Цель: приобщение детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек;
Задачи. Учить: - видеть выразительность формы игрушки; - лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; - декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями;
- выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; - развивать эстетический вкус; - воспитывать интерес к быту и обычаям России; - уточнить представление о специфике дымковской игрушки;
Материалы: - дымковские игрушки; - лошадка-образец; - альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка»; - схема с показом способа лепки; - пластилин; - дощечки; - стеки; - салфетки. План. 1. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. 2. Наглядный показ дымковской игрушки. 3. Чтение стихотворения К. Д. Ушинского «Лошадка». 4. Показ лошадки-образца и схемы способа лепки. 5. Работа детей. 6. Физкультминутка. 7. Декоративное оформление вылепленных лошадок. 8. Составление коллективной композиции «Веселая карусель». Этапы мастер-класса/цель | Деятельность мастера | Предполагаемые ответы фокус-группы | - Организационный
Цель: введение в тему. Беседа. | - Здравствуйте, ребята. Я рада Вас приветствовать.
2. С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров), видно село Дымково. 3. А почему оно так называется?
4.Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»… Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
5. И в наше время в Вятке, которая теперь называется городом Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и другие игрушки. Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе! | 1.Приветствуют воспитателя. 2.Слушают, смотрят на карту.
3. В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано.
4.Рассматривают дымковские игрушки.
5.Слушают и рассматривают презентацию. | II.1. Основная часть. Цель: знакомство с произведением и анализ произведения К.Д. Ушинского «Лошадка»
| 1 Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Но, чтобы игрушка получилась настоящая, послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: 2. «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит». 3. Анализ прочитанного текста: А) Какой конь в данном произведении? Б) Как вы это поняли? В) Почему нужен был именно такой конь?
4. Словарная работа Какие слова были непонятны вам? Я сейчас еще раз читаю, а вы хлопайте в ладоши в том месте, когда услышите незнакомое для вас слово. | 1. Вызван интерес к работе.
2. Слушают рассказ К.Д. Ушинского «Лошадка».
3. А) Резвый, быстрый. Б) Он ушами шевелит, подергивает; хвост трубой; В) Конь отправился в далекий путь. 4. Дети слушают, хлопают в ладоши, рассматривают детали, которые воспитатель показывает на слайде презентации | II.2.Основная часть. Лепка лошадки из пластилина. | 1. Каким способом ее лучше слепить? 2. Слепим так, как это делают настоящие умельцы. Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами. | 1. Дети предлагают. 2. Наблюдают за работой воспитателя, повторяют указания – лепят коня, подсматривая на схему. | II.3.Основная часть. Физминутка | А теперь немного отдохнем. Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик. Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя. Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли. Раз-два, раз-два, заниматься нам пора! | Дети вместе с воспитателем отдыхают, делают физминутку.
| III. Заключительная часть. Рефлексия | 1. Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем». Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву; копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; скатать разноцветные шарики, сплющить и украсить ими лошадку. 2. Все вылепленные поделки размещаются на демонстрационную полочку. 3. Ребята оценивают работы друг друга, говорят комплименты. 4. В дальнейшем работы рассматривают родители, забирая своих детей домой. Все работы размещаются в коллективную композицию «Веселая карусель».
| 1. Дети дорабатывают свои лошадки.
2. Размещают свои работы на полочку.
3. Рассматривают работы друзей, высказываются. |
|