ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования
материал (младшая группа)
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки»
с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 городского округа города Райчихинска
Рассмотрено экспертным советом управления образования председатель экспертного совета ______Н.В. Гордиенко протокол № ______ « »__________ 20___ г. | Утверждаю Заведующий МДОАУ д\с №2 Серёжниковой С.А. Приказ № ______ от «___» ____________20______г. Рассмотрено на педагогическом совете №1 от « » ________________20______г.
|
направление: «художественно – эстетическое»
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки»
с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования
Составитель:
Столбовая Юлия Сергеевна
воспитатель
г. Райчихинск
2018 г
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
Цель: создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения предметной среды и воображаемых, сказочных образов.
Задачи:
воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;·
художественно- творческая – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;·
техническая – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Нетрадиционные техники рисования:
Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги. Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисования с использованием трафарета. Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материалы: трафарет, бумага, карандаш.
Способ получения изображения: ребенок обрисовывает трафарет, заштриховывает рисунок, не выходя за его пределы.
Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Пластилинография. Средства выразительности: цвет, фактура.
Материалы: пластилин, плотная бумага (картон)
Способ получения изображения: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
Принципы построения работы:
1.От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2.Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3.Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
4.Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут.
Форма работы: индивидуальная работа и подгрупповая (2-3 ребенка).
ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«Волшебные ладошки»
С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Волшебные краски | Рисование гуашью, смешивание краски. | Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения новых оттенков и цветов Если красный с желтым рядом – Светит солнышко, жара. Апельсины, мандарины нарисует детвора! Если желтая с синей подружатся, Какая новая краска получится? Подружился красный с синим! Получился цвет иной – Баклажана или сливы. Догадались, цвет, какой? Теплые (холодные) краски дружно за руки взялись, Поклонились, улыбнулись, Покружились, разошлись. | ½ альбомного листа на каждого ребёнка, палитра, краски гуашь основных цветов, кисти. |
2 | Мой любимый дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Осенние листья | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. | Лист берёзы, альбомный лист, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов, салфетка |
2 | Божья коровка | Пластилино-графия | Учить детей, надавливать указательным пальцем на заранее разложенные пластилиновые шарики, прикрепляя их к основе. Развивать мелкую моторику пальцев. | .Игрушка божьей коровки. Картинки с изображением божьей коровки. Заготовки б/к по кол-ву детей. Пластилин |
3 | Весёлые мухоморы | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на шляпку гриба. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы с красной шляпкой; мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
4 | Ягоды и яблочки | Пластилино-графия | Учить детей самостоятельно приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики на тарелочке. Закреплять прием – надавливания. Развивать чувства ритма. Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке | Круг из тонированной бумаги, пластилин красного, желтого и фиолетового цвета, салфетки. |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться? | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиком. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик - прямые линии и круглое солнышко. Развивать световосприятие. | Белые листы бумаги, красная, жёлтая, синяя гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка. |
2 | Рябинка | Рисование ватными палочками | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования ватными палочками. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Пол-листа различных цветов, красная гуашь, ватные палочки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. |
3 | Вышла курочка гулять, свежей | Пластилино-графия | Учить детей приему – размазывания, т. е. надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска . Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать желание работать самостоятельно. | Игрушка - курочка. Картинки травки, лета, курочки с цыплят. Пластилин |
4 | Нарисуем воду в аквариуме с рыбками. | Рисование гуашью по восковым мелкам | Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Ёжик | Пластилино-графия | Учить размазывать “ иголочки” на определённом пространстве. Снизу вверх. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина . Развивать мелкую моторику пальцев. | Игрушка, картинки ёжика, заготовки “ёжиков” по кол-ву детей,пластилин |
2 | Мишка | Тычок сухой жесткой кистью в контуре | Знакомить с коричневым цветом, развивать цветовосприятие. Учить получать изображение нетрадиционным способом (тычок сухой жесткой кистью в контуре) . Учить видеть в цветовом пятне реальное изображение. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Заготовка «мишек» по количеству детей, коричневая гуашь, жёсткая кисть |
3 | Пушистая ёлочка | Пластилино-графия | Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения “ хвоинок”. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска . Развивать согласованности в работе обеих рук. | Веточки ели, заготовки контура ели по кол-ву детей, иллюстрации, картинки о лесе, елках, пластилин |
4 | Елочка | Тычок сухой жесткой кистью | Продолжать знакомить с зеленым цветом, развивать цветовосприятие. Учить получать изображение нетрадиционным способом (тычок сухой жесткой кистью) .Учить использовать в работе краски разных цветов. Учить видеть в цветовом пятне реальное изображение. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Заготовка «ёлочек» по количеству детей, зелёная гуашь, жёсткая кисть |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Снег идёт | Рисование ватными палочками | Закреплять навыки рисования красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки |
2 | Весёлый снеговик | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Вырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом. |
3 | Снежком её укутывал, смотри не замерзай. | Пластилино-графия | Учить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу) . Продолжать обучать использовать все пространство работы. Продолжать развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. | Наблюдение на прогулке за снежинками, рассматривание картин, иллюстраций о зиме, незавершённая композиция “Ёлочка” для коллективной работы, пластилин |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Жили у бабуси два весёлых гуся | Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей. |
2 | Звездное небо | Пластилино-графия | Учить детей пластилиновый шарик, размазывать в виде звездочки. Закреплять умение детей отщипывать маленькие комочки пластилина от основного куска пластилина. Развивать чувства ритма и умение располагаться “ звезды” по всей основе. Развивать согласованности в работе обеих рук. | . Заготовка картины ночного неба 2.Иллюстрации, картинки с изображением ночного неба, ночи. пластилин |
3 | Цветочек для папы | Рисование ладошками | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка для папы: на лицевой стороне аппликация, на развороте – место для рисунка, гуашь разного цвета, кисти. |
4 | Салют (коллективная работа) | Пластилино-графия | Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета. Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина . Развивать глазомер, координацию в системе “глаз-рука”. Продолжать учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. | Незавершённая композиция “Салют” для коллективной работы. . Картинки, иллюстрации с праздничным содержанием, салютом пластилин |
Март
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Мимоза для мамы | Рисование ватными палочками | Упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь жёлтая и зелёная в мисочках, кисти. |
2 | Лошадка | Пластилино-графия | Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок. Закреплять умение размазывать в разных направлениях линии. Развивать согласованности в работе обеих рук. | Заготовка незаконченных рисунков по кол-ву детей, внесение игрушки лошадки, иллюстрированный сборник стихотворений «Игрушки» А. Барто, пластилин |
3 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свеча + гуашь | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. | Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками. |
4 | Звёздное небо | Набрызг | Учить получать изображение нетрадиционным способом (набрызг). Продолжать обучать использовать все пространство работы, использовать несколько цветов. | Листы плотной бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Рыбки в аквариуме | Рисование ладошками, пальчиками | Познакомить детей с техникой рисования ладошками, учить дорисовывать композицию: сочетать в одном рисунке несколько приёмов рисования | Тонированные листы бумаги, гуашь красного, коричневого, зелёного цветов |
2 | Арбуз | Пластилино-графия | Учить размазывать “ семечки” на ограниченном пространстве. Сверху вниз. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина . Закрепления названия черного и красного цвета. Координировать движения рук | .Заготовка “кусков” арбузов по кол-ву детей . Рассматривание иллюстрации арбуза пластилин |
3 | Бабочки на весенней полянке | монотипия | Закреплять умение делать кляксы разного цвета на готовом силуэте бабочки, знакомство с новым способом рисования | вырезанные из бумаги бабочки, готовый образец, гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки |
4 | Животные, которых я сам себе придумал | Кляксография. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
Май
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы. | Рисование гуашью, смешивание краски. | Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета. | Лист ватмана, украшенный красивой рамкой, ½ альбомного листа на каждого ребёнка, палитра, белая и синяя краски гуашь, кисти. |
2 | Одуванчики цветы, словно солнышко желты… (коллективная работа) | Пластилино-графия | Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа. Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа. Развивать согласованности в работе обеих рук. Продолжаем учить детей работать | Незавершённая композиция “Одуванчики” для коллективной работы. Внесение букета одуванчиков. Организация выставки работ в приемной. Внесение картинок с изображением цветов. пластилин |
Литература:
1.А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г.
4. И.А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
8.Е.Ю. Кихтева «Рисуют малыши»
9.Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству
изо, лепка, бумажная пластика и т.д....
Мастер класс для родителей детей группы раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
Конспект по проведению мастер класса...
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК» с детьми группы раннего развития
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК»с детьми группы раннего развития...
Реализация программы дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству "Очумелые ручки" (Пластилинография).
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность явл...
Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования «Ласковое солнышко».
Цель: формировать у детей интерес к знаниям о природных явлениях (солнце) через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетиче...
Программа дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству: Тестопластика: «Волшебные ладошки».
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необх...
Конспект НОД в группе раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования (ладошками и пальчиками) «Цветочки»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования (группа раннего возраста)...