Проект на тему: «Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества»
проект по рисованию (младшая группа)
Продолжительность проекта: с сентября по май (долгосрочный).
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители, педагоги.
Возраст детей: 3-4 года.
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество – одна из главных задач дошкольного воспитания. Это определило тему исследования: «Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu.netradocx.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества»
Продолжительность проекта: с сентября по май (долгосрочный).
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители, педагоги.
Возраст детей: 3-4 года.
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество – одна из главных задач дошкольного воспитания. Это определило тему исследования: «Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества».
Цель проекта: Развитие изобразительных умений и расширение диапазона творческих проявлений дошкольников.
Гипотеза: Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком, была развита речь.
Длительность работы: Данная работа проводилась в течение года с детьми 3-4 лет. Работу в течение каждого года я разделила на несколько этапов.
Первый этап - организационно-методический. Начальный период предполагает изучение и анализ психолого-педагогических источников. Были определены методологические и теоретические основы опыта, обнаружена проблема, поставлена цель. На данном этапе опыта я ставила перед собой следующие задачи:
1) определить проявления творчества у детей в изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения;
2) проанализировать данные анкетирования родителей с точки зрения проявления творчества детей дома и мониторинга развития творческих способностей в дошкольном учреждении.
Второй этап - структурно-содержательный. Он заключался в решении задач за счет создания педагогических условий, и предполагал использование нетрадиционных техник рисования, направленных на творческое развитие детей 3-4 лет при организации творческой изобразительной деятельности. На этом этапе проводилось:
I. Создание единого образовательного пространства для работы по изобразительной деятельности, обеспечивающей раскрытие и развитие творческих способностей детей в условиях дошкольного учреждения.
2. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах.
3. Организация и проведение обучающих семинаров с педагогами.
Третий этап - контрольно-аналитический. Заключался в проверке успешности выбранных нами методов работы.
Он предусматривает следующую работу:
1. Отслеживание и анализ результатов работы по целенаправленному выявлению проявления творчества у детей 3-4 лет.
2. Подготовка методических материалов по использованию элементов изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста, оформление материалов опыта.
Предполагаемые результаты проекта:
- у детей вырастет уровень творческого воображения;
- расширится и обогатится словарный запас;
- увеличится интерес к изо деятельности.
Содержание деятельности:
- Изучение программы и методических рекомендаций, парциальной методики.
- Анкетирования родителей с точки зрения проявления творчества детей дома.
- Мониторинг развития творческих способностей в дошкольном учреждении.
- Консультация для педагогов «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности», семинар «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста».
- Знакомство детей с окружающим миром.
- Чтение книг.
- Разнообразные методы и приемы, игры, варьирование обстановки, в которой проводится изо деятельность: дети могут рисовать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человека; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, полукругом, сидя и лежа на ковре. Важно, чтобы организация ООД соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Это предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.
- Образец, который выполняется в присутствии детей, правильное выполнение, а также использование для образца мелкие игрушки, картинки, иллюстрации.
- Программа и методические рекомендации, парциальные методики.
- ООД. Например:
Тема: «Осень, растения, фрукты»
1. «Падают, падают листья»
Учить детей рисовать осенние листочки приёмом ритмичного «примакивания». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к ярким и красивым явлениям природы.
2. «Дождь, дождь».
Продолжать учить детей рисовать приёмом «примакивания», знакомить с синим цветом. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
3. «Сороконожка в магазине»
Учить рисовать сложные по форме изображения на основе волнистой линии, согласовывать пропорции листа бумаги (фона) и задуманного образа, развивать способности к восприятию цвета и формы как основных средств художественной выразительности.
- Уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельного творчества, что помогает развитию интересов и способностей.
Оборудование и материалы продуктивной зоны составляют: различные изо-средства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, ручки, простые карандаши, пластилин, фломастеры; кисточки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, трафареты, бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, картон, обои, салфетки).
Все детские работы просматриваются совместно с детьми и анализируются, даётся положительная оценка детских работ, тем самым, вызывая желание трудиться дальше.
- Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка, которая отражает результаты работы по какому-то направлению (например, в рисовании). Родители просматривают их в конце недели, либо в конце месяца.
Это вызывает эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей.
Малыши могут порадоваться ярким, красочным рисункам, назвать, что они изобразили.
Так же очень важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это помогает родителям больше узнавать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, работают еще старательнее.
- Оформление на стенде «Наше творчество», а также использование рисунков в жизни дошкольного учреждения, в оформлении праздников, игр детей, помещений детского сада, эпизодические выставки детского изобразительного творчества.
- Сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования. Применение доступных для данного возраста нетрадиционных способов рисования.
1. Рисование пальчиками.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование ладошкой.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Оттиск пробкой.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
4. Оттиск печатками картофеля (то же поролоном и пенопластом).
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Применение других вариантов нетрадиционного рисования.
- Проведение ООД для педагогов на тему «Рисуем без кисти»
Вывод: Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Литература.
1. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет / Д.Н. Колдина.- М.: Мозаика- Синтез, 2011.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. -
3. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: «Литера», 2008.
4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка. М.: «Издательство Гном и Д», 2008.
5. Педагогический опыт, опубликованный в интернете.
6. Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки, Волшебные краски. -М: Арукти, 2008.
7. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.
8. Климова, Е.П. "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" / Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007.
9. Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2–3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."
Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...
Презентация:"Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Содержание этой темы предусматривает развитие творческих сенсорных способностей. Формирование художественно-образных представлений и координации зрительно-двигательной системы ребёнка....
Работа по самообразованию на тему: «Развитие личности детей дошкольного возраста через изобразительное творчество».
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возр...
План самообразования на 2020-2021г "«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера,«Вальдорфская педагогика».
Изучением вальдорфской педагогики я начала заниматься недавно, но интересовалась давно. Трудности, безусловно, есть и будут, так как чтобы хорошо знать, представлять и применять тонкости вальдорфской ...
Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №42" Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...
Рабочая программа дополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных тех
Рабочая программадополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий"...