Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника.
статья по рисованию (старшая группа) на тему
Задача воспитателя детского сада - воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всесторонннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shelest_n.a.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника.
Шелест Наталия Анатольевна
воспитатель МКДОУ БГО Центр развития ребёнка – детский сад №11
Задача воспитателя детского сада воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада. Одним из его средств является изобразительная деятельность. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и т.д. Известно, что успешное развитие творческих способностей эффективно в изобразительной деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребёнку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить. Задача воспитателя детского сада воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада. Одним из его средств является изобразительная деятельность. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и т.д. Известно, что успешное развитие творческих способностей эффективно в изобразительной деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребёнку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эта деятельность приносит малышу много радости и позволяет выражать своё понимание, эмоциональное отношение к окружающему. Изобразительная деятельность является источником хорошего настроения и задача педагога поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству, расширять область выражения, возникающих у него образов, помочь овладеть навыками и умениями, усвоить знания о разнообразных материалах, используемых на занятиях по продуктивной деятельности, способами работы с ними. Важно всячески и своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выражалось.
Чтобы выполнить задачи всестороннего развития ребёнка необходимо иметь определённый запас знаний и умений, которые нужно передать детям, чтобы они умело пользовались ими. Задачи воспитания и развития могут быть успешно осуществлены лишь при условии обучения детей доступному им объёму знаний, умений и навыков изображения, формирования у них представлений о свойствах предметов и явлений, которые они изображают. Усвоение указанного материала способствует развитию сенсорных, умственных, трудовых способностей, являющихся основой развития творческих способностей.
Я давно занимаюсь изобразительной деятельностью, т.к. этот вид деятельности мне ближе всего. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков продуктивной деятельности неплохой - они работают разными материалами, осваивают различные приёмы и способы выполнения работы. Но вместе с тем наблюдалась такая картина - а вдруг не получится, а как сделать именно так? И, главное, в работах не было фантазии и творчества. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе - боясь, что сделают что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь мне пришла мысль развития творческих способностей дошкольников, используя нетрадиционные техники в изобразительной деятельности, где ребёнок расслабляется, сам фантазирует, творит.
Занятия по рисованию бывают классическими - это рисование карандашами, кистью, фломастерами, мелками. Но использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям более умело выполнить заданную задачу. Эти техники позволяют ввести ребёнка в творческий процесс и доставить эстетическое наслаждение от своего труда. Использование нетрадиционной техники я использую по степени возрастания сложности и учитываю особенности освоения их детьми.
Так как у детей младшего дошкольного возраста ещё плохо развита моторика рук и им сложно рисовать карандашами и кистью, я рекомендую «пальцевую живопись». Она является самой доступной для малышей и помогает ребёнку органично почувствовать материал (гуашь, акварель), её свойства и качество развивает мышцы, моторику рук, которые связаны с развитием двигательного центра речи. Поэтому в младшем дошкольном возрасте развивается не только двигательная способность рук, но и речь ребёнка.
Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы; катушка из под ниток разного размера с наклеенным поролоном - колёса для машин, узоры; пуговицами: узоры и т.д.
В старшем дошкольном возрасте ко всем этим техникам прибавляю более сложные, которые влияют на развитие творческих способностей , воображения, мышления, фантазии – это рисование по мокрой бумаге, набрызг, монотипия, кляксография. Способы выполнения работы в данных техниках можно изучить, используя методическое пособие Т.Г.Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».
Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Занятия лепкой, также как и другие виды изобразительной деятельности, формируют эстетический вкус, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его разнообразии. Для того, чтобы занятия по лепке не были однообразными и надоедливыми, я практикую в своей работе разнообразие материала, из которого можно выполнить лепку. Используются пластилин, глина, соленое тесто. Занятия с использованием солёного теста интересны тем, что дети могут сами разукрасить свои работы, проявив свою фантазию и творчество. Также большой интерес у детей вызывают налепы «Декоративные пластины», «Золотая хохлома», «Красивые вазы». В тёплое время года использую песок, а в зимнее – лепим из снега, разукрашивая красками, изготавливаем разноцветные льдинки в форме геометрических фигур, силуэтов животных, птиц. Этими поделками мы украшаем участок. В младшей группе дети делают работы по образцу, а старшие дети выполняют работу самостоятельно, исходя из своего опыта, знаний и умений, полученных на других занятиях и личного опыта
Создание аппликации, это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основу, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные на бумагу другого цвета. Задача педагога ДОУ дать детям определённый объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах для реализации своего замысла и отражения окружающей действительности.
В аппликации также как и других видах изодеятельности есть нетрадиционные техники выполнения работ. Есть аппликация способом обрывания, тканевая аппликация, коллажи из бросового материала (нитки. веревка, фольга и т.д.). Большой интерес у детей вызывает объёмная аппликация, с использованием таких способов объёмной аппликации: петельки, витая спираль, бумажные комочки, склеивание половинок. Можно провести ряд занятий, используя пособие Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги».
Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая, комплексная, работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умению, без которых не возможно успешное обучение в школе. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый и этот потенциал надо раскрыть. Надо настроить и вести себя так, как будто вся группа детей - это потенциальные художники. В этих условиях наиболее одарённые скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.
Моя попытка использования нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности, на мой взгляд, оказалась успешной. Дети стали более раскованными. Самое главное у них пропал страх перед выполнением работ, а, значит, есть пространство для проявления фантазии и творчества.
Наша задача найти новые методы и приёмы для детского творчества, обеспечить максимальные условия для развития потенциальных возможностей дошкольников и тем самым способствовать гуманизации образовательного процесса.
Список литературы
1. Методика обучения рисование, лепке, и аппликация в детском саду. Н.П. Сакулина.
2. Развивайте у детей творчество Т.Г. Казакова.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)
Т.Г. Казакова.
4. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду Г.С. Швайко.
5. «Занятия по рисованию в детском саду» Т.В. Королева
- «100 поделок из природного материала» Н.В.Новикова, Л.В.Базулина
7.«100 оригами» Г.И. Долженко
8.«100 поделок из бумаги» Г.И. Долженко
9. Лепим из солёного теста .Е.Данкевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Методическая разработка...
Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.
Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...
"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов изобразительной...
«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, ...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с ОВЗ.
laquo; Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой личности. Другими словами, чем...
Использование нетрадиционных техник лепки как средство развития творческих способностей дошкольников
Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом....