать дома без присутствия взрослых людей.
  • Напишите в домашнем альбоме номера телефонов служб безопасности и спасения. Расскажите родителям и близким в каких ситуациях вызывают ту или иную службу безопасности и спасения.
  • Вспомните правила поведения в природе. Нарисуйте в домашнем альбоме, что нельзя делать в лесу, поле, возле реки.

V.        ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Экзамен по «Азбуке вежливости» (игровые ситуации, этические задания и задачи). Выявить знания, умения и навыки детей по пройденному материалу.


тематический план второго года обучения

№ п/п

Наименование тем программы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

В стране непонятных слов

15

3

Моя семья

6

4

Правила поведения в общественных местах

5

5

Введение в школьную жизнь

8

6

Итоговое занятие

1

Итого

36

Содержание программы второго года обучения

I.        ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

«Что такое этикет?».

Что такое культурный человек? Познакомить детей с понятием «этикет», «культурный человек», вспомнить правила вежливости, которые необходимо соблюдать при общении в семье, в общественных местах.

II.        В СТРАНЕ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ (15 ч.)

  1. «Собака и тень».

Усвоить понятия «жадность» и «щедрость». Ответить на вопросы: «Хорошо ли быть жадным? Щедрым? Почему?». Проанализировать  литературные примеры – старуха из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», притчу «Собака и тень».

  1. «Два барана».

Усвоить понятия «упрямство», «упорство», «миролюбие», «воинственность». Проанализировать притчу «Два барана». Тест-шутка, ситуативные задачи.

  1. «Две козы».

Усвоить понятия «находчивость», «самообладание», «взаимовыручка», где и как помогают людям эти качества личности. Решить ситуативные задачи. Проанализировать притча «Две козы».

  1. «Черепаха и заяц».

Уточнить понятия «хвастовство», «самонадеянность», «тщеславие». Прочитать и проанализировать произведения С. Маршака «Где тут Петя? Где Серёжа?», притчу «Черепаха и заяц».

  1. «Волк и козлёнок».

Уточнить понятия «настойчивость», «сообразительность», «самообладание». Рассмотреть литературные примеры девочки Маши из сказки «Маша и медведь» и из басни «Волк и козлёнок».

  1. «Лиса и тигр».

Провести беседу на тему «осторожность» и «осмотрительность». Обсуждение ситуаций из жизни. Проанализировать литературные примеры – беспечность царевны и коварство мачехи в поэме А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», притчу «Лиса и тигр».

  1. «Коза и волк».

Провести беседу на тему «Коварство и хитрость». Необходимо понять эти слова и что за этими словами кроется. Вспомнить или сочинить ситуации о том, что не всегда следует верить словам. Проанализировать притчу «Коза и волк».

  1. «Ворона и кувшин».

Провести беседу с обучающимися о настойчивости и упорстве в достижении своей цели. Прочитать и проанализировать произведения
К.И. Чуковского «Доктор Айболит», притчу «Ворона и кувшин».

  1. «Две лягушки».

Провести беседу с детьми о стойкости и малодушии. Проанализировать литературный пример: стойкость девочки Герды в поисках своего друга из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и рассказ «Две лягушки».

  1. «Муравей и голубка».

Знакомство с понятиями «милосердие», «благодарность, «взаимовыручка». Ответить на вопрос: «Что нужно делать, если кто-то нуждается в помощи?» Проанализировать литературный пример: эпизод из поэмы «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, когда князь Гвидон увидел неравную схватку коршуна с лебедем. Прочитать притчу «Муравей и голубка».

  1. «Лев и лисица».

Познакомить с понятием «зазнайство». Предложить тему для обсуждения: «Вместе, порознь, зазнайство». Проанализировать литературный пример: объединение усилий Чиполлино и его друзей в борьбе с ненавистным сеньором Помидором из сказки Дж. Родари «Чиполлино» и притчу «Лев и лиса».

  1. «Старик и сыновья».

Уточнить понятия «согласие» и «вражда». Рассмотреть эпизод из повести Р. Киплинга «Маугли». Проанализировать притчу «Старик и сыновья».

  1. «Пастух и волки».

Уточнить понятия: «ложь», «обман», «глупая шутка». Рассмотреть литературный персонаж из повести Н.Носова «Незнайка». Ответить на вопросы: «Почему обманывать очень плохо?», «Почему обманывать нельзя?». Проанализировать притчу «Пастух и волки».

  1. «Трудолюбие и лень».

Уточнить понятия «трудолюбие» и «лень». Прочитать и проанализировать и произведения И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и Л. Зубкова «Сказка про лень». Вспомнить пословицы и поговорки про труд и лень.

  1. Итоговое занятие «Мои достоинства и недостатки».

Обобщить полученные знания, вспомнить качества характера человека и дать им анализ. Рассказать о своих достоинствах и критически подойти к своим недостаткам. Прочитать и обсудить сказку «Привычки».

Творческие задания для самостоятельной работы

  • Прочтите литературные произведения:
  • А.С. Пушкина: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане»;
  • К.И. Чуковского «Доктор Айболит»;
  • Р. Киплинга: «Маугли», «Рики-тики-тави»;
  • И.А. Крылова «Басни»;
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • Обсудите с родителями поведение и поступки героев данных произведений (родителям: подведите детей к пониманию основ этического, нравственного поведения к осознанию: «Что такое хорошо и что такое плохо?»)
  • Нарисуйте в домашнем альбоме полюбившихся вам сказочных героев.

III.        МОЯ СЕМЬЯ (6 ч.)

  1. Состав семьи. История моей семьи.

Выяснить состав семьи (младшие, старшие члены семьи), историю своей семьи, родословную. Составить рассказ о своей семье (Сколько человек? Как зовут? Кем и где работают, учатся? Сколько лет?).

  1. Культура взаимоотношений в семье.

Провести беседу «Культура общения в семье». Дать понятия о семейном быте, уюте, порядке. Составить рассказ о своей комнате и о том, чтобы хотелось изменить в ней.

  1. Семейные праздники и традиции.

Ваши семейные праздники и традиции. Познакомить с этапами подготовки и проведения праздника. Выяснить какие детские праздники проводятся в семье. Составить рассказ «Как бы вы хотели отпраздновать свой день рождения?».

  1. Труд и отдых в семье.

Роль труда в жизни человека. Распределение обязанностей в семье. Умеете ли вы отдыхать? Составить рассказ «Как я отдыхаю с семьёй».

  1. Семья, соседи и друзья.

Провести беседу «Культура взаимоотношений с соседями и друзьями». Познакомить с правилами поведения в квартире, подъезде, во дворе.

  1. Итоговое занятие игра-инсценировка «Наша дружная семья».

Обобщить полученные знания. Рассказать о своей семье, об истории своей семьи, традициях, обычаях, праздниках.

Творческие задания для самостоятельной работы

  • В домашнем альбоме вместе с родителями составьте свою родословную.
  • Нарисуйте свой дом, семью, друзей, соседей.
  • Спросите у родителей: Какие праздники семейные и традиционные приняты в семье?

IV.        ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ (5 ч.)

  1. В театре (кино, цирке).

Уточнить поведение воспитанного человека у театральной кассы и общение с кассиром. Освоить предметную ситуацию: билет, его функции, оплата; поведение зрителей до спектакля, во время спектакля, во время антракта, после окончания спектакля. Закрепить знания культурного поведения в театре (кино, цирке) с помощью  театрализованной игры «Кинотеатр».

  1. В поликлинике.

Уточнить речевое поведение воспитанного человека в регистратуре (уметь назвать свой адрес, фамилию, имя); культурное поведение в ожидании своей очереди к врачу и в кабинете врача. Провести беседу о преодолении страха перед осмотром, прививкой и лечением зубов и т.п. Закрепить знания культурного поведения в поликлинике. Игра-инсценировка «У врача».

  1. В кафе.

Закрепить этикетные навыки и речевое поведение за столом. Игра-инсценировка «Мы в кафе».

  1. В парикмахерской.

Уточнить у обучающихся поведение клиента в ожидании стрижки, во время стрижки, в разговоре с мастером. Игра-инсценировка «Парикмахерская».

  1. Итоговое занятие.

Закрепить знания о культуре поведения человека в общественных местах, с помощью решения игровых и ситуативных задач по этикету.

Творческие задания для самостоятельной работы

Посетите с родителями театр, кинотеатр, цирк, кафе. Понаблюдайте, как себя ведут взрослые и дети. Вспомните, как надо себя вести в общественных местах.

V.        ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ (6 ч.)

1.        Знакомство со школой.

Познакомить детей с общими правилами поведения в школе; рассмотреть понятия: «я», «одноклассники», «учитель», «звонок», «перемена». Решаем ситуативные задачи.

2.        Правила общения в школе.

Уточнить отличительные особенности общения у школьников и дошкольников, общение мальчиков и девочек, интонации общения, правила поведения в классе, во время урока, на перемене; формы обращения к взрослым людям. Игра-инсценировка «В школе».

3.        Режим дня школьника.

Познакомить обучающихся с режимом дня школьника, с культурой поведения в школьной столовой. Провести беседу «Здоровье школьника». Решение ситуативных задач.

4.        Внешний вид школьника.

Рассмотреть понятия: «опрятность», «аккуратность», «красота», «мода» для детей в школе. Изучить правила ухода за одеждой. Провести игру «Куда и как одеваться».

5.        Правила школьного этикета.

Изучить правила этикета, которые должны соблюдать ученики. Познакомить с понятиями о норме, такте, вежливости и этикетными  формами несогласия, обсуждения, спора.

6.        Оценка и самооценка.

Дать понятие об оценке, рассмотреть её значение. Отработать умение справедливо оценивать свою работу и работу другого человека, выполняя самостоятельные творческие задания.

7.        Сотрудничество на занятиях и дружба.

Познакомить с понятиями о дружбе, сотрудничестве (взаимоотношениях, взаимодействиях) на уроках. Провести игру-инсценировку «Одноклассник».

  1. Итоговое занятие игра-инсценировка «Я – школьник».

Закрепить знания о правилах поведения в школе, о правилах школьного этикета, о режиме дня школьника.

Творческие задания для самостоятельной работы

  • Посетите с родителями школу, в которую вы пойдете учиться. Изучите подробно устав школы. Познакомьтесь с учителем, побывайте в классе.
  • Начинайте привыкать к режиму жизни школьника.
  • Выберите вместе с родителями себе ранец, с которым вы пойдете в школу. Затем, постепенно, заполните его школьными  принадлежностями (родителям: ребёнок должен выбирать всё сам, то что ему нравиться).

VI.        ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Экзамен «Вежливый человек».

Закрепить знания, полученные в процессе обучения.

В игровой форме провести экзамен.


Список используемой литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: «Литур», 2000.
  3. Васильева-Гангнус. Азбука вежливости. – М.: «Просвещение», 1988.
  4. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: «Педагогика-ПРЕСС», 1998.
  5. Дорофеев Ю.Г. Уроки этики, или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. – М.: «Мозаика-Синтез», 1998.
  6. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости. – М.: «Просвещение», 1995.
  7. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: «Владос», 2000.
  8. Панфилов В.В. Режиссеру праздника – об игре. – М.: ВЦХТ «Я вхожу в мир искусств», 2004.
  9. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.
  10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу. – Ярославль: «Академия Развития «Академия, Ко», 2000.
  11. Экология (познавательная энциклопедия) перевод с английского Яхнина Л., Зайцевой А. – М.: «Кристина и Ко», 1994.

Список рекомендуемой литературы

(для чтения родителями детям)

  1. Андерсен Г.Х. «Дюймовочка», «Снежная королева».
  2. Волков А.М. «Волшебник изумрудного города».
  3. Киплинг Р.К. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тавви».
  4. Крылов И.А. «Басни», «Стрекоза и муравей».
  5. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон».
  6. Милн А. «Вини-Пух и все, все, все».
  7. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
  8. Носов Н. «Незнайка и его друзья», «Телефон».
  9. Осеева В. «Волшебное слово».
  10. Остер Г. «Вредные советы».
  11. Перро Ш. «Кот в сапогах».
  12. Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и другие.
  13. Родари Дж. «Чиполлино».
  14. Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино».
  15. Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена».
  16. Ушинский К.Д. «Рассказы».
  17. Чуковский К.И. «Телефон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Путаница».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...