Конспект открытого занятия по лепке из глины на тему "Нарядные лошадки по мотивам Дымковской игрушки".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Прибщение детей к исконно русскому промыслу- изготовлелию игрушек, развитие эстетического вкуса, развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_lepke_iz_gliny_loshadka.docx | 9.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1996 СП «Пчелка»
Конспект
Открытого занятия по лепке из глины
На тему «Нарядные лошадки по мотивам
дымковской игрушки»
( для детей старшей группы)
Кочадзе И.В.
Воспитатель
Москва
2014 г.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделии; учить видеть выразительность формы игрушки; учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом вытягивания глины от общего куска; учить декоративному оформлению вылепленных лошадок: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Развивающие задачи:
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек; развивать эстетический вкус; развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Материал: дымковские игрушки, лошадка-образец, альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; глина, доски для лепки, стеки, вода в стаканчике, салфетки.
План.
Первый этап занятия:
1. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. Презентация.
2. Чтение стихотворения К. Д. Ушинского «Лошадка».
3. Показ лошадки-образца и схемы способа лепки.
4. Работа детей с глиной.
5. Физкультминутка.
6. Окончательный этап лепки.
7. Сушка готовых изделий (неделя)
Второй этап занятия через неделю:
8. Декоративное оформление вылепленных лошадок.
9. Составление коллективной композиции «Веселая карусель».
Ход первого этапа занятия:
- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».
В ходе занятия появляется Скоморох с коробом в котором находятся глиняные игрушки, вылепленные и расписанные в разной технике.
Скоморох: « Здравствуйте добрые люди! Я хожу по свету ,продаю игрушки…А куда это я попал?»
Ответы детей: ( в детский сад).
Скоморох: « А что вы здесь делаете?»
Дети: « Лепим дымковскую игрушку-лошадку».
Скоморох: « Ребята, а вы знаете, чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?»
Ответы детей.
Скоморох: « Ребятушки, помогите мне, выберите дымковские игрушки из моего короба ».
Дети выполняют просьбу Скомороха.
Скоморох: « Да, мало у меня осталось дымковских игрушек. А вы мне сможете помочь, вылепить еще игрушки? Я на обратном пути к вам зайду и посмотрю на ваше творчество.»
Дети обещают Скомороху помочь.
Скоморох уходит.
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку—лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.
-- Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой- ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.
Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.
-А теперь немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.
Раз- сюда, два- туда, повернись вокруг себя.
Раз- присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка. Дети оформляют вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой. Рассматривают со всех сторон и сглаживают. Гриву и хвост слегка оттягивают и прищипывают. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.
Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и выставить на поднос для сушки на неделю.
Материал для второго этапа занятия:
Баночки со смесью молока и мела, кисти, краски Гуашь разных цветов, баночки с чистой водой , салфетки.
Ход второго этапа занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами будем украшать наших лошадок. Но для этого нам сначала нужно покрыть их грунтом, который состоит из мела и молока.
Дети выполняют действия под руководством воспитателя.
Отставив на некоторое время лошадок в сторону, дети выходят водить хоровод под хороводную песню « Во поле береза стояла».
Воспитатель напоминает детям узоры дымковской росписи: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки.
Подсохшую фигурку лошадки начинаем расписывать в дымковском стиле, используя малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие краски – пестро и весело, как в хороводе! По ходу занятия воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.
По окончании работы все игрушки выставляются на обозрение детей на красивое большое блюдо, изображая карусель.
В группу вновь приходит Скоморох.
Скоморох: « Ох, долго я бродил по свету, все игрушки продал и вот вновь к вам ребята пришел. Сдержал свое обещание навестить вас, посмотреть какие вы умельцы».
Дети вместе со Скоморохом рассматривают лепные игрушки. Скоморох хвалит детей и угощает их сладостями.
После окрашивания воспитатель покрывает фигурки фиксативом, чтобы краска лучше держалась на изделии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по лепке из глины в старшей группе "Дымковская лошадка"
Лепка из глины - это "танец пальцев", который обладает какой-то таинственной энергией. Создавая игрушки из глины, видя результат своего труда, у детей "просыпаются" творческие способности и желание жи...
План-конспект занятия по художественно - эстетическому искусству (лепка из глины в подготовительной группе) по теме: «Дымковская игрушка».
Задачи:- познакомить детей с дымковской игрушкой (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись;- развивать эстетические ч...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...
Конспект занятия по лепке из глины в подготовительной к школе группе. "Дымковская игрушка - лошадка".
Конспект занятия по лепке из глины в подготовительной к школе группе. "Дымковская игрушка - лошадка". ...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»
Цель: декоративная роспись и конструирование из бумаги дымковского индюкаЗадачи:Образовательные: закреплять знания детей о дымковской росписи, её элементах и колорите; побуждать использовать...
Конспект ООД Лепка " Лошадка по мотивам- дымковской игрушки"
Лепка " Лошадка" по мотивам дымковской игрушки...
НОД по художественно-эстетическому развитию .Нарядные лошадки (по мотивам Дымковской игрушки)
Конспект занятия по изобразительной деятельности...