Конспект открытого занятия по лепке из глины на тему "Нарядные лошадки по мотивам Дымковской игрушки".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Кочадзе Ирина Владимировна

Прибщение детей к исконно русскому промыслу- изготовлелию игрушек, развитие эстетического вкуса, развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_lepke_iz_gliny_loshadka.docx9.19 КБ

Предварительный просмотр:

      ГБОУ СОШ № 1996  СП «Пчелка»

                               Конспект

    Открытого занятия по лепке из глины

На тему «Нарядные лошадки по мотивам

дымковской игрушки»

            ( для детей старшей группы)

                                                                                                           

         

 

                                                          Кочадзе И.В.

                                                          Воспитатель

                           Москва

                             2014 г.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделии; учить видеть выразительность формы игрушки; учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом вытягивания глины от общего куска; учить декоративному  оформлению  вылепленных лошадок: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Развивающие задачи:

Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек; развивать эстетический вкус; развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Материал: дымковские игрушки,  лошадка-образец,  альбом для детского творчества И. А.  Лыковой «Дымковская игрушка»,  схема с показом способа лепки; глина, доски для лепки, стеки, вода в стаканчике, салфетки.

План.

Первый этап занятия:

1. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. Презентация.

2. Чтение стихотворения К. Д. Ушинского «Лошадка».

3. Показ лошадки-образца и схемы способа лепки.

4. Работа детей с глиной.

5. Физкультминутка.

6. Окончательный этап лепки.

7. Сушка готовых изделий (неделя)

Второй этап занятия через неделю:

8. Декоративное оформление вылепленных лошадок.

9. Составление коллективной композиции «Веселая карусель».

Ход первого этапа  занятия:

- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

В ходе занятия появляется Скоморох с коробом в котором находятся глиняные игрушки,  вылепленные и расписанные  в разной технике.

Скоморох: « Здравствуйте добрые люди! Я хожу по свету ,продаю игрушки…А куда это я попал?»

Ответы детей: ( в детский сад).

Скоморох: « А что вы здесь делаете?»

Дети: « Лепим дымковскую игрушку-лошадку».

Скоморох: « Ребята, а вы знаете,  чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?»

Ответы детей.

Скоморох: « Ребятушки, помогите мне, выберите дымковские игрушки из моего короба ».

Дети выполняют просьбу Скомороха.

Скоморох: « Да, мало у меня осталось дымковских игрушек. А вы мне сможете помочь, вылепить еще игрушки? Я на обратном пути к вам зайду и посмотрю на ваше творчество.»

Дети обещают Скомороху помочь.

Скоморох уходит.

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку—лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

-- Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой- ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

-А теперь немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.

Раз- сюда, два- туда, повернись вокруг себя.

Раз- присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка. Дети оформляют  вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой. Рассматривают  со всех сторон и сглаживают. Гриву и хвост слегка оттягивают и прищипывают. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.

Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и выставить на поднос для сушки на неделю.

Материал для второго этапа занятия:

Баночки со смесью молока и мела, кисти, краски Гуашь разных цветов, баночки с чистой водой , салфетки.

Ход второго этапа занятия:

-Ребята, сегодня мы с вами будем украшать наших лошадок. Но для этого нам сначала нужно покрыть их грунтом, который состоит из мела и молока.

Дети выполняют действия под руководством воспитателя.

Отставив на некоторое время лошадок в сторону, дети выходят водить хоровод под хороводную песню « Во поле береза стояла».

Воспитатель напоминает детям узоры дымковской росписи: кружочки, прямые и волнистые  полоски,  клеточки,  пятнышки, точки.

Подсохшую фигурку лошадки начинаем расписывать в дымковском стиле, используя малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие краски – пестро и весело, как в хороводе! По ходу занятия воспитатель  помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

По окончании работы все игрушки выставляются на обозрение детей на красивое большое блюдо, изображая карусель.

В группу вновь приходит Скоморох.

Скоморох: « Ох, долго я бродил по свету, все игрушки продал и вот вновь к вам ребята пришел. Сдержал свое обещание навестить вас, посмотреть какие вы умельцы».

Дети вместе со Скоморохом рассматривают лепные игрушки. Скоморох хвалит детей и угощает их сладостями.

После окрашивания воспитатель покрывает фигурки фиксативом, чтобы краска лучше держалась на изделии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по лепке из глины в старшей группе "Дымковская лошадка"

Лепка из глины - это "танец пальцев", который обладает какой-то таинственной энергией. Создавая игрушки из глины, видя результат своего труда, у детей "просыпаются" творческие способности и желание жи...

План-конспект занятия по художественно - эстетическому искусству (лепка из глины в подготовительной группе) по теме: «Дымковская игрушка».

Задачи:- познакомить детей с дымковской игрушкой (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись;- развивать эстетические ч...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

Конспект занятия по лепке из глины в подготовительной к школе группе. "Дымковская игрушка - лошадка".

           Конспект занятия по лепке  из глины в подготовительной к школе группе. "Дымковская игрушка - лошадка".       ...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

Цель: декоративная роспись и конструирование из бумаги дымковского индюкаЗадачи:Образовательные: закреплять знания детей о дымковской росписи, её элементах и колорите; побуждать использовать...

Конспект ООД Лепка " Лошадка по мотивам- дымковской игрушки"

Лепка " Лошадка" по мотивам дымковской игрушки...