ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "Нетрадиционные техники рисования в детском саду с детьми дошкольного возраста"
рабочая программа по рисованию
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». Роде.)
«Это правда! Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!» Э. Успенский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Дедовская СОШ№3
ДО корп.3 «Снегирек»
143532, РФ Московская обл. г.о Истра, г. Дедовск,
ул. Осипенко д.1а
тел. 8(498)317-71-44
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
- "Нетрадиционные техники рисования в детском саду с детьми дошкольного возраста"
Подготовила воспитатель:
Данилина Татьяна Николаевна
Дедовск 2022-24
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». Роде.)
«Это правда! Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!» Э. Успенский.
«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен». Психолог Ольга Новикова.
«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном». Дени Дидро.
Данная образовательная технология адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей раннего возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования.
Предложенная образовательная технология является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
В основу моей методической разработки легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, А.В.Никитиной, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой, И.А.Шаляпиной и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Методическая разработка прошла апробацию и в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование – это один из видов аналитика - синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.
Необходимостью систематизировать методику работы с детьми по нетрадиционным художественным техникам, так как возникал вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»
Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью данной образовательной технологии является развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
На основе данной цели определены следующие задачи:
- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- развивать художественно – творческие способности детей;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
- приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ (ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА)
Данная образовательная технология рассчитана для детей раннего возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны взрослых;
- уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
- развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Форма, содержание занятий
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Познание: игры по художественному композиций.
- Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
- Социализация: решение взаимоотношений.
- Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщатб.
- Здоровье: физкультминутки.
- Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
- Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Рассматривание иллюстраций.
- Продуктивная деятельность под музыку.
- игры и упражнения под тексты стихотворений.
- Наблюдение за природой.
- Рассматривание игрушек.
Формы работы с родителями
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И надо использовать любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Проводить для родителей консультации и беседы, выставки детских работ, давать им рекомендации, буклеты, что позволяет детям и родителям увидеть и порадоваться результатам творчества.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.
И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Взаимодействие с родителями:
- Беседы с родителями;
- Консультации для родителей;
- Оформление уголка для родителей по данной теме;
- Выставка (коллективные работы детей);
- Совместная творческая деятельность.
- Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (ватные палочки, печатки с изображением животных, штампы из картофеля, поролон, пробки, и т. д.).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
•способствует снятию детских страхов;
•развивает уверенность в своих силах;
•развивает пространственное мышление;
•учит детей свободно выражать свой замысел;
•побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•учит детей работать с разнообразным материалом;
•развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство
фактурности и объёмности;
•развивает мелкую моторику рук;
•развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
•во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников, можно сделать вывод – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий стало заметно, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию.
В процессе творчества дошкольники научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания –все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно. Результатом проведенной работы, считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы можно увидеть, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данная образовательная технология рассчитана на два года обучения (для детей с1.6 до 3 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включая необходимое оборудование.
Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 1.6-3 лет
Занятия с детьми проводятся в группе. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов на случай, если что-то будет испорчен. Дети рассаживаются за столы свободно.
Курс занятий рассчитан на 4 раза в месяц, 1раз в неделю. Занятия проводятся с целой группой или по подгруппам. Продолжительность занятий: с детьми 1.6-3г — 10 минут. Общее количество занятий в год составляет: 25 занятия.
Особенности организации образовательного процесса: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка .
Непосредственно образовательная деятельность (игра-занятия).
Совместная деятельность со взрослым, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др.)
Нетрадиционные техники
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь персонажу, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
Как сказал В.И. Сухомлинский
«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо
зажечь».
Поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Блок 1 - «Тактильное рисование»:
«Рисование пальчиком»:
ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:
«Оттиск печатками»:
способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Отпечатки листьев»:
способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Тычок жёсткой полусухой кистью»:
способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками- весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Детям в возрасте от 1,6 до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета. Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво и можно придумать что угодно. Например, предлагала нарисовать огонечки на ёлочке, точки на грибочке (мухомор), на божьей коровке.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества.Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная и интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психолого-педагогическая литература
Для проведения теоретических и практических работ по темам разработки используются разнообразные инструменты и материалы.
соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
1. соответствие правилам пожарной безопасности;
средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
Иллюстрации с изображением природы ,цветов,животных и д.т;
игрушки для проведения деятельности;
2.пальчиковые краски, гуашь;
фартуки;
ватныепалочки; тычки на каждого ребенка
печатки из картофеля и моркови;
Печатки из паролона
бумага белая А4
бумага цветная А4;
краски пальчиковые
краски гуашевые
палочки ватные;
сухие листья;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти полужесткие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.
А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда выполняется поставленная цель и решаются поставленные задачи.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта, позволил сделать вывод о положительной динамике роста. Мы убедились, что данное направление работы очень актуально сегодня, дает положительные результаты по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
У родителей сформировались знания о нетрадиционных техниках рисования, повысилась их компетентность. Родители осознали значимость альтернативных техник рисования в развитии творческих способностей детей. Обогатились детско-родительские отношения в совместной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования....
Нетрадиционные техники рисования в детском саду с детьми 2-3 лет.
В данной статье рассмотрены основные техники рисования с детьми 2-3 лет, и роль рисования в развитии дошкольника...
Опыт работы детского сада с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Физическое развитие».
В статье предложен опыт работы детского сада с детьми дошкольного возраста, с особенностями здоровья ( бронхиальная астма, целиакия, различные формы аллергии) по образ...
Виды нетрадиционных техник рисования и их использование с детьми дошкольного возраста
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чащ...
нетрадиционная техника рисования в детском саду с детьми 1 и 2 младшей группы
Рисование методом оттиска "пузырчатой" плёнки...
Групповая консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить педагогов с различными нетрадиционными техниками рисования.Задачи:Приобщить педагогов к нетрадиционному рисованиюВоспитывать любовь к творчеству.Познакомить с нетрадиционными техника...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "Нетрадиционные техники рисования в детском саду с детьми дошкольного возраста"
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ...