Рабочая программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Акварелька»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Данная программа дает возможность создавать работы с большой калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает самостоятельные мыслительные операции, а не ожидание помощи от взрослого при сложившейся нетрадиционной задаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvarelka.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 131
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Акварелька»
срок реализации – 9 месяцев
Составитель: воспитатель Коляса З.Е.
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» имеет художественную направленность.
Актуальность программы: данная программа дает возможность создавать работы с большой калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает самостоятельные мыслительные операции, а не ожидание помощи от взрослого при сложившейся нетрадиционной задаче.
Построение содержания программы предусматривает обучение детей рисованию необычными материалами, оригинальными техниками, что педагогически целесообразно, т.к. дает возможность освоения новыми знаниями, путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщений. Это раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, что удивляет своей непредсказуемостью, и подводит к новым открытиям, организует и направляет поисково-художественные действия.
Отличительные особенности программы:
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, именно это является отличительной чертой программы.
Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходимо индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, то есть нужно искать новые способы работы с детьми. Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, это использование нетрадиционных способов рисования.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, позволяют детям быть раскрепощенными, здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Важен сам процесс - в этом и состоит основная идея художественного творчества.
В старшем дошкольном возрасте, дети уже активно пользуется различными материалами и оригинальными способами, что позволяет ощущать незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными техниками помогает ребенку снять напряжение, несет в себе психотерапевтические элементы.
Адресат программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» предназначена для детей в возрасте 6 - 7 лет. Это дети, посещающие МАДОУ ЦРР д/с №131.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется - 18 часов, включая индивидуальные консультации.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор в группу носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей). Рекомендуемый состав группы (не менее 50 % от списочного состава группы) - 12 человек, допустимый - 15 человек. Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 18. Занятия проводятся 1 раза в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах для детей 6 - 7 лет – не более 30 минут.
Педагогической целесообразностью программы является важность организации процесса занятий с детьми таким образом, чтобы сам процесс приносил детям радость. Программа нацелена на общее, гармоничное, психическое, физическое и духовное развитие. Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.
Формы работы:
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- дидактические игры;
- продуктивная деятельность.
2. Цель и задачи Программы
Цель: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций в процессе занятий нетрадиционными видами рисования. Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Показывать, чем отличаются одни произведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений.
• Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
• Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
• Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
• Развивать художественный вкус, творческое воображение, наблюдательность, любознательность, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
• Обогащать у детей сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
• Продолжать развивать у детей образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
• Развивать художественно-творческие и аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
• Продолжать развивать у детей коллективное творчество.
• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
• Развивать и укреплять мелкую моторику пальцев рук.
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность; активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения, используя выразительные средства.
• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками .
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать и поощрять стремление детей сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.
• Воспитывать и поощрять стремление детей делать самостоятельный выбор, помогать другому, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относиться к продуктам его труда.
• Воспитывать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
3. Планируемые результаты освоения Программы
Дети смогут:
- сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;
- плавно и ритмично изображать формообразующие линии;
- изображать предметы по памяти;
- использовать цвет для создания различных образов;
- создавать композиции на листах бумаги разной формы;
- передавать настроение в творческой работе;
- использовать разные приёмы нетрадиционного рисования;
- развёрнуто комментировать свою творческую работу.
Для определения уровня освоения программы:
- диагностические задания (мониторинг в начале и конце года);
- выставки детских работ.
3.1. Виды техник для освоения детьми 6 – 7 лет:
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
К нетрадиционным техникам рисования относят:
• тычок жесткой полусухой кистью,
• рисование пальчиками,
• рисование ладошкой,
• оттиск пробкой,
• оттиск печатками из картофеля,
• обрывание бумаги,
• скатывание бумаги,
• оттиск поролоном,
• оттиск пенопластом,
• оттиск печатками из ластика,
• оттиск смятой бумагой,
• восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
• печать по трафарету,
• монотипия предметная,
• «знакомая форма — новый образ»,
• черно-белый граттаж (грунтованный лист),
• кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой,
• набрызг,
• отпечатки листьев,
• тиснение,
• акварельные мелки,
• тычкование,
• цветной граттаж,
• монотипия пейзажная
Механизм оценивания образовательных результатов:
Дети по программе не оцениваются.
Форма поведения итогов:
Обучающиеся участвуют в различных выставках и соревнованиях муниципального, регионального уровня.
Формой подведения итогов является открытое занятие для родителей, выставки творческих работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема ООД | ООД (кол-во) | Теория | Практика | Всего | |||
Сентябрь | ||||||||
1 | «Осенний натюрморт» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
2 | «Четвероногий друг» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Октябрь | ||||||||
3 | «Вот она какая, осень золотая» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
4 | «Ежик» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Ноябрь | ||||||||
5 | Пейзаж «Отражение в воде» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
6 | «Первый снег» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Декабрь | ||||||||
7 | «Ледяное царство в голубой сказке» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
8 | «Морозный узор» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Январь | ||||||||
9 | «Совы» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
10 | "Белая береза» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Февраль | ||||||||
11 | «Семеновские матрешки» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
12 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Март | ||||||||
13 | "Веточки вербы» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
14 | "Ваза для мамы» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Апрель | ||||||||
15 | «Ранняя весна» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
16 | «Ветка с первыми листьями» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Май | ||||||||
17 | "Сирень» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
18 | "Летите бабочки» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |||
Итого занятий: | 18 | 90 мин. | 450 мин. | 540 мин. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Месяц | № п\п | Тема занятия | Программное содержание | Техника |
Сентябрь | 1 | «Осенний натюрморт» | Учить отражать особенности Изображаемого предмета, используя технику печатанья сухими листьями. Развивать чувство композиции, цвета. Продолжить знакомить детей с жанром – натюрморт. | Печатанье сухими листьями |
2 | «Четвероногий друг» | Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Освоение техники пуантилизм. | Метод тычка | |
Октябрь | 3 | «Вот она какая, осень золотая» | Познакомить детей с новым приемом рисования - кляксография трубочкой. Развивать воображение. | Кляксография трубочкой+ оттиск листьями |
4 | «Ежик» | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Метод тычка | |
Ноябрь | 5 | Пейзаж «Отражение в воде» | Познакомить детей с новым способом - монотипия. Способствовать развитью воображения | Монотипия |
6 | «Первый снег» | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Монотипия, рисование пальчиками | |
Декабрь | 7 | «Ледяное царство в голубой сказке» | Познакомить с новым способом Рисования «набрызг». Учить создавать образ дворца из разных прямоугольников. Развивать воображение, насыщая рисунок деталями. | Набрызг |
8 | «Морозный узор» | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Восковые мелки + акварель | |
Январь | 9 | «Совы» | Формировать у детей обобщенное представление о совах, развивать цветовосприятие, творчество | Тонирование +тычок |
10 | "Белая береза» | Учить отображать особенности березы при рисовании. Совершенствовать умение работать в технике граттаж. | граттаж | |
Февраль | 11 | «Семеновские матрешки» | Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. | Оттиск печатками |
12 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. | Освоение техники рисования – ниткография. | |
Март | 13 | "Веточки вербы» | Закрепить умение самостоятельно рисовать с натуры ветку вербы, прорисовывать ее детали тонкой кистью. | Техника батик |
14 | «Ваза для мамы» | Учить создавать композицию, узор, создавать подарок своими руками. | Рисование ватными палочками | |
Апрель | 15 | «Ранняя весна» | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | Монотипия пейзажная |
16 | «Ветка с первыми листьями» | Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки. | Оттиск печатками | |
Май | 17 | "Сирень» | Тонировать листы бумаги «по сырому», передавая образ сирени. | По - сырому |
18 | «Летите бабочки» | Закрепить представление о симметрии как о средстве выразительного образа. | Предметная монотипия |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Режим работы МАДОУ ЦРР д/с № 131:
В соответствии с Уставом МАДОУ ЦРР д/с №131
5-ти дневная рабочая неделя, с 7 - 00 до 19 - 00, выходные дни - суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.
Праздничные дни:
1. 1-8 января – новогодние каникулы.
2. 23 февраля – День защитника Отечества.
3. 8 марта – Международный женский день.
4. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
5. 9 мая – День Победы.
6. 12 июня – День России.
7. 4 ноября – День народного единства
Начало и окончание учебного года:
начало учебного года – 01.09.2023 г.
окончание учебного года – 31.05. 2024 г.
Продолжительность учебного года: 36 недель.
Сроки проведения каникул:
Каникулы проводятся в период с 31декабря 2023 г. по 08 января 2024 г.
Перечень праздничных мероприятий, традиций для воспитанников:
1. День Знаний – 01.09
2. Осенний праздник - 28.10. – 30.10
3. Новогодний праздник - 31.12. – 08.01.
4. Масленица – по календарю
5. День Защитника Отечества – 20.02 - 22.02
6. 8 Марта - 03.03. – 06.03
7. День Победы - 04.05 - 08.05
8. Выпускной утренник - 26.05 – 31.05
9. Летний праздник – 01.06.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №131, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №131, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №131.
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые: воспитатель, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические обеспечение: ноутбук, проектор, архив видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий.
№ п/п | Комплекты дидактического материала |
1. | Серии картин: Предметы народных промыслов- Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская, загорская, богородская). Предметые быты из бересты (шкатулки, посуда разделочные и т. п.). Роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово) кружева, вышивка и ткачество, роспись, посуды, изделия из теста и т. п. |
2. | Книжная графа- Иллюстрации художников Л. Владимирского, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Л. Токмаковой, Е. и Н. Чарушиных, Т. Юфы и другие. |
3. | Живопись- Натюрморт-А. Головин (Купавкин), М. Кончеловский (Поднос и овощи), П. Кончеловский (Сирень белая и розовая), (Персики), Ф.Толстой (Ветка крыжовника). |
4. | Пейзаж- И. Айвазовский (Волна), (Чёрное море), Ф. Васильев (Мокрый луг), (Болото), Б. Коровин (Зимой), (Мостик). Вполенова (Московский дворик), (Золотая осень), А.Саврасов (Грачи прилетели), В. Серов (Октябрь), (Домотканово), И. Шишкин (Сосновый бор), (Сосны, освешение солнцем). |
5. | Портрет- И. Аргунов (Портрет неизвестной в русском костюме), А. Архипов (Девушка с кувшино,) А. Венецианов (Захарка,) П. Кончеловский (Лизонька), А. Мыльников (Верочка), В. Поленов (Ванька с Окуловой горы.) |
6. | Скульптура- Анималистическая скульптура несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера). Предметы и явления окружающего мира. Освещенность в разные части суток; изменения цвета неба, воды от разных условий (солнечной и пасмурной погоды); радуга, солнечный зайчик. Многообразие и сочетание цветов и оттенков, форм и фигур, пропорциональных и пространственных отношений, размеров, фактур. |
Основное оснащение
1. Листы бумаги разной фактуры и размера.
2. Краски: гуашь, акварель.
3. Восковые мелки.
4. Цветные карандаши и простой карандаш.
5. Кисточки разного размера, жесткая кисть.
6. Баночки для воды, тряпочки.
7.Паралоновые губки.
8.Тычки (сделанные самими).
9 Зубная щетка.
10 Восковая свечи.
11 Трафареты разной формы и на различные темы.
12 Ватные палочки.
13. Контейнеры для краски при рисовании ладошкой или пальчиком.
14 Овощи (картошка, морковь и др. твердые овощи), пробки для работы со штампами.
15 Листы бумаги тонированная в другие цвета.
16 Образцы работ.
17 Соль, манка и другие виды крупы.
18 Природный и бросовый материал.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб: КАРО, 2010.
3. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
6. Лыкова И.А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009
7. Фатеева А. А. "Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007г.
8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитат...
по организации дополнительных образовательных услуг кружка "Математическая игротека"
Перспективный план кружка "Математическая игротека"...
Буклет о дополнительной образовательной услуге кружке "Знайка"
Данный буклет может стать образцом для создания подобных буклетов по другим кружкам ДОУ и школ....
открытое мероприятие по дополнительной образовательной услуге кружка "Маленькие интеллектуалы"
«Путешествие в сказочный лес». Цель: Закрепление элементарных математических представлений через развивающие игры.Задачи.Обучающие задачи:Закрепить умение сравнивать предме...
Рабочая программа кружка "Умелые ручки». Платные дополнительные образовательные услуги
Цель программы–развитие творческих способностей в бумажной пластике, формирование художественных навыков детей в процессе ознакомления и обучения нетрадиционным приемам и техникам работы с...
Программа дополнительной образовательной услуги "Приключения Акварельки в городе красок" для детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Разноцветная Палитра» (нетрадиционные техники рисования)
Рабочая программадополнительной образовательной услуги –кружка «Разноцветная Палитра»(нетрадиционные техники рисования)...