Программа дополнительного образования для дошкольников по ИЗО деятельности "Волшебная палитра" (нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебная палитра» предназначена для организации занятий в системе дополнительного образования ГБОУ Школа №1413.
Последнее десятилетия потребность в ищущей и творческой личности значительно возросла. Формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в рисовании, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная палитра» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционных техник.
Основные задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники продуктивной деятельности, способам изображения с использованием различных материалов;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- формировать умение оценивать созданные изображения;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
- обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Адресат программы: программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ЗАЯВЛЕННОГО ВОЗРАСТА
Дети данного возраста совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданным понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Формы обучения и виды занятий по программе: форма обучения групповая.
Вид занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Режим занятий: 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю, 25 – 35 минут.
Объём программы: 56 учебных часов. Начало занятий – 18 сентября, завершение - 27 апреля.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год (7,5 месяцев).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_palitra_.docx | 111.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №1413»
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № __от «___» ______ 20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 1413 _______________/_____________ Приказ № ____ от «__» _______ 20__ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 учебный год (7,5 месяцев -56 часов)
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Гноць Елена Анаотльновна, воспитатель
Москва 2019
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебная палитра» предназначена для организации занятий в системе дополнительного образования ГБОУ Школа №1413.
Последнее десятилетия потребность в ищущей и творческой личности значительно возросла. Формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в рисовании, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная палитра» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
– Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционных техник.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Задачи программы: Образовательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники продуктивной деятельности, способам изображения с использованием различных материалов;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- формировать умение оценивать созданные изображения;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
- обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Адресат программы - программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Характеристика детей заявленного возраста.
Дети данного возраста совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
Возрастные особенности детей, содержание
психолого-педагогической работы
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданным понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Формы обучения и виды занятий по программе. Форма обучения групповая. Вид занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Режим занятий – 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю, 25 – 35 минут.
Объём программы – 56 учебных часов. Начало занятий – 18 сентября, завершение - 27 апреля.
Срок освоения программы – программа рассчитана на 1 учебный год (7,5 месяцев).
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Знакомство. Инструктаж. «Цветной мир». Радугу-дуга. | 1 | 0,2 | 0,8 | Продукт деятельности |
2. | Путешествие с палитрой «Цветной мир» | 8 | 1,6 | 6,4 | Продукт деятельности |
3. | Пейзаж | 10 | 2,0 | 8,0 | Продукт деятельности |
4. | Натюрморт. | 2 | 0,4 | 1,6 | Продукт деятельности |
5. | Растения | 5 | 1 | 4 | Продукт деятельности |
6. | Животные. | 5 | 1 | 4 | Продукт деятельности |
7. | Рыбы | 1 | 0,2 | 0,8 | Продукт деятельности |
8. | Птицы. | 6 | 1,2 | 4,8 | Продукт деятельности |
9. | Насекомые | 2 | 0,4 | 1,6 | Продукт деятельности |
10. | Портрет. | 2 | 0,4 | 1,6 | Продукт деятельности |
11. | Праздники. | 3 | 0,6 | 2,4 | Продукт деятельности |
12. | Витражи | 2 | 0,4 | 1,6 | Продукт деятельности |
13. | Фантазии | 8 | 1,6 | 6,4 | Продукт деятельности |
14. | Заключительное | 1 | - | 1 | Продукт деятельности |
56 | 11 | 45 |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
№ занятия/месяц | Тема занятия/техника/программное содержание |
Занятие №1. Сентябрь | Знакомство. ЦВЕТНОЙ МИР. Радугу-дуга. (рисование-экспериментирование по мокрому) Чтение детям начало Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки», слушание цветных стихов и рассматривание картинок для радуги. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе. |
Занятие №2. Сентябрь | «Цветной мир». Путешествие в Красное Королевство. Ягоды. (рисование пальчиками) Продолжение чтения детям Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Познакомить детей с Красным Королевством и предложить назвать предметы красного цвета. Предложить детям заполнить палитру красным цветом. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №3. Сентябрь | «Цветной мир». Путешествие в Желтое Королевство. Солнышко и цыпленок. Продолжение чтения детям Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Познакомить детей с Жёлтым Королевством и предложить назвать предметы желтого цвета. Предложить детям заполнить палитру желтым цветом. Знакомство с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №4. Сентябрь | «Цветной мир». Путешествие в Синее Королевство. Море. (рисование по мокрому) Продолжение чтения детям Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Познакомить детей с Синим Королевством и предложить назвать предметы синего цвета. Предложить детям заполнить палитру синим цветом. Учить рисовать море без кисточки, придумывать свой способ рисования без кисточки. Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном (кораблики). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №5. Октябрь | «Цветной мир». Путешествие в Зеленое Королевство. Лягушка. Деревья. (рисунки из ладошки) Продолжение чтения детям Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Познакомить детей с Зеленым Королевством и предложить назвать предметы зеленого цвета. Предложить детям поэкспериментировать (смешать синюю и желтую краску, чтобы получилась зелёная), заполнить палитру зелёным цветом. Расширять знания детей о животном мире (о земноводных), о многообразии деревьев. Учить изображать растения и животных с помощью рисунка из ладошки. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №6. Октябрь | «Цветной мир». Путешествие в Оранжевое Королевство. Фрукты. (экспериментирование-оттиски и печатки) Продолжение чтения детям Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Познакомить детей с Оранжевым Королевством и предложить назвать предметы оранжевого цвета. Предложить детям поэкспериментировать (смешать красную и желтую краску, чтобы получилась оранжевую), заполнить палитру оранжевым цветом. Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №7. Октябрь | «Цветной мир». Путешествие в Фиолетовое Королевство. Овощи. (экспериментирование-оттиски и печатки) Продолжение чтения детям Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Познакомить детей с Фиолетовым Королевством и предложить назвать предметы фиолетового цвета. Предложить детям поэкспериментировать (смешать синюю и красную краску, чтобы получилась фиолетовая), заполнить палитру фиолетовым цветом. Продолжать знакомить с техникой печатания штампами, поролоновым тампоном. Закреплять с детьми приём получения отпечатка. Учить рисовать штампами из овощей. Развивать чувство композиции. |
Занятие №8. Октябрь | «Цветной мир». Путешествие в Голубое Королевство. Небо. Любимый пейзаж. Продолжение чтения детям Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Познакомить детей с Голубым Королевством и предложить назвать предметы голубого цвета. Предложить детям заполнить палитру голубым цветом. Предложить детям поэкспериментировать (смешать синюю и белую краску, чтобы получилась голубая), заполнить палитру голубым цветом. Учить детей рисовать нежные весенние цветы, которые появляются из-под снега. Развивать чувство цвета и композиции. |
Занятие №9. Октябрь | «Цветной мир». Как мальчик стал художником. «Цветик-разноцветик». (рисование по мокрому) Чтение детям заключительной части Истории о Мальчике, который хотел стать художником «Цветные ладошки». Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира. |
Занятие №10.Октябрь | ОСЕНЬ. «Пейзаж», «Осень на опушке краски разводила» (техника «печать листьев») Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. |
Занятие №11.Октябрь | «Растения», «Ветка рябины» (рисунки из ладошки и пальчиками) Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. |
Занятие №12.Октябрь | «Пейзаж», «Осень вновь пришла» (рисование методом тычка) Закреплять и расширять представления о приметах осени. Знакомить детей с техникой рисования методом тычка. Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа. |
Занятие №13.Октябрь | «Растения», «Грибы в корзине» (рисунки из ладошки) Продолжать знакомство с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки ладошкой. Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №14. Ноябрь | «Праздники», «Праздничный салют над городом» (методом тычка; проступающий рисунок) Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе; акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное. |
Занятие №15. Ноябрь | «Пейзаж», «Белые лебеди» (рисование методом тычка) Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка. Развивать чувство композиции - дополняя композицию дорисовывая облака, деревья – подбирая цвет. Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц. |
Занятие №16. Ноябрь | «Животные», «Зверушки» (рисование методом тычка) Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета. Закреплять технику рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности. |
Занятие №17. Ноябрь | «Пейзаж», «Осенние мотивы» (раздувание краски) Познакомить с новым способом изображения — раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисований, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. |
Занятие №18. Ноябрь | «Пейзаж», «Пейзаж у озера» (монотипия) Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. |
Занятие №19. Ноябрь | «Животные», «Колоски для мышонка» (рисунки из ладошки) Продолжать знакомство с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки ладошкой. Упражнять в рисовании красками, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №20. Ноябрь | «Рыбы», «Рыбки в аквариуме» (пластилинография) Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям. |
Занятие №21. Декабрь | ЗИМА. «Пейзаж», «Зимние напевы» (набрызги) Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега — «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами. |
Занятие №22. Декабрь | «Фантазии», «Морозный узор» (фотокопия - рисунок свечей) Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество. |
Занятие №23. Декабрь | «Витражи», «Узоры для окошек в избушке Зимушки-Зимы»(техника выполнения витражей) Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка. |
Занятие №24. Декабрь | «Пейзаж», «Зимний лес» (рисование методом тычка) Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. |
Занятие №25. Декабрь | «Птицы», «Пингвины на льдине» (рисование методом тычка) Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов, используя метод тычка. |
Занятие №26. Декабрь | «Птицы», «Снегири на ветках» (рисование методом тычка) Формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Занятие №27. Декабрь | «Праздники», «Дед Мороз» (рисование солью) Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путем введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают непосредственное участие; развивать эмоциональную отзывчивость детей, готовность к взаимопомощи с использованием накопленного личного опыта. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. |
Занятие №28. Декабрь | «Фантазии», «Красивые картинки» (рисование нитками) Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. |
Занятие №29. Январь | «Фантазии», «Музыкальный рисунок» (рисование музыки) Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно. |
Занятие №30. Январь | «Пейзаж», «Полярное сияние» (рисование пастелью) Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушёвки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде «каскадов» многоцветных штрихов. Инициировать изображение арктических животных на основе представления о внешнем виде и способах передвижения в пространстве (в воде и на льду). Развивать восприятие цвета. Воспитывать интерес к явлениям природы. |
Занятие №31. Январь | «Фантазии», «Веселые кляксы» (кляксография) Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. |
Занятие №32. Январь | «Фантазии», «Волшебный карандашик» (каракулеграфия) Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. |
Занятие №33. Январь | «Птицы», «Живые яблочки на ветках» (пейзаж, пластилинография) Расширить представления детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки. |
Занятие №34. Февраль | «Животные», «Верблюд в пустыне» (расчесывание краски) Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приемом рисования — «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака — волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета. |
Занятие №35. Февраль | «Животные», «Черепахи» (рисование методом тычка) Развивать внимание и интерес к животному миру, его многообразию, обогащать словарный запас. Учить рисовать черепах, используя метод тычка. |
Занятие №36. Февраль | ПОДАРКИ. «Фантазии», «Ожившая сказка» (ожившие предметы) Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей. |
Занятие №37. Февраль | «Портрет», «Как мы были маленькими» (рисование с элементами аппликации) Продолжать учить детей создавать выразительные аппликативные образы, сочетая разные способы и приемы изображения. Наглядно показать связь между формой образа и способом ее вырезания. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Показать приёмы оформления вырезанной фигурки дополнительными материалами (фантики, лоскутики, ткани, тесьма,ленточки).Развивать воображение, чувство формы и пропорции. |
Занятие №38. Февраль | «Фантазии», «Рисуем по шаблону» (шаблонография) Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. |
Занятие №39. Февраль | «Портрет», «Веселые портреты» (рисование с элементами бумажной пластики) Учить составлять портрет из отдельных частей (овал-лицо, полоски или комки мятой бумаги – причёска). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз). |
Занятие №40. Февраль | «Натюрморт», «Цветы в кувшине» (рисунки из ладошки) Учить детей рисовать разнообразные цветы, используя способ рисования из ладошки. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. |
Занятие №41 Март | «Натюрморт», «Цветы в подарок» (рисование методом тычка) Учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. |
Занятие №42 Март | ВЕСНА. «Растения», «Душистый снег» (пластилинография) Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание. Развивать мелкую моторику рук. |
Занятие №43 Март | «Фантазии», «Домик с трубой и сказочник-дым» (рисование-фантазирование с элементами аппликации) Учить детей создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно выразительных средств при создании зимней композиции по мотивам литературного произведения (силуэты миниатюрной избушки с трубой на крыше вырезать из бумаги, фантазийные образы из дыма рисовать гуашевыми красками или цветными карандашами). Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов. |
Занятие №44 Март | «Насекомые», «Бабочка» (пластилинография) Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике - рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. |
Занятие №45 Март | «Растения», «Одуванчики» (рисование мятой бумагой) Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования с помощью мятой бумаги и других; развивать чувство композиции. Закреплять умение детей закрашивать листья кончиком кисточки; расширять знания о первых весенних цветах. Обогащать словарный запас, прививать интерес к поэзии. |
Занятие №46 Март | «Птицы», «Жар-птица» (рисование с элементами письма и штриховки) Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно-выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и живописные элементы. Познакомить с приёмами штриховки цветными карандашами. Воспитывать художественный вкус. |
Занятие №47 Март | «Животные», «Колючая сказка» (рисование штрихом) Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов — «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели. |
Занятие №48 Март | «Насекомые», «Бабочка» (монотипия) Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что бабочку можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным образом насекомого. Формировать умение работать с красками. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству. |
Занятие №49 Апрель | «Птицы», «Птица» (рисование из ладошки) Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (птицы). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Занятие №50 Апрель | «Птицы», «Птичьи дома» (рисование сангиной) Воспитание любви к природе, интереса к жизни птиц. Обучение использованию разнообразных приемов работы с графическими материалами (концом, плашмя) в процессе выполнения сюжетного рисунка. |
Занятие №51 Апрель | «Праздники», «Космический пейзаж» (граттаж) Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. |
Занятие №52 Апрель | «Пейзаж», «Березы весной» (рисование методом тычка) Углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память. Учить рисовать пейзаж, используя метод тычка. |
Занятие №53 Апрель | «Пейзаж», «Березка» (батик) Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке. Познакомить детей с техникой рисования — батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. |
Занятие №54 Апрель | «Витражи», «Терема Лета» (техника выполнения витражей) Средствами художественного слова показать детям, как прекрасна природа в летнее время года. Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. |
Занятие №55 Апрель | «Растения», «Черемуха» (рисование методом тычка) Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. |
Занятие №56 Апрель | Итоговое занятие: «Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности «Волшебная палитра» Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях. Способствовать включению познанного ребенком через искусство и ознакомление с окружающим в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения изобразительного творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды. Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству. |
2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 18.09 | среда | Групповая | 1 | Знакомство. «Цветной мир». Радугу-дуга. (рисование- экспериментировае по мокрому) | Кабинет дополнительного образования | Педагогическое наблюдение |
2. | Сентябрь | 23.09 | понедельник | Групповая | 1 | «Цветной мир». Путешествие в Красное Королевство. Ягоды. (рисование пальчиками) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
3. | Сентябрь | 25.09 | среда | Групповая | 1 | «Цветной мир». Путешествие в Желтое Королевство. Солнышко и цыпленок. | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
4. | Сентябрь | 30.09 | понедельник | Групповая | 1 | «Цветной мир». Путешествие в Синее Королевство. Море. (рисование по мокрому) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
5. | Октябрь | 02.10 | среда | Групповая | 1 | «Цветной мир». Путешествие в Зеленое Королевство. Лягушка. Деревья. (рисунки из ладошки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
6. | Октябрь | 07.10 | понедельник | Групповая | 1 | «Цветной мир». Путешествие в Оранжевое Королевство. Фрукты. (экспериментирование-оттиски и печатки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
7. | Октябрь | 09.10 | среда | Групповая | 1 | «Цветной мир». Путешествие в Фиолетовое Королевство. Овощи. (экспериментирование-оттиски и печатки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
8. | Октябрь | 14.10 | понедельник | Групповая | 1 | «Цветной мир». Путешествие в Голубое Королевство. Небо. Любимый пейзаж. | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
9. | Октябрь | 16.10 | среда | Групповая | 1 | «Цветной мир». Как мальчик стал художником. «Цветик-разноцветик». (рисование по мокрому) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
10. | Октябрь | 21.10 | понедельник | Групповая | 1 | «Пейзаж», «Осень на опушке краски разводила» (техника «печать листьев») | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
11. | Октябрь | 23.10 | среда | Групповая | 1 | «Растения», «Ветка рябины» (рисунки из ладошки и пальчиками) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
12. | Октябрь | 28.10 | понедельник | Групповая | 1 | «Пейзаж», «Осень вновь пришла» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
13. | Октябрь | 30.10 | среда | Групповая | 1 | «Пейзаж», «Грибы в корзине» (рисунки из ладошки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
14. | Ноябрь | 06.11 | среда | Групповая | 1 | «Праздники», «Праздничный салют над городом» (методом тычка; проступающий рисунок) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
15. | Ноябрь | 11.11 | понедельник | Групповая | 1 | «Пейзаж», «Белые лебеди» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
16. | Ноябрь | 13.11 | среда | Групповая | 1 | «Животные», «Зверушки» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
17. | Ноябрь | 18.11 | понедельник | Групповая | 1 | «Пейзаж», «Осенние мотивы» (раздувание краски) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
18. | Ноябрь | 20.11 | среда | Групповая | 1 | «Пейзаж», «Пейзаж у озера» (монотипия) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
19. | Ноябрь | 25.11 | понедельник | Групповая | 1 | «Животные», «Колоски для мышонка» (рисунки из ладошки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
20. | Ноябрь | 27.11 | среда | групповая | 1 | «Рыбы», «Рыбки в аквариуме» (пластилинография) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
21. | Декабрь | 02.12 | понедельник | групповая | 1 | «Пейзаж», «Зимние напевы» (набрызги) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
22. | Декабрь | 04.12 | среда | групповая | 1 | «Фантазии», «Морозный узор» (фотокопия- рисунок свечей) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
23. | Декабрь | 09.12 | понедельник | групповая | 1 | «Витражи», «Узоры для окошек в избушке Зимушки-Зимы»(техника выполнения витражей) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
24. | Декабрь | 11.12 | среда | групповая | 1 | «Пейзаж», «Зимний лес» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
25. | Декабрь | 16.12 | понедельник | групповая | 1 | «Птицы», «Пингвины на льдине» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
26. | Декабрь | 18.12 | среда | групповая | 1 | «Птицы», «Снегири на ветках» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
27. | Декабрь | 23.12 | понедельник | групповая | 1 | «Праздники», «Дед Мороз» (рисование солью) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
28. | Декабрь | 25.12 | среда | групповая | 1 | «Фантазии», «Красивые картинки» (рисование нитками) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
29. | Январь | 15.01 | среда | групповая | 1 | «Фантазии», «Музыкальный рисунок» (рисование музыки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
30. | Январь | 20.01 | понедельник | групповая | 1 | «Пейзаж», «Полярное сияние» (рисование пастелью) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
31. | Январь | 22.01 | среда | групповая | 1 | «Фантазии», «Веселые кляксы» (кляксография) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
32. | Январь | 27.01 | понедельник | групповая | 1 | «Фантазии», «Волшебный карандашик» (каракулеграфия) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
33. | Январь | 29.01 | среда | групповая | 1 | «Птицы», «Живые яблочки на ветках» (пейзаж,пластилинографи) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
34. | Февраль | 03.02 | понедельник | групповая | 1 | «Животные», «Верблюд в пустыне» (расчесывание краски) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
35. | Февраль | 05.02 | среда | групповая | 1 | «Животные», «Черепахи» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
36. | Февраль | 10.02 | понедельник | групповая | 1 | «Фантазии», «Ожившая сказка» (ожившие предметы) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
37. | Февраль | 12.02 | среда | групповая | 1 | «Портрет», «Как мы были маленькими» (рисование с элементами аппликации) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
38. | Февраль | 17.02 | понедельник | групповая | 1 | «Фантазии», «Рисуем по шаблону» (шаблонография) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
39. | Февраль | 19.02 | среда | групповая | 1 | «Портрет», «Веселые портреты» (рисование с элементами бумажной пластики) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
40. | Февраль | 26.02. | среда | групповая | 1 | «Натюрморт», «Цветы в кувшине» (рисунки из ладошки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
41. | Март | 02.03 | понедельник | групповая | 1 | «Натюрморт», «Цветы в подарок» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
42. | Март | 04.03 | среда | групповая | 1 | «Растения», «Душистый снег» (пластилинография) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
43. | Март | 11.03 | среда | групповая | 1 | «Фантазии», «Домик с трубой и сказочник-дым» (рисование-фантазирование с элементами аппликации) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
44. | Март | 16.03 | понедельник | групповая | 1 | «Насекомые», «Бабочка» (пластилинография) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
45. | Март | 18.03 | среда | групповая | 1 | «Растения», «Одуванчики» (рисование мятой бумагой) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
46. | Март | 23.03 | понедельник | групповая | 1 | «Птицы», «Жар-птица» (рисование с элементами письма и штриховки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
47. | Март | 25.03 | среда | групповая | 1 | «Животные», «Колючая сказка» (рисование штрихом) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
48. | Март | 30.03 | понедельник | групповая | 1 | «Насекомые», «Бабочка» (монотипия) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
49. | Апрель | 01.04 | среда | групповая | 1 | «Птицы», «Птица» (рисование из ладошки) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
50. | Апрель | 06.04 | понедельник | групповая | 1 | «Птицы», «Птичьи дома» (рисование сангиной) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
51. | Апрель | 08.04 | среда | групповая | 1 | «Праздники», «Космический пейзаж» (граттаж) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
52. | Апрель | 13.04 | понедельник | групповая | 1 | «Пейзаж», «Березы весной» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
53. | Апрель | 15.04 | среда | групповая | 1 | «Пейзаж», «Березка» (батик) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
54. | Апрель | 20.04 | понедельник | групповая | 1 | «Витражи», «Терема Лета» (техника выполнения витражей) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
55. | Апрель | 22.04 | среда | групповая | 1 | «Растения», «Черемуха» (рисование методом тычка) | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
56. | Апрель | 27.04 | понедельник | групповая | 1 | Итоговое занятие: КВН «Волшебная палитра» | Кабинет дополнительного образования | Результат деятельности |
Раздел 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
3.1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
-Развивает уверенность в своих силах.
-Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник.
Реализация программы, поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- аккуратно и экономно использовать материалы;
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В программе «Волшебная палитра» разработаны показатели достижения детьми
планируемых результатов, которые позволяют отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации:
Форма подведения итогов:
- Выставка детских работ.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет кружка - фотоальбом детских работ.
- Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветоведенью.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Формы контроля.
- журнал посещаемости;
- фото
-открытое занятие
-праздничные, тематические занятия, КВН.
Оценочные материалы:
- выставка работ
- контрольные задания
- педагогическое наблюдение
- открытое занятие
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы.
- Групповая комната;
- Музыкальный зал;
- Физкультурный зал;
- Кабинет для хранения дидактических пособий;
- Детские столы и стулья;
- Мольберт;
- Картинки по темам;
- Иллюстрации;
- Репродукции;
- Дидактические игры;
- Компьютер;
- Принтер;
- Магнитофон;
- Мультимедиа-проектор;
- Методическая литература для родителей.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- акварельные краски, гуашь;
- простые карандаши, ластик;
- печатки из различных материалов;
- наборы разнофактурной бумаги;
- восковые и масляные мелки, сангина,уголь, свеча;
- ватные диски и палочки; поролоновые печатки, губки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- фломастеры, маркеры;
- нитки (простые, шерстяные, капроновые); клей; ножницы;
- пластилин восковой мягкий различных цветов;
- пластиковые дощечки;
- стеки пластмассовые;
- салфетки влажные, тканевые, бумажные;
- бросовый материал (обертки от конфет, кусочки ленты и тесмы);
- стаканы для воды, подставки под кисти, кисти;
- место для выставки детских работ;
- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;
- различные игрушки;
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Все используемые в рамках программы методы и приёмы можно разделить на группы:
Методы | ||||
Наглядный | Игровой | Словесный | Практический | Исследовательский |
Приёмы | ||||
рассматривание иллюстраций | дидактические игры | беседа | Рисование: карандашами, гуашью, акварелью, тушью, восковыми мелками, пастелью, сангиной, углём. | проблемные ситуации |
картинки | подвижные игры | объяснение | работа с бумагой | Поиск |
репродукции | заучивание наизусть | работа с пластилином | Эксперимент | |
работа с бросовым материалом | ||||
работа различными инструментами рисования: кисть, рука, | ||||
Упражнения |
Алгоритм учебного занятия
- Вводная часть:
- приветствие;
- сюрпризный момент (приход героя…);
- Основная часть:
- упражнения и игры направленные на развитие познавательных процессов;
- физкультминутка;
- продуктивная деятельность;
- Заключительная часть:
- прощания;
Занятие длится 25-35 минут и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии.-М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010. 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Н.А. Горяева - под ред. Б.М. Неменского ,«Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства», М., «Просвещение», 2011.
5. Федина О.В. Твой первый рисунок: Творческие задания. – М.: «Рольф», 2001.
6. Дубровская Н.В. Рисунки из ладошки: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. 7. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» пластилинография .-М.:Издательство «Скрипторий 2003» , 2006 8.Давыдова Г.Н. «Пластилинография -2» -М.:Издательство «Скрипторий 2003» ,2006 9.Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» - М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2006 10.Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись» М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2007
11.Новацкая М. «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012. 12.Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»- М.: Издательство « Скрипторий 2003»,2006 13.Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2»-М.: Издательство « Скрипторий 2003»,2007
14.Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги – М., Оникс, 2009 г. 15.Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1 16. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. 18. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» Академия развития 2006.
17. Интернет ресурсы: 1) Гурьева Н. В. http://www.kirov.spb.ru/DOU/43/docs/Programma_IZO.pdf Дополнительная образовательная программа «Разноцветный мир» для детей от 3 до 7 лет, 2014. 2) Теплякова А. А. http://ribkazoloto.68edu.ru/wp-content/uploads/2014/09/дополнительная-программа-ВДОХНОВЕНИЕ.pdf Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение» для детей от 4 до 7 лет, 2013. 3) Пунтус Н.Аhttps://infourok.ru/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-izo-dlya-dou-3388150.html Рабочая программа «Фантазеры», возраст детей:4-7 лет, 2018. 4) Толстихина Е. П . https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-doshkolnikov-po-izo-deyatelnosti-raduga-1415910.html. Авторская программа дополнительного образования детей нетрадиционной аппликации, рисования, лепке и ручному труду «Радуга», возраст детей: 3 – 7 лет, 2016. 5) Харцыз Ю.С. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/06/07/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya Программа дополнительного образования детей «Развивай-ка» (нетрадиционное рисование, лепка, аппликация), возраст детей: 3-5 лет, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)
Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...
программа дополнительного образования с дошкольниками
для воспитателей...
Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год
Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...
программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"
Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по нетрадиционному рисованию «Рисовашка»
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...