«Эффективные приёмы и методы для развития творческого мышления дошкольников в рисовании»
статья по рисованию

Крылова Ирина Ивановна

В статье рассматриваются методы и приёмы развития творческого мышления , используя нетрадиционные техники рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крылова Ирина Ивановна,

воспитатель,

МБОУ «Гимназия № 11», г. Бийск

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В  РИСОВАНИИ

«Порыв к творчеству может также

 легко угаснуть, как и возник,

 если оставить его без пищи».

Паустовский К. Г

       В современном информационном мире, когда дети прикованы к телефонам, планшетам и компьютерам, всё меньше места остаётся для их творческого развития. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития творческой личности, чем разнообразнее деятельность детей, тем больше возможности для развития их творчества.

     Одним из  видов работы с детьми в дошкольном учреждении является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное.

      Федеральный  государственный образовательный  стандарт  дошкольного  образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и одной  из его целей  является развитие личности дошкольника, его творческих способностей.

       Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей .

       Почему рисование? Потому что рисование – это одна из древнейших форм самовыражения в изобразительном искусстве. Именно рисуя, ребенок раскрепощается, выносит на лист бумаги все свои переживания, страхи, радость.

     Традиционные занятия не позволяют детям полностью раскрыться, проявить своё творчество, поэтому мы стараемся использовать нетрадиционные техники и приёмы рисования  в совместной деятельности воспитателя и детей, а затем уже дети самостоятельно используют их в своей  деятельности.

     Что же такое творческое мышление? Творческое мышление – это вид мышления,   связанный с созданием и открытием чего-либо нового. Применяя в своей деятельности нетрадиционные техники рисования, дети становятся первооткрывателями, они создают что – то новое, необычное, удивительное и неповторимое!

    Для развития детского творчества мы  применяем следующие методы обучения: информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков     детей; эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. предлагаем ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество.

     На первом этапе мы знакомим детей с техникой рисования, на втором этапе -   упражняем в этой технике, а на третьем этапе – дети самостоятельно переносят знания и умения в свою творческую деятельность.

     В своей работе мы используем программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник по возрастам.

     Работая  с детьми,  включаюсь в деятельность наравне с ними; дети присоединяются к деятельности по желанию, они могут свободно перемещаться во время деятельности; каждый ребёнок творит  в своем темпе, материал дети выбирают самостоятельно, он находится в свободном доступе.

     Начинаем знакомство с нетрадиционными техниками рисования с младшей группы: рисование  жесткой полусухой кистью, пальчиком, рисование ладошкой,  рисование ватной палочкой,  оттиск пробкой, печать листьями. Затем техники усложняются: оттиск поролоном, печать листьями, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, рисование мятой бумагой, монотипия предметная. В старшем дошкольном возрасте использую следующие техники: монотипия пейзажная, рисование зубной щеткой, набрызг, кляксография с трубочкой,  граттаж черно- белый, цветной, рисование нитками, рисование солью, рисование манной крупой, рисование на молоке.

     Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования пришла к выводу, что дети стали с удовольствием заниматься этим видом деятельности, творчески мыслить, воплощать в рисунке свои  идеи, мысли.

F:\2021-09-05 л21\л21 259.jpg    F:\2021-09-05 л21\л21 264.jpg

 Список литературы:

  1. Никитина А.В. : «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Каро Санкт-Петербург 2007год.
  2. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера 2011 – 128с. (Библиотека воспитателя)
  3. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников/ Под редакцией И.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,2013-192с. (Конструктор образовательной программы)
  4. Шаляпина И.А. : «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательных игровых занятий» ЦТ СФЕРА 2016г.
  5. Лыкова И.А. « Изо деятельность в детском саду старшая , подготовительная группа»ТЦ СФЕРА Москва 2007.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника.

Задача воспитателя детского сада - воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всесторонннему развитию и  осуществляется во всей работе детского сада....

Игровые приёмы и методы для развития речи младших дошкольников

Игровые приёмы и методы для развития речи младших дошкольников...

Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»

 Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских  методов  обучения  для  развития  творческого  мышления  дошкольников»

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских   методов  обучения  для  развития   творческого  мышления  дошкольников&r...