"Нетрадиционные техники рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
В этой работе будет рассмотрена тема «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №459 г. Челябинска»
Нетрадиционные техники рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста
Выполнила: Воспитатель
Фахретдинова Эльвина Вильдановна
Челябинск
Оглавление
Введение
Глава 1. Роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «что такое изобразительные способности»
1.2 Этапы развития изобразительных способностей у детей дошкольного возраста
1.3 Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение использования нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий этап. Выявление уровня изобразительных способностей у детей 1 младшей группы
- Формирующий этап. Формирование нетрадиционных техник рисования
- Оценка эффективности использования нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей 1 младшей группы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В этой работе будет рассмотрена тема «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста».
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Как правило, образовательная деятельность в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития изобразительных способностей.
Актуальность данного исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Практический аспект развития изобразительных способностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку меняются точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.
Теоретической основой данного исследования послужили работы таких авторов, как Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина,А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что эта нетрадиционная техника рисования необходима для развития дошкольника.
Целью данного исследования является изучение использования нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели данного исследования предполагается решение следующих задач:
- раскрыть понятие «что такое изобразительные способности» детей и их особенности по возрастам;
- рассмотреть теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста;
- экспериментально изучить использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста;
- сформулировать рекомендации и выводы.
Объектом исследования данной работы является нетрадиционная техника рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Предметом исследования является использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Гипотеза: использование нетрадиционных техник рисования позволяет расширить круг умений и навыков изобразительной деятельности, т.е. развить изобразительные способности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- изучение теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
- проведение с экспериментальной группой организованной образовательной деятельности по развитию изобразительных способностей с использованием нетрадиционных техник.
Глава 1. Роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста
- Понятие «что такое изобразительные способности»
Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития.
Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный.
В психологии различают понятия общие и специальные способности. Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных способностей.
Каждая способность имеет сложную структуру, зависящую от общих свойств психологии, которые делятся на ведущие, опорные и составляющие фон.
Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.
В структуре изобразительных способностей ее опорными свойствами являются высокая природная зрительная чувствительность, обеспечивающая полноту восприятий, особая умелость руки, которая помогает скорее и лучше овладеть навыком.
Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой.
Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения.
Способности к изобразительной деятельности могут быть развиты у каждого.
- Этапы развития изобразительных способностей у детей дошкольного возраста
Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.
Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.
При этом нельзя не учитывать возраст ребенка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3 - 4-летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление, ещё не достигло нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.
Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку — одно из главных условий успешного воспитания и развития.
Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается тогда, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал: бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи напоминает знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка - цветом, формой, композиционным построением. Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу.
Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Второй рисунок говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла. Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: что ты нарисовал? Какой хороший мячик, нарисуй еще такой же.
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.
Первые изображения предметов в рисунке, очень просты. В них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а, следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.
В старшем возрасте, при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.
В дальнейшем ставится задача — научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей — разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев — молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны.
Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент. Это связано с развитием аналитического мышления.
Иногда дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное отношение к образу. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству.
Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Вначале действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения. Но создать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятия детей еще не развиты.
Профильное изображение связано с поворотом всего корпуса, что является самой сложной изобразительной задачей в проблеме движения. При повороте туловища меняется не только его форма, но и расположение всех остальных частей тела.
В изображении профиля та же трудность. Нужна большая работа по развитию у детей умения видеть эти изменения формы и положения частей тела на живых объектах, чтобы ребенок мог ощутить эти движения на себе самом и сознательно изобразить двигающуюся фигуру. Дети старшего дошкольного возраста уже способны изобразить несложные движения человека. Например, игра в мяч — руки подняты и т. п. Дети шести лет способны уже вполне самостоятельно придать фигуре нужное положение.
Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании — это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения. Понять их условность, в результате которых создается реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребенка сложно.
На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности. Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз». С развитием содержания усложняется и фризовое расположение. Сначала все предметы располагаются в ряд. Каждый из них рисуется отдельно, не заслоняя другие. Дети 4—5 лет любят изображать на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы (двойной фриз). Ребенок 5—6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности,— изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже), далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.
В детских работах встречаются своеобразные «рентгеновские», или «прозрачные», рисунки. Желая изобразить все как можно правдивее и полнее, ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета: все предметы, находящиеся в доме, людей сквозь стены автобуса и т. п.
Изображение предметов в рисунке связано с умением передавать цветовые отношения. Развитие способности передавать цвет начинается с овладения самим цветом независимо от его связи с окраской предмета. Затем с развитием чувства цвета вообще ребенок учится использовать его для раскраски предметов, применяя яркие декоративные сочетания, иногда совпадающие с реальными.
Старшие дошкольники стремятся к реальной окраске с использованием различных оттенков.
Таким образом, мы видим, что развитие изобразительных способностей проходит ряд этапов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой использования нетрадиционных техник в рисовании.
1.3 Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста
Одно из условий развития изобразительных способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться "не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет".
При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе. Таким условием является использование современных техник изобразительного творчества или иными словами нетрадиционных.
Термин нетрадиционный можно рассмотреть как - не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.
А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
1. Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки, линии на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Также в этом возрасте можно использовать технику «оттиск печатками из картофеля, пробкой» и «рисование поролоном». С помощью поролона размазывают и примакивают краску. Используют для передачи фактуры меха животных и раскрашивания фон.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
1. «Тычок» жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2. Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
3. Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
4. Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается неокрашенным.
5. Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
6. Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Также в этом возрасте можно использовать такие техники, как: «рисунки ладошкой», «рисование ватными палочками», «волшебные веревочки».
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
1. Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
2. Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
3. Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
4. Кляксография обычная.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
5. Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
6. Кляксография с ниточкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
7. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
8. Граттаж
Материалы: подготовленная плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет, пустая гелевая ручка без стержня, нож, вязальная спица, пластиковая вилка, зубочистка. Способ получения изображения: рисунок получается путем процарапывания острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью, чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши (гуашь пачкается после высыхания). Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Также в этом возрасте рекомендуется применять такие техники, как: «рисование песком», «рисование мыльными пузырями», «монотипия пейзажная», «пластилинография».
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованными.
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергается сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения, а, следовательно, и развитию изобразительных способностей. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Глава 2. Экспериментальное изучение использования нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста.
После изучения теоретических аспектов использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальная работа по проблеме использования нетрадиционной техники рисования в целях развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста, проводилась на базе МБДОУ «ДС №459 г. Челябинска». В ней приняли участие дети 1 младшей группы.
С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:
1. Провести диагностическую работу по выявлению изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.
2. Апробировать инновационные техники рисования для развития изобразительных способностей детей.
3. Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие изобразительных способностей детей.
4. Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В эксперименте участвовали две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой из которых по пять детей. С экспериментальной группой занималась с применением нетрадиционных техник рисования. В работе с контрольной же группой их не использовали.
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
2.1 Констатирующий этап. Выявление уровня изобразительных способностей у детей 1 младшей группы
Целью констатирующего этапа стало выявление уровня изобразительных способностей у детей 2 – 3 лет.
Задачи констатирующего этапа:
- уточнить содержание и структуру художественно-творческих способностей детей 2-3 лет;
- рассмотреть содержание детского рисунка детей данной группы;
- выявить изобразительную технику, умения и навыки;
- изучить средства выразительности в детских работах.
Дети третьего года жизни только еще начинают осваивать изобразительную деятельность, поэтому сложно говорить о каком–либо уровне развития изобразительных навыков. Исследование уровня освоения детьми изобразительной деятельности проходило в виде наблюдений за детьми во время их занятий рисованием, а так же анализ их работ. Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:
- интерес ребенка к изобразительной деятельности;
- ребенок видит образ в своих рисунках, охотно рассказывает о них;
- ребенок выполняет доступные изобразительные действия;
- различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый цвета;
- называет четыре основных цвета.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов). Ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Ребенок умеет ритмично наносить линии, точки, мазки.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов). Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии, точки, мазки.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов). Ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Для изучения уровня формирования изобразительных способностей использовались следующие методики.
Методика 1. Диагностика уровня интереса у детей к изобразительной деятельности. Цель: выявить у детей желание и интерес заниматься рисованием. Материалы: прямоугольные листы бумаги, гуашь, цветные карандаши.
Методика 2. Диагностика уровня развития умения видеть образы в своих рисунках. Цель: выявить умение детей видеть образ реального предмета в своих рисунках и рассказывать о нём. Материалы: прямоугольные листы бумаги, гуашь.
Методика 3. Диагностика уровня выполнения ребёнком доступных изобразительных действий. Цель: выявить у детей уровень умений и навыков в изображении солнышка красками. Материалы: прямоугольные листы бумаги, гуашь, кисти, стаканчик «непроливайка».
Методика 4. Диагностика уровня умений различать цвета. Цель: выявить у детей уровень умений и навыков рисовать салют разными цветами. Материалы: прямоугольные листы бумаги, гуашь, кисти.
Методика 5. Диагностика уровня рисования цветных огоньков на ёлке. Цель: выявить у детей уровень способностей называния 4-х основных цветов краски. Материалы: прямоугольные листы бумаги, гуашь.
На основе проведенных методик был выявлен результат способностей к рисованию у детей первой младшей группы.
Рис. 1. Таблица «Уровень развития изобразительных способностей у детей контрольной группы»
Имя ребенка Критерии | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Общий балл | Коэффициент | Уровень |
Саша Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 2 | с |
Рома Ч. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 | 1,4 | н |
Аня С. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | 1,4 | н |
Влада М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 2 | с |
Вика О. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 8 | 1,6 | с |
1 – отсутствие, несоответствие
2 –выражено слабо
3 - удачно, присутствует
В процессе констатирующего этапа у ребят данной группы не наблюдалось желание рисовать, работы были неаккуратными. Ребята почти запутались в цветовой гамме, неверно называли цвета. Уровень выполнения изобразительных действий был на недостаточном уровне. Сама изобразительная деятельность вызывала у ребят негатив. Рисунки были слабыми, с небрежным контурным изображением. Данная группа соответствует низкому уровню.
2.2 Формирующий этап. Формирование нетрадиционных техник рисования
После проведения констатирующего эксперимента были намечены задачи второго этапа работы по проблеме использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Для этого были использованы следующие методы: наглядные, словесные, практические, изучение педагогической
документации.
После изучения программ и технологий художественного воспитания младших дошкольников, были сделаны следующие выводы, что программа «Цветные ладошки» И.А.Лыковой в большей степени способствует разностороннему развитию ребёнка в художественно-творческой деятельности. В данной программе предусматривается создание возможности для ребенка почувствовать себя свободным, преодолеть свою неуверенность и страх. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несёт радость, даёт возможность проявить творчество. Основной её задачей является - создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Целью формирующего педагогического эксперимента было использование нетрадиционных техник рисования как средства развития изобразительных способностей младших дошкольников.
Задачи второго этапа:
- продолжить дальнейший поиск оптимальных путей и методов развития изобразительных способностей;
- разработать и апробировать систему НОД, способствующих развитию способности рисования у детей с помощью нетрадиционных техник рисования;
Выбор рисования нетрадиционными техниками нами сделан неслучайно, потому, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Каждый из нетрадиционных методов рисования – это маленькая игра. Любому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, и помогут нам в этом нетрадиционные техники рисования. Содержание формирующего эксперимента наметилось, исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента. В экспериментальной группе пять человек, в основном это дети с высокими способностями.
Реализация содержания системы работы с помощью нетрадиционных техник предусматривала несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап- планирование НОД по изобразительной деятельности с целью развития способностей рисования у детей 1 младшей группы с помощью нетрадиционных техник.
Основной этап - систематизация знаний и представлений о развитии нетрадиционного рисования у детей 1 младшей группы.
Закрепляющий этап - закрепление представлений о развитии способностей рисования у детей 1 младшей группы с помощью нетрадиционных техник.
Для реализации поставленных задач была изучена литература и разработано перспективное планирование с использованием нетрадиционных техник рисования (см. приложение).
Рис. 2. Таблица «Перспективное планирование с использованием нетрадиционной техники рисования для детей 1 младшей группы»
Месяц | Тема | Задачи | Техника | Оборудование |
1. Май | «Кап, кап, кап дождик)» | Формировать интерес и положительное отношение к рисованию, обмакивание пальчика в краску и нанесение отпечатков пальчиками под тучу. Развитие чувства цвета и ритма. | Рисование пальчиками | Гуашь синего цвета, альбомные листы с готовыми тучами, салфетки. |
2. Июнь | «Солнышко» | Познакомить детей с техникой рисования ладошками. Вызвать интерес к теме, процессу и результату изображения. развивать свободу, уверенность движений. Знакомство с желтым цветом, знакомство с формой круг. Коллективная работа дорисовать лучики солнышку отпечатав ладошку около круга. | Рисование ладошками | Альбомные лист А3, гуашь желтого света, доведенная до жидкого состояния, пластиковые лотки, салфетки. |
3. Июль | «Красивые листочки» | Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета. | рисование в технике печатания | Гуашь желтого, красного, зеленого света, листы бумаги, листики, салфетки |
4. Август | «Геометрические фигуры» | Учить детей рисовать с помощью штампа; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Рисование с помощью штампа | Гуашь 3 цветов основного света, деревянные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник) |
5. Сентябрь | «Бабочка» | Развивать у детей навык рисования ватной палочкой, творческие способности, аккуратность. Учить узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), украшать бабочку. Воспитывать у детей интерес к рисованию, желание самостоятельно выбирать цвет краски. | Рисование ватной палочкой (печать) | Гуашь синего, желтого, красного, зеленого цвета, альбомный лист с изображением бабочки на каждого ребенка |
- Оценка эффективности использования нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей 1 младшей группы
Все задания на этом этапе были проведены аналогично констатирующему этапу. Целью контрольного этапа стало выявление изобразительных способностей у детей 1 младшей группы посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи были аналогичны первоначальному этапу.
Для изучения уровня формирования способностей рисования использовались следующие методики:
Методика 1. Диагностика уровня интереса к изобразительной деятельности при использовании нетрадиционных техник рисования. Цель: выявить у детей уровень заинтересованности в изобразительной деятельности. Материалы: гуашь синего цвета, альбомный лист с готовыми тучами, салфетки.
Методика 2. Диагностика уровня развития умения видеть образы в своих рисунках. Цель: выявить у детей уровень умения увидеть живой образ в линиях, штрихах, «следах», оставленных на бумаге, при использовании нетрадиционной техники рисования ладошками. Материалы: альбомные лист А3, гуашь желтого света, доведенная до жидкого состояния, пластиковые лотки, салфетки.
Методика 3. Диагностика уровня рисования листиков. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования листиков, используя нетрадиционный метод «техника печатания». Материалы: гуашь желтого, красного, зеленого света, листы бумаги, листики, салфетки.
Методика 4. Диагностика уровня умений рисования на тему «Геометрические фигуры». Цель: выявить у детей уровень способностей рисования фигур нетрадиционными способами: рисование с помощью штампа. Материалы: Гуашь 3 цветов основного света, деревянные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник).
Методика 5. Диагностика уровня знаний основных цветов. Цель: выявить у детей уровень способностей узнавать и называть основные цвета при рисовании бабочки с помощью нетрадиционной техники– «тычок» ватной палочкой. Материалы: гуашь синего, желтого, красного, зеленого цвета, альбомный лист с изображением бабочки на каждого ребенка.
На основе проведенных методик, был выявлен результат развития изобразительных способностей, посредством использования нетрадиционны техник рисования у детей первой младшей группы.
Рис. 3. Таблица «Уровень развития изобразительных способностей у детей экспериментальной группы»
Имя | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Общий балл | Средний балл | Уровень |
Вика Б. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 12 | 2,4 | в |
Ксюша Б. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 13 | 2,6 | в |
Валера Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 2 | с |
Лера З. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | 1,8 | с |
Марк М. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | 2,8 | в |
Сравнив результаты анализов развития изобразительных способностей в контрольной и экспериментальной группах, можно увидеть, что применение нетрадиционных техник рисования в НОД, дает высокий результат. У детей развит интерес к изобразительной деятельности, они стремятся заниматься ею не только по предложению, но и по собственной инициативе. Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают их; радуются тому, что у них получилось. Лучше осознают связь своих рисунков с окружающим миром. Достаточно смело и уверенно выполняют доступные изобразительные действия: рисуют ритмичные линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна. Начинают выполнять изображения, узнаваемые другими людьми. Различают следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, белый, черный. Называют четыре основных цвета.
Заключение
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Проведя диагностическое обследование выявлено, что несформированные изобразительные способности мешают ребенку выразить в рисунке задуманное. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение к процессу создания изображений и ведет к развитию детской неуверенности, к отказу от занятий рисованием. Именно поэтому педагог должен, начинать эту работу с раннего возраста.
Диагностика также показала, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня изобразительных способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста. Включение в образовательную деятельность необычных средств изображения: ватной палочки, картофельных оттисков, поролона, пробок и многого другого развивает детскую фантазию, стимулирует изобразительное творчество. Использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов увлекает малышей, удивляя их своей непредсказуемостью. Нетрадиционные техники рисования позволяют не только разнообразить изобразительную деятельность детей, но они ещё и очень интересны как игровые манипуляции, а также предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.
В данной работе проанализированы изобразительные особенности детей и их развитие в зависимости от возраста дошкольников, систематизированы основные принципы нетрадиционных техник рисования, изучены основные способы нетрадиционного рисования и возможность их использования в работе ДОУ. А так же проведена опытно-экспериментальная работа по включению нетрадиционных техник рисования в НОД по изобразительной деятельности детей с целью развития их изобразительных способностей.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленная цель была достигнута, а заявленные задачи реализованы. И выдвинутая гипотеза о том, что использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность развития изобразительных способностей подтвердилась.
Практическая значимость заключается в использовании подобранных конспектов НОД в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих способностей в рисовании.
Таким образом, считаем не только возможным, но и необходимым использование нетрадиционных способов рисования педагогами и родителями в работе с дошкольниками всех возрастов, так как они способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление, т.е. оказывают положительное влияние на развитие ребенка в целом.
Список литературы |
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст / А. Лыкова. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА: Творческий центр «Сфера», 2010, 144 с.
- Фатеева А.А.Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие.2010-361с.
- Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Первая младшая группа / авт.-сост. Т.Г.Кобзева (и др.). – Изд.2-е - Волгоград: Учитель, 2011. – 107 с.
- Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учебно - метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2010, 288с.
- Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования
- Казакова Р.Г.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. 2008-264с.
- Погодина С.В.Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центра академия 2011
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. - (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ").
- Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/ О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2008, 272 с.
- Комплексные занятия в первой младшей группе / авт-сост. О. П. Власенко и др. –Волгоград: Учитель, 2012.–262с.
- Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 128 с.
- Иванова Н.С. Ознакомление детей третьего года жизни с различными художественными материалами// Воспитатель ДОУ. – 2010. - №6. – С.91-94.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Размещено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Методическая разработка...
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...
Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….» ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Педагогическая концепция воспитателя....
Нетрадиционное рисование в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. ...
"Система работы с использованием нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
В презентации представлен материал для работы с дошкольниками. Вы познакомитесь с разнообразными техниками нетрадиционного рисования, которые сможете использовать и в своей работе....