«Применение технологии правополушарного рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Старкова Наталия Вадимовна

В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит, перед нами глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили.… Поздно учли…
Нет, не рождаются трудные дети!!
Просто им вовремя не помогли

Дошкольное образование – это система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога, семьи и ребенка. Особенно в группах, где воспитываются дети с ОВЗ - группы комбинированной направленности по признаку нарушение речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение технологии правополушарного рисования

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».

Старкова Наталия Вадимовна,

воспитатель детского сада № 18 «Теремок» ЯМР

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»

Сократ.

В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит, перед нами глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили.… Поздно учли…
Нет, не рождаются трудные дети!!
Просто им вовремя не помогли

Дошкольное образование – это система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога, семьи и ребенка. Особенно в группах, где воспитываются дети с ОВЗ - группы комбинированной направленности по признаку нарушение речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителя.

Не стоит забывать о том, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют. Следует учитывать и тот факт, что у детей с ОВЗ сочетание нарушений речевого и некоторых особенностей познавательного развития препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и сверстниками.

Следовательно, преодоление вышеперечисленных трудностей обучения детей с ОВЗ на базе общеобразовательной организации, реализующей инклюзивную практику, возможно, если при этом будут учтены особые образовательные потребности обучающихся.

Специфичность образовательных потребностей у детей с ОВЗ заключается в том, что для них должны быть созданы специальные условия для развития речевых возможностей путем усвоения нового с помощью практической ориентировки.

С 2019-2020 учебного года в нашем детском саду накапливается и систематизируется новый, оригинальный и неординарный практический материал по проблеме становления правильной речи у детей с ОВЗ.

В основу его взято Правополушарное рисование. Данный вид продуктивной творческой деятельности способствует эмоциональному вовлечению детей в работу, что в свою очередь позволяет говорить о высоких результатах.

Почему мы обратились к правополушарному рисованию?

Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Правополушарное рисование – это не рисование не ведущей рукой (левой – для правшей, правой – для левшей, рукой, которой не пишут, – для амбидекстров) или рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из рук.

Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушарие – ведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи. А это функция левого полушария. С момента овладения детьми речью в полной мере, левое полушарие активно начинает развиваться. Однако, я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья с признаком недоразвития речи старше трёх лет, а у них хорошо развито правое полушарие. Что позволяет воспитанникам создавать рисунки в данной технике и обеспечивать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. В коррекционной работе с детьми с ОВЗ мы связываем приемы правополушарного рисования прямо и непосредственно с игрой, вплетаем в игру, развиваем сюжет и продолжаем саму игру.

Последовательность работы с использованием приемов правополушарного рисования

Этапы работы:

1 этап. Выбор темы рисования. Фон. Тема и фон рисования соответствуют лексической теме недели. Обсуждаем какие краски мы можем использовать для фона. Например, «Осенний лес» - для фона понадобятся светлые краски.

2 этап. Сюжет. Несмотря на то, что дети знают техники правополушарного рисования, педагог рисует вместе с ними, напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом держать кисть, какой лучше было бы воспользоваться и почему, при этом предоставляя возможность ребёнку самому сделать выбор.

3 этап. Обыгрывание работ. Дидактические игры с речевым сопровождением. Этот этап дети любят больше всего. Учителем-логопедом подбирается лексический и дидактический материал по:

 активизации словаря;

развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитию звуковой, слоговой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4 этап. Заключительный. На этом этапе мы оформляем лексическую папку, даем домашнее задание родителям, организуем выставки.

Вся творческая работа вызывает у детей только положительные эмоции, в правополушарном рисовании не бывает критики, так как основным принципом правополушарного рисования является не критичность, детям очень нравится быстрый результат деятельности.

Вывод.

  1. Разработанная система в области становления правильной речи у детей с ОВЗ с использованием приемов правополушарного рисования учитывает индивидуальные детские возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
  2. Правополушарное рисование позитивно помогает развитию в детях гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям.
  3. Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, к вынужденному желанию общаться при помощи активной грамотной речи, укрепляется эмоциональная стабильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

«Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться,радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у негомудрую и добрую улыбку,он будет смеяться зл...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация для воспитателей и специалистов работающих с детьми с ОВЗ на тему:"Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

СТАТЬЯ Взаимодействие специалистов ГБДОУ детский сад компенсирующего вида в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи).

• Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. • Особенности органи...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хор...