Парциальная образовательная программа "Фантазеры"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Руппель Екатерина Валерьевна

Парциальная бразовательная программа  для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_st_gr_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx55.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ФАНТАЗЕРЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Художественно-эстетическое развитие»

Воспитатель: Руппель Е.В.

МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск»

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Страница

I

Целевой раздел

3

1.1

Актуальность парциальной программы

3

1.2

Цель и задачи парциальной программы

3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программа

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей

4

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

5

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

5

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

5

II

Содержательный раздел

7

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе

7

III

Организационный раздел

12

3.1

Кадровое обеспечение

12

3.2

Материально-технические Программы

12

3.3

Научно-методическое обеспечение Программы

12

3.4

Время и сроки реализации Программы

12

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

12

IV

Список использованной литературы

13

I.Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1Актуальность парциальной образовательной программы

Парциальная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск»  (далее - Программа)  разработана  в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа  определяет  содержание  и  организацию  образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные скомбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие»,  с интеграцией   областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

1.2 Цель и задачи парциальной программы

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
  3. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Систематические занятия, игры, игровые приемы. Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, по 25 минут. Всего 36 занятий. Занятия проводятся со всей группой детей в количестве 14 человек.

В работе используются различные методы и приемы:

Показ образца выполнения последовательности работы, обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Форма работы: тематическая совместная деятельность.

 Во время рисования развивается мелкая моторика, ориентировка на листе, закрепляются основные цвета.

Совместные занятия доставят немало радостных минут.

        Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе: Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы: рисование крупой, печать листьями, манкография, пуантализм, ниткография,  монотипия, штампирование.

1.4 Возрастные характеристики развития детей

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

  Старший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Рисунки приобретают сюжетный характер, достаточно часто встречаются многократно повторяющие сюжеты с небольшими изменениями. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и промежуточные цветовые оттенки

1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки;
  • расширение и обогащение художественного опыта;
  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

1.6  Обоснование выбора содержания парциальной программы

Парциальная программа разработана на основе образовательной программы МДОУ «Детский сад№4 п. Новоорск». Данная программа расширяет задачи образовательной области «продуктивная деятельность» и способствует повышению эффективности реализации образовательной программы.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

1.7  Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы

По итогам учебного года дети должны:

Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукциям картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как ниткогрфия, печать листьями, пуантализм, манография, штампирование, надрызг, монотипия,  рисование пальчиками, крупой, восковыми мелками, пеной для бритья

Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию. Делать фон для своей будущей работы.

 При разработке программы учитывались  принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.

 Основные принципы, заложенные в основу программы:

       1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие

взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

 Способы определения результативности:

Для определения результативности проводятся выставки детских работ, рисунков, конкурсы для родителей.

IIСодержательный раздел

2.1 Тематическое планирование образовательной деятельностив старшей группе

Модуль / Тема

Объем ОД

(в мин)

Способы реализации в специально организованной взрослым  деятельности

Способы реализации в нерегламентированной (свободной самостоятельной)  деятельности

Модуль 1 Сентябрь

1.1

«Прощай лето!»

Цель: познакомить детей с техникой рисования на пищевой пленке.

25 мин

Гуашь основных цветов (красный, жёлтый, синий); салфетки для рук; альбомный лист; натянутая пищевая пленка

Рассматривание альбома «Наше лето»;

Отгадывание загадок о времени года «Лето».

1.2

«Путешествие по радуге»

Цель: Формирование умения дет детей рисовать пальчиками

25 мин

Гуашь разных цветов, альбомный лист, салфетки для рук

Наблюдение за радугой во время прогулки;

Изучение цветов радуги с помощью фраз «Каждый охотник…»

1.3

«Цыпленок»

Цель: познакомить детей с новой техникой рисования рисом

25 мин

Клей, акварельный краски, кисточка, непроливайка, трафарет цыплленка, рис.

П/и: «Цыпллята и курица»,

Рассматривание картинок цыплята с курицей;

Рассматривание последовательности курица-яйцо

1.4

«Осень на опушке краски разводила»

Цель: учить детей отображать рисунок с помощью листьев

25 мин

Сушенный листья, осенняя картина, трафареты деревьев

Рассматривание картин о времени года «Осень»;беседа на тему «Осенние приметы»

Модуль 2 Октябрь

2.1

«Дары осени»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «манкография»

25 мин

Клей, крашеная манка, трафарет овощей и фруктов

Беседа «овощи и фрукты осенью»; д/и: «потрогай назови овощ или фрукт»

2.2

«Осенние листья»

Цель: учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала- песок

25 мин

Песок, клей, альбомный лист, карандаш, изображение листьев

П/и: «Осенний листочки»; Трудовая деятельность на прогулке: сбор листьев для гербария

2.3

«Осенний лес»

Цель: учить детей рисовать осенний лес с помощью пуантилизм

25 мин

 Гуашь красного, желтого и оранжевого цвета, ватные палочки, влажные салфетки, альбомный лист, непроливайки

Наблюдение за листопадом на прогулке; рассматривание альбома об осени

2.4

«Павлин»

Цель: формировать умение детей отображать рисунок с помощью листьев

25 мин

Сушенные листья с различных деревьев, альбомный лист, гуашь разных цветов, непроливайка, влажные салфетки, шаблон тела павлина, иллюстрации с изображением павлина

Рассматривание иллюстраций с изображением павлинов; чтение  познавательной и художественной литературы

Модуль3 Ноябрь

3.1

«Белочка»

Цель: продолжать знакомить детей с новой техникой рисования рисом и акварелью

25 мин

Трафарет белочки, рис, акварельные краски, кисточки, влажные салфетки, изображение белочки

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных

3.2

«Сирень»

Цель: продолжать учить детей рисовать с помощью техники «пуантализм» с добавлением восковых мелков

25 мин

Альбомный лист, гуашь, влажные салфетки, изображение сирени

Рассматривание веточки сирени

3.3

«Цветы в горшочке»

Цель: познакомить с новой нетрадиционной техникой декоративно-прикладного искусства «ниткография»

25 мин

Карандаш простой, нитки, альбомный лист

Рассматривание иллюстраций садовых цветов;

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

3.4

«Клиновый листок»

Цель: учить детей рисованию восковыми мелками по белому листу бумаги.

25 мин

Восковые мелки, альбомный лист, «картинка  с изображением клинового листа»

Рассматривание листьев на деревьях; п/и: «листочки заводные»

    Модуль 4 Декабрь

4.1

«Волшебные узоры»

 Цель: продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой декоративно-прикладного «ниткография»

25 мин

Нитки, картон, иллюстрации с изображением рисунков «ниткография»

Рассматривание иллюстраций

«узоры на ковре»

4.2

«Зимние напевы»

Цель: обучить детей приему «надбрызг» на трафарет

25 мин

Репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист с трафаретом, гуашь, кисть, зубная щетка, влажные салфетки

Наблюдение за зимней природой; чтение и разучивание стихов о зиме; беседа «какого цвета зима?»

4.3

«Снегири»

Цель: развитие эстетических чувств с помощью нетрадиционной техники рисования ладошкой

25 мин

Иллюстрация картин со снегирем, альбомный лист, гуашь, непроливайки, влажные салфетки

Наблюдение за снегирями; физминутка «Снегири»

4.4

«Снежинки»

Цель: Познакомить детей с  нетрадиционным методом рисования «пеной для бритья»

25 мин

Иллюстрация картин снежинки, пена для бритья, карандаш, альбомный лист, салфетки

Рассматривание снежинок;

п/и: волшебные снежинки

    Модуль 5 Январь

5.1

«Зимушка-зима»

Цель: Познакомить с нетрадиционной  техникой рисования «солью»

25 мин

Карандаш простой, клей. Альбомный лист, соль, изображение зимы

Беседа о времени года Зима; рисование красками «зима»

5.2

«В лесу родилась елочка»

Цель: продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой декоративно-прикладного искусства «ниткография»

25 мин

Изображение елки, нитки, карандаш, картонный лист, клей

Разучивание песни «В лесу родилась елочка»; рисование красками «елочка красавица»;

рассматривание хвойных деревьев

5.3

«Барашек»

Цель: познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования  гречкой

25 мин

Трафарет барашка, гречка, клей, кисточка, влажные салфетки, иллюстрация овечек и баранов

беседа о домашних животных,  рассматривание картинок и пейзажей с овечками, просмотр презентации «Домашние животные»,

5.4

«Мишки на севере»

Цель: продолжать обучать детей приему «надбрызг» на трафарет

25 мин

Трафарет с изображением «мишки на севере», щетка зубная, гуашь, влажные салфетки, иллюстрации с изображением «Северный полюс»

Рассматривание иллюстраций «северное сияние», «животные северного полюса»; беседа на тему «Северный полюс и его обитатели», просмотр мультфильма «Умка»

     Модуль 6 Февраль

25 мин

6.1

«Подводный мир»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования мыльными пузырями

Альбомный лист; трафарет рыбок», мыльный пузыри, краски, кисточка, влажные салфетки

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подводного мира; пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

6.2

«Деревья в снегу»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования рисом

25 мин

Альбомный лист,  гуашь коричневого и белого цвета, кисточка, влажные салфетки, рис, клей

Наблюдение за деревьями зимой; рассматривание иллюстраций на тему зима; чтение зимних сказок

6.3

«Веселый снеговик»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной  техникой рисования «солью»

25 мин

Альбомный лист,  гуашь разных  цветов,  клей, соль, иллюстрация снеговика

Наблюдение за зимней природой во время прогулок; чтение и разучивание стихов, частушек о зиме, о снеговиках; лепка  снеговиков на прогулке.

6.4

«Елочки в снегу» (коллективная работа)

Цель: Учить детей создавать рисунок в технике «монотипия» 

25 мин

Ватман,  стекло, иллюстрация зимнего леса, гуашь зеленого и белого цвета, кисточки, влажные салфетки

Рассматривание иллюстраций зимний лес; беседа с детьми о хвойных деревьев; рисование зимнего леса

   Модуль 7 Март

7.1

«Цветы для мамы»

Цель: продолжать обучать детей рисовать с помощью техники «пуантилизм»

25 мин

Иллюстрация «цветы в вазе»,  альбомный лист, трафарет цветы в вазе, ватные палочки, гуашь разного цвета, влажные салфетки

Беседа о празднике «8 марта»; рассматривание иллюстраций  садовых цветов, раскрашивание цветов

7.2

«Грибочки»

Цель: продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования  гречкой

25 мин

Иллюстрация белого гриба,  изображение грибов  на альбомном листе, клей, гречка, кисточка, влажные салфетки

Беседа с детьми «съедобные и несъедобные грибы»;

П/и: «собери грибы»

7.3

«весеннее дерево»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования дном от пластиковой бутылки

25 мин

Иллюстрации весенних деревьев, альбомный лист, трафарет деревьев, бутылка, гуашь красного цвета, влажные салфетки

Рассматривание весенних деревьев на прогулке; рисование весеннего дерева

7.4

Воздушные шарики

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «штмпирование из картофеля»

25 мин

воздушные шары, штампы картофеля , гуашевые краски красного и синего цвета альбомный лист

 Артикуляционная гимнастика «Надуй шарик»;  п/и: «подними шарик без рук»;  экспериментирование «Что в шарике»

 Модуль 8 Апрель

8.1

«Бабочки»

Цель: продолжать учить детей создавать рисунок в технике «монотипия» 

25 мин

2 альбомных листа, гуашь разного цвета, кисточка, стакан с водой, влажные салфетки

Рассматривание иллюстраций «бабочки на полянке»; п/и: «Бабочки и собака»

8.2

Божья коровка

Цель:  продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «штампирование  воздушным шариком»

25 мин

Иллюстрация «божья коровка на полянке»,  альбомный лист, гуашь красного,  черного цвета, воздушный шарик

Рассматривание божьей коровки на прогулке;

Беседа «сколько пятнышек у божьей коровки»

8.3

«Цветик- семицветик»

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «манкография»

25 мин

Изображение «цветика-семицветика»,  альбомный лоист с изображением «цветик-семицветик», крашеная манка, клей, кисточка, влажные салфетки

Чтение сказки «цветик-семицветик»

8.4

«Радуга в небе»

Цель: продолжать знакомить детей с  нетрадиционным методом рисования «пеной для бритья»

25 мин

Альбомный лист с изображением радуги, иллюстрация «радуга в небе», пена для бритья, гуашь цвета радуги, кисточка, влажные салфетки

Разучивание фразы «Каждый охотник желает знать…..»; Наблюдение за радугой на прогулке

   Модуль 9   Май

9. 1

«Праздничный салют»

Цель: продолжать учить детей рисованию восковыми мелками по белому листу бумаги.

25 мин

Иллюстрации «салют дня победы», восковые мелки, альбомный лист

Беседа с детьми «День победы»; рассматривание иллюстраций «день победы, праздничный салют»

9.2

«Вот и лето пришло»

Цель: развитие творческих способностей детей посредством создания рисунка на камне

25 мин

Белые камни, акварельные краски, стаканчик с водой, кисточка, влажные салфетки

Домашнее задание «собери с родителями белые камушки»;

Экспериментирование с камнями

9.3

«Цветы в вазе»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «вилкой»

25 мин

Иллюстрации с изображением «цветы в вазе», альбомный лист, гуашь разного цвета, влажные салфетки,  одноразовая вилка

Рассматривание  садовых цветов, аппликация «цветы в вазе»

9.4

«Золотая рыбка»

Цель: закреплять с  детьми нетрадиционную технику рисования «манкография»

25 мин

Альбомный лист с изображением золотой рыбки, крашеная манка, клей, кисточка, влажные салфетки

Чтение сказки «золотая рыбка»;

п/и: «рыбак и рыбки»

III Организационный раздел

  1. Кадровое обеспечение

       -  воспитатели (проведение бесед, выставок, подготовка фото-отчетов)

  1.  Материально-техническое обеспечение Программы

                 -  Дидактический материал для нетрадиционных техник безопасности

       -  Ноутбук, экран, флеш-карта с презентациями

3.3 Научно-методическое обеспечение программы

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «ФГОС ДО» утверждено Приказом Министерством  образования России от 17 октября 2013г. № 1155

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «МДОУ Детский сад №4 п. Новоорск» Новоорского района Оренбургской области.

3.4 Время и сроки реализации Программы

Реализация Программы происходит в течении одного учебного года, во второй половине дня, один раз в неделю, 30 минут.

3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды

В старшей группе выделено место под центр художественного развития, где расположены:

     -  Столы, мобильный уголок художника, мольберт, магнитная доска, акварель, листы для рисования, восковые мелки и др.

     - Предметы разных народных промыслов – Дымково, Городец, барышни;

               -   Детские книги-раскраски, трафареты, дидактические пособия.

IV Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...