Опыт работы в технике «Правополушарное рисование»
статья по рисованию (старшая группа)
Правополушарное рисование – это метод активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_pravopolusharnoe_risovanie.docx | 843.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ д\с №106
Опыт работы в технике
«Правополушарное рисование»
Подготовила: Шарафутдинова Наталья Анатольевна
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть 6
1.1.Особенности работы головного мозга 6
1.2.Отличия левополушарного рисования от правополушарного рисования 10
1.3.Секрет и техника правополушарного рисования 15
Глава II. Исследовательская часть 20
2.1.Анкетирование детей старшего дошкольного возраста по теме «Правополушарное рисование» 20
Глава III. Практическая часть 21
3.1.Мастер - класс по правополушарному рисованию 21
Вывод 23
Список литературы 24
Приложение 25
Введение
Все большей популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно, используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.
Правополушарное рисование – это метод активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Он подходит людям любого пола и любого возраста (от 3 лет и до бесконечности). Благодаря этой методике открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки, как новичок, так и обучавшийся в классической художественной школе. Правополушарное рисование полезно как школьнику, так и студенту, как менеджеру среднего звена, или домохозяйке, так и директору крупного предприятия – каждый откроет в правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей.
Метод правополушарного рисования позволяет: повысить интерес к учёбе, люди становятся спокойнее, меньше получают стрессы, легче начинают реагировать на трудности и преграды, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир.
Мой интерес в подготовке данного проекта вызван желанием узнать, как за такой короткий период времени можно научиться рисовать?
Тема моей работы: «Правополушарное рисование».
Актуальность: Занятия по правополушарному рисованию позволяют развивать не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Гипотеза: Можно предположить, что и я, не имея способности к рисованию, смогу нарисовать рисунок, используя метод правополушарного рисования.
Цель: Ознакомиться с методикой правополушарного рисования и разработать альбом с детскими рисунками, созданными с помощью данной методики.
Задачи:
1. Изучить особенности работы головного мозга.
2. Выявить отличия левополушарного рисования от правополушарного рисования.
3. Ознакомиться с секретами и техникой правополушарного рисования.
4. Провести анкетирование детей старшего дошкольного возраста гр. «Ромашка» МАДОУ д\с № 106.
5. Экспериментально испробовать данную методику.
6. Разработать альбом.
Предмет исследования: Технология правополушарного рисования.
Объект исследования: Правополушарное рисование.
Методы исследования:
- Теоретический анализ научно-познавательной литературы.
- Изучение и обобщение сведений.
- Анкетирование.
- Беседы
- Практическая работа
Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства в школе, при проведении внеурочной деятельности и викторин, при изготовлении подарка.
Глава I. Теоретическая часть
- . Особенности работы головного мозга
Мозг человека состоит из двух полушарий - правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, но обмен информацией происходит через так называемое мозолистое тело. Каждое полушарие головного мозга регулирует противоположную половину тела. Так за праворукость «отвечает» левое полушарие, а за леворукость – правое полушарие.
Если говорить кратко, то левое полушарие в основном отвечает за анализ и логику, а правое - за образы и интуицию. У каждого человека мозги должны функционировать равномерно, однако так не бывает. Всегда одно из полушарий будет работать более активно, чем второе. Если говорить в общих чертах, то люди делятся на мыслителей, у которых преобладает активность левого «технического» полушария, и художников, у которых во главе мозга стоит правое «гуманитарное» полушарие. Правда, в чистом виде такие типы встречаются крайне редко.
В начале 1960х годов американский нейропсихолог Роджер Сперри изучал работу полушарий головного мозга. Учёный проводил исследования с животными и искал способы помочь пациентам с эпилепсией. Сперри заметил, что при рассечении мозолистого тела в мозге теряется связь между его полушариями. Исследователь сделал вывод, что каждое из них может работать изолированно, как самостоятельный мозг.
Подробнее разберемся, за что отвечает левое полушарие:
- Логическое мышление;
- Анализ всех фактов;
- Языковые способности;
- Контроль речи;
- Способности к чтению и письму;
- Запоминание фактов, дат, имен и написание последних;
- Понимание только буквального смысла слов;
- Обработка информации последовательно, по этапам;
- Распознавание чисел и символов;
- Решение математических задач;
- Контроль за движениями правой половины тела.
Характер левополушарных людей:
Такие люди любят организованность и порядок, они всегда стараются соблюдать все сроки и графики. Легко воспринимают информацию на слух. Руководствуются в своих действиях здравым смыслом, а не порывами души. Недосказанности и абстракции им чужды, во главе угла ставят форму и смысл. Они очень активны и без труда смогут прогнозировать свое будущее. В определенных ситуациях проявляют изобретательность и рассудительность. А также, им присущи оптимизм и бодрость.
Считается, что к левополушарным, относятся ученые, архитекторы, инженеры, программисты, конструкторы. Кстати, людей с доминирующим левым полушарием – всего 30 процентов.
За что отвечает правое полушарие:
- Интуиция;
- Обработка невербальной информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
- Обработка информации не поэтапно, а параллельно;
- Восприятие месторасположения и пространственной ориентации;
- Составление мозаичных картинокголоволомок;
- Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку;
- Понимание метафор;
- Понимание результатов работы чужого воображения;
- Понимание не только буквального смысла того, что слышим или читаем. К примеру, фразу «Он висит у меня на хвосте» поймет правое полушарие;
- Мечты и фантазии;
- Сочинение различных историй;
- Способности к изобразительному искусству;
- Одновременная обработка большого количества разнообразной информации;
- Рассмотрение проблемы в целом, не применяя анализа;
- Распознавание лиц, восприятие совокупности разных черт как единое целое;
- Мистика, вера в чудеса и высшие силы;
- Контролирует движения левой половины тела. Когда вы поднимаете левую руку или ногу, это означает, что команда ее поднять поступила из правого полушария.
Характер правополушарных людей:
Эти люди крайне эмоциональны, способны к сочувствию, состраданию. Близко переживают неудачи. Настроение у них часто неустойчивое: склонны к беспричинному оптимизму и депрессии. Делят все на хорошее и плохое, белое и черное, часто не способны к компромиссам. Эмоции у них берут вверх над разумом.
Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть», не выстраивая длинных логических цепочек. Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт (Вырастая же, мы так мало позволяем себе поиграть, то есть быть готовыми к неожиданным открытиям и увлекательным путешествиям в другие миры). Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью. Особо сильно оно становится задействовано детьми в школьном возрасте. То есть в школе преуспевает тот, кто легче воспринимает логические схемы и находит логические связи.
От рождения правополушарный мыслитель вынужден действовать как левополушарный. Как итог – стрессы, ощущение себя не на своем месте, болезни, депрессии, даже самоубийства.
Проблема современного человека, это потеря интереса к жизни. И вроде бы у этого человека всё хорошо, но, тем не менее, он говорит: «Мне скучно, неинтересно, я ничего не хочу». Наша жизнь станет яркой, интересной, если мы будем заниматься деятельностью, которая увеличит активность работы правого полушария. Работа правого полушария - это же не просто режим работы мозга, это ещё и те навыки, которые остаются с нами на всю жизнь. Ведь, если мы когда-то в детстве освоили правым полушарием наш родной язык, плаванье, катание на велосипеде, то эти навыки с нами навсегда. Все изучали в школе иностранный язык, физику, химию и другие предметы, а сейчас мало людей, кто помнит о них, практически никто. Очень малое количество людей, которые изучали иностранный язык в школе и сейчас могут на нём разговаривать.
Наш двуликий мозг, смотря на один и тот же предмет, может делать разные выводы. Например, тыква – наше левое полушарие делает вывод: оранжевого цвета, растёт на грядке, относится к роду травянистых, а правое полушарие делает вывод: похожа на мячик, карета для золушки, праздник Хэллоуин. Получается, либо ты мыслишь логически, либо срабатывает интуиция? Не совсем так. Наиболее важные открытия в науке, искусстве и других достижений человека совершаются в момент равной работы активности обоих полушарий мозга. Это, например, сны, в которые приходят решения каких то задач. Например, Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу химических элементов, именно во сне. Ряд учёных предполагают, что это и есть работа всего головного мозга, логика с интуитивно - творческим началом. Учёному может помочь совершенно иной вид деятельности. Дмитрий Менделеев, выдающийся химик, довольно много времени уделял изготовлению чемоданов. Это было его хобби.
Современные учёные назвали бы это тренировкой правого полушария, ведь любой вид творчества, рукоделия напрямую связан с правым творческим полушарием. Активность правого полушария даёт нам новые возможности, однако, если оно доминирует, то тип мышления становится хаотичным, не способным на анализ.
Равномерное развитие полушарий головного мозга, это то, что даёт человеку открыть для себя идеальное равновесие. Таким образом, задача стимулировать мозг для решения задач любой важности и сложности – лежит в гармоничном воздействии полушарий. Организм в правом полушарии способен к очень большим нагрузкам, соответственно, он очень быстро восстанавливается.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной связи. Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих детей. За год обучения успеваемость детей повышалась в два раза.
Мы можем самостоятельно тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, регулярно тренировался и в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
1.2. Отличия левополушарного рисования от правополушарного рисования.
Тренировать правое полушарие можно с помощью метода правополушарного рисования.
Что же такое – правополушарное рисование? В чем суть, и чем правополушарное рисование отличается от обычного.
При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы чётко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится. При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов. В результате обычно получается стройный красивый объект.
Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.
Рис. 1
Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных - знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.
Обширные знания, чёткое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.
То есть происходит попытка передать образное и интуитивное посредством логических схем. Но мало кто, из обучающихся на художников, способен самостоятельно без правильного интуитивного руководства опытного наставника, достроить на основе этих логических сценариев то, что было изначально заложено индивидуальностью мастеров. Как итог происходит, возможно, и гениальное, но копирование, так как ещё меньше тех, кто развивает полученные таким путем знания и действительно создает свое, новое, уникальное и неповторимое. Потому что, к сожалению, в мышлении, прошедших «левополушарное» линейное обучение, стоит планка, созданная системой, за которой для них ничего не существует.
Всем не случайно известна картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Её гениальность не в технике, так как технически нарисовать черный квадрат может почти каждый выпускник художественного вуза, к слову сказать, Казимир Малевич так и не поступил в художественное училище, несмотря на пять попыток. Эта работа в своей сути намного сложнее, ее гениальность заложена в простоте выражения бесконечности, которую можно только почувствовать, но не увидеть. Каждый гениальный художник – философ. Кстати, самые дорогие в мире картины русских художников, оценивающиеся в десятки миллионов долларов, были созданы именно благодаря интуитивному прозрению. Потому что только квадрат, нарисованный благодаря правополушарному методу, то есть, открыв себе свой внутренний мир, становится шедевром, подобным квадрату Малевича. Ведь внешний мир только отражение внутреннего, что мы несем в себе — настроение, ограничения или свобода для выражения себя, отношение к жизни — то мы и создаем вокруг себя.
Термин «правополушарное рисование» появился благодаря американскому профессору Бетти Эдвардс. Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за две недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.
Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера. При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать всё, что угодно, без участия педагога. Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано в её замечательной книге «Открой в себе художника», которую она выпустила в 1979 году. Благодаря ученым и их последователям техника правополушарной живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет ежегодно.
Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям.
Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Также на занятиях по правополушарному рисованию приходят родители со своими детьми, семейные пары. Общий интерес, общее дело сближает, появляются новые темы для разговоров. Наблюдая ребенка преимущественно в домашней обстановке, трудно его узнать на самом деле, тем более домашние хлопоты сводят отношения между родителем и ребенком только к обязанностям и заботе о здоровье тела. Именно на общих, наполненных творчеством, занятиях родители могут увидеть индивидуальность своего чада и открыть для себя своего ребенка с новой стороны, удивиться силе его фантазии, понять направление, которое ему ближе, найти общий язык. Потому что весь мир ребенка находится, прежде всего, у него в голове. Взрослые люди, занимаясь правополушарным рисованием, конечно, прежде всего, реализуют свою мечту научиться рисовать, даже если у них абсолютно не было опыта.
Параллельно с этим обретаются новые знакомства, расширяется кругозор. Время, посвященное рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом.
Если мы устали, достаточно просто позаниматься с правополушарным рисованием. Мы забываем про какие - то неприятности, которые произошли на работе или в школе. Достаточно просто взять белую бумагу, набор кисточек и набор красок и начать создавать собственную палитру. Получается не картина, получается ваше впечатление от какой то натуры. Это и есть ключ к подъёму активности правого полушария. После правополушарного рисования ваше состояние изменится, вы будете чувствовать себя намного лучше.
Для чего нужно правополушарное рисование? По мнению основоположницы метода Бетти Эдвардс и преподавателей правополушарного рисования, такой подход помогает:
• справиться со страхами и творческими блоками;
• получать удовольствие от творчества;
• расслабиться;
• перестать критиковать себя и фокусироваться на недостатках своих рисунков;
• развить мелкую моторику и воображение;
• попробовать что то новое, интересно провести время и под другим углом взглянуть на процесс рисования;
• повысить самооценку, поскольку рисование больше не кажется таким уж сложным и человек чувствует себя более уверенно.
- . Секрет и техника правополушарного рисования
Правила рисования
Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал.
Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. В методике правополушарной живописи существует только одна инструкция, которой нужно придерживаться, а логику пока следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и есть отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину сразу с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, а определенные детали рисовать пальцами. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает. Если вы получите от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.
Даже ребенок может справиться с техникой правополушарного рисования. Так в чем же ее секрет? А все дело в…
1.Правильном порядке прорисовки слоев, цветовых пятен и бликов.
2.Отсутствие четких границ, если дело не касается прорисовки контуров.
Как правило, техника правополушарного рисования заключается в следующем:
1. Прорисовка фона – от самых светлых участков к самым темным. Для этого берется широкая плоская кисть и ее мазки повторяют траекторию рассеивания лучей света на всем фоне. Например, по кругу для придания дополнительного объема изображению.
2. Объекты прорисовываются постепенно цветовыми пятнами от светлого к темному. Последним слоем идут световые блики. Кто умеет работать в Photoshop, сразу проведёт аналогию со слоями.
3. Использование разных кистей и разных способов нанесения мазков.
Какие нужны материалы для правополушарного рисования
Если мы говорим о самостоятельной работе дома, то чаще всего необходимо подготовить следующий минимальный набор инструментов для рисования правым полушарием. Это список подойдет и для детского и для взрослого творчества.
Бумагу. Так как иногда создание изображения происходит нетипичными инструментами, пальцами, надо использовать плотные материалы под акварель, холст. Обычно хватает бумаги формата А3, А4;
Кисти. Часто используют круглые кисточки из сибирской белки, щетины. Допустимо использовать синтетические, главное — иметь разнообразие размеров, плотностей;
Гуашь или масло. Материалы удобно смешивать, еще они необычно ложатся. К стандартному набору красок добавляются белила;
Мастихин. Небольшой металлический инструмент используется при масляной живописи. Он удаляет остатки краски прямо с холста, размешивает оттенки. Если пока создание картинок дается ребенку тяжело, мастихин не потребуется;
Палитру. Палитра нужна ради выведения цветов. Набор цветов должен быть небольшим. Художник сам учится чувствовать оттенки, создавать краски необходимых тонов вручную;
Марлю. Марлевая тряпочка устраняет ненужное масло или гуашь, создает необычные объемные текстуры прямо на холсте;
Воду. Стаканчик необходим ради очистки кисти. Если использовать гуашь разных оттенков, придется регулярно его очищать.
Малярный скотч, если вы хотите зафиксировать рамки на листе бумаги и сделать так, чтобы они оставались чистыми в процессе рисования.
Необычные техники в правополушарном рисовании
Безгранична фантазия человека. Люди научились использовать не только кисти для рисования, но и средства домашнего обихода. В ход идут: зубные щётки, ватные палочки, плёнка с пузырями, скомканная фольга и другое.
Все это позволяет достичь максимальной реалистичности в картине. И к тому же такой подход придется по душе детям.
Приёмы, используемые в работе:
1. Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию правого и левого полушарного взаимодействия.
2. Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно и необычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы.
3. Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключается, за работу начинает приниматься правое.
4. Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а всего-навсего пустое место. А пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, чтобы тратить на них время. Вот тогда за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и с огромным удовольствием справляется с поставленной задачей.
5. Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.
6. Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) - включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени.
Упражнения, активизирующие работу правого полушария можно посмотреть в приложении. (Приложение 4)
Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы научиться видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию. Человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни и трудным ситуациям творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен также людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.
Глава II. Исследовательская часть
2.1.Анкетирование учащихся по теме «Правополушарное рисование».
На первом этапе эксперимента мною было проведено индивидуальное тестирование детей старшего дошкольного возраста гр. «Ромашка» на доминирующее полушарие головного мозга. Для этого я использовала тест нейропсихолога Александра Романовича Лурия (Приложение 1, 2).
Все дети распределились на три категории:
1) правополушарные (доминирует правое полушарие) – 29 %;
2) левополушарные (доминирует левое полушарие) – 13 %
3) равнополушарные (левое и правое полушария одинаково развиты) – 58 %.
И получилось, что независимо от того, какой рукой пишет и рисует человек, у него развито то или иное полушарие. То есть у праворукого не всегда доминирует левое полушарие, как это выходило из теории, а у него может доминировать и правое или два полушария равномерно функционируют.
Глава III. Практическая часть
3.1.Мастер-класс по правополушарному рисованию
Я решила выполнить рисунок, используя метод правополушарного рисования.
Правила работы:
• рисунки выполняются в быстром ритме;
• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают салфеткой;
• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.
Создание картины «Подснежники»
Передо мною лист бумаги, он располагается так, чтобы при создании фона можно было свободно выходить за края листа. Левой рукой берём среднюю кисточку, набираем тот цвет, какой хочется, и хаотично ставим пятнышки. Три цвета, выбираются не задумываясь, об их взаимной сочетаемости. Это дело настроения! При смене цвета кисть не промывается, а вытирается салфеткой насухо. Затем переходим к объединению цветов, главное, делать это быстро и не снижать скорость у края листа. Далее берётся большая кисть, её окунаем в белую краску и смело водим ею поверх наших разноцветных мазков. Быстро закрашиваем всё пространство листа, наблюдая, как три цвета преображаются в сотни оттенков. Вот и готов наш фон. Когда фон подсохнет, приступаем к рисованию макового поля. Для этого возьмём среднюю кисть окунём ее в зеленую краску, переворачиваем рисунок вверх ногами и начинаем рисовать траву, затем добавляем на нее светотень. Переворачиваем рисунок. Теперь рисуем маки, берём самую большую кисть, окунаем ее в красный цвет, а кистью меньшего размера набираем черный цвет и основание большой кисти прокрашиваем черным цветом. Прикладываем кисть к поверхности листа и прокручиваем ее, так делаем три раза. Получился цветок мака, теперь на него добавляем оттенки. Можно таким же образом сделать не до конца распустившийся бутон, проведя кистью два раза и совсем закрытый, если только приложить кисть к поверхности листа. Далее подрисовываем стебли, добавляя на них светотень и листья. Можно нарисовать на небе белые облака. Для этого окунаем палец в белую краску и, слегка прикасаясь к поверхности листа, делаем отпечатки, чтобы получились облака. Наша картина готова. (Приложение 3)
Я посетила урок правополушарного рисования в 3 классе. Не смотря на то, что в классе обучаются левополушарные и правополушарные дети, все справились и нарисовали замечательные рисунки.
Так же, используя метод правополушарного рисования, рисовали дети детского сада МАДОУ д\с № 106. Я посетила занятие, которое проводилось в группе «Ромашка».
Многие друзья и члены моей семьи, зажглись этой идеей и захотели сами попробовать методику правополушарного рисования.
Вывод
Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, шокируются тем, как хорошо у них получилось, и начинают признавать, что это был скрытый талант. На самом деле, чтобы научиться рисовать, не обязательно иметь талант. Мы же не обладаем талантом, чтобы, например, научиться кататься на велосипеде. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс.
Метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.
Цель была мною достигнута, задачи выполнены, так как, я выяснила, что это за методика – правополушарного рисования, а также испробовала данную технику и приёмы.
Считаю, данная гипотеза нашла своё подтверждение.
Мое исследование имеет большую практическую значимость, данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства в школе, при проведении внеурочной деятельности и викторин, при изготовлении подарка.
Список литературы
- Бетти Эдвардс « Правополушарное рисование. Открой в себе художника», 2013.
- Ершова, Е. Г., Н. И. Отришко «Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста», 2017.
- Семенович А.В. «Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей». М.: Генезис, 2008.
- Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей». М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Интернет-ресурсы
- Фестиваль педагогических идей. – https://urok.1sept.ru
- https://znanio.ru/media/pravopolusharnoe_risovanie_kak_sposob_optimizats https://сотвори-себя.рф/
- https://des-life.ru/right-brain-drawing-secrets-myths-lessons/
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravopolusharnoe-risovanie
- https://www.kp.ru/guide/pravopolusharnoe-risovanie.html
- https://samopoznanie.ru/schools/pravopolusharnoe_risovanie/
- https://izo-life.ru/levo-i-pravopolusharnoe-risovanie/
Приложение 1
Тест на определение ведущей руки и ведущего глаза А.Р. Лурии
| Замок | Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Зафиксировать результат. | Л П |
| Прицел | Сложите указательные пальцы рук перед открытыми глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Зафиксировать результат. | Л П |
| Поза Наполеона | Скрестить руки на груди перед собой и посмотреть какая рука окажется сверху. Зафиксировать результат. | Л П |
| Аплодисменты | Немного поаплодировать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Зафиксировать результат | Л П |
| Телефон | Вам позвонили. Приложите телефон к уху. Обратить внимание к какому уху приложена трубка. Зафиксировать результат | Л П |
Обработка результатов. По наибольшему количеству баллов «П» или «Л» делается вывод о доминировании одного из полушарий головного мозга.
Приложение 2
Диаграммы
Все дети класса распределились на три категории:
1) правополушарные (доминирует правое полушарие) - 29 %;
2) левополушарные (доминирует левое полушарие) – 13 %
3) равнополушарные (левое и правое полушария одинаково развиты) – 58%
Приложение 3
Создание картины «Подснежники»
Приложение 4
Упражнения, активизирующие работу правого полушария
Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам − правую. Картинку с половинкой вазы кладём на чистый лист бумаги.
Начинаем упражнение: необходимо провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.
Рис. 1
Упражнение «Кверху ногами»
Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.
Рис. 2
Упражнение «Контурное рисование»
Это ещё одно задание на правополушарное рисование. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем надо закрепить бумагу к столу и повернуться боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчёта на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема - либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и движения карандаша. Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.
Упражнение «Видоискатель»
Для нового упражнения придётся сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию. Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.
Упражнение «Зеркальное рисование»
1. Обведение двумя руками.
Рисунок простой, с минимумом деталей (домик ниже). Постороннюю (не относящуюся к рисунку) линию мы проводим намерено. Она помогает малышам на начальном этапе различать правую и левую части рисунка, находить точку для начала рисования. Ребятам постарше можно объяснить, что это особая линия. Если лист бумаги по ней согнуть, то половинки рисунка совпадут.
2. Опора на часть рисунка.
Нарисуйте половину предмета: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка бумажным скотчем. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.
Рис. 3
3. Без опоры на часть рисунка
Свободную работу двумя руками лучше всего начинать с каракулей. Рисование двумя руками начинается от линии симметрии. Обе руки стараются воспроизводить одинаковый, но симметричный вид.
Рис. 4
Существует масса заданий, выполнение которых благоприятно отражается на работе правой половины мозга
Вот наиболее эффективные:
- Работа пальцами. Эти незамысловатые манипуляции очень действенны. Самое простое упражнение − «Колечки». Заключается в поочередном соединении большого пальца одной руки с четырьмя другой (от указательного до мизинца). После освоения выполняется максимально быстро. Руки меняются после каждого цикла.
- Зеркальное рисование. Задача заключается в симметричном изображении цифр, букв или фигур, которые на бумаге будут зеркальными друг другу. Выполняется одновременно двумя руками.
- Разнонаправленные движения конечностей. Такие упражнения очень распространены. Одно из самых простых − одновременное вращение ногой по часовой стрелке, а согнутой в локте одноименной рукой − против часовой стрелки.
- Передвижение с расфокусированным взглядом. Карлос Кастанеда еще утверждал, что оно активизирует альтернативное восприятие реальности, развивает периферическое зрение, также обостряет интуицию и способствует появлению экстрасенсорных способностей.
- Специальное чтение. Для его выполнения разноцветными карандашами, ручками или фломастерами пишутся названия цветов. Чтение выполняется в максимально быстром темпе. Сложность заключается в несоответствии названия цвета и его фактического отображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы « Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»
Пройдя обучение на авторском семинаре И.А.Лыковой «Педагогика искусства и детское творчество», решила, с целью развития творческих способностей дошкольников использовать нетрадиционные техники р...
Рецензия на опыт работы по техникам нетрадиционного рисования
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образован...
"ЮЖНЫЙ ЗАКАТ" (Конспект занятия по рисованию в технике правополушарного рисования)
Цель занятия: Создание условий для освоения приёмов правополушарного рисования.Задачи: Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); ...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное р...
Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2022 уч.г. «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»
Для детей естественно любить рисование красками.Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать...
Конспект ООД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе (комбинированной) группе. Коллективная работа детей в нетрадиционной технике правополушарного рисования «Люблю берёзку русскую».
Цель: создать условия для развития творческого воображения ребенка через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.Задача: сформировать технические навыки рисования, познакомит...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...