Дополнительная программа «Умелые ручки»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki_programma_dop_peredelannaya_.docx | 779.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
проведения занятий по развитию
творческих способностей у детей
«Умелые ручки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Успех»
Принято: на педагогическом совете №1 протокол №1 от 30.08.2021 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ ДС №47 «Успех» ___________О.В. Звонарева Приказ №146 от 30.08.2021г. |
Программа
проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки»
г. Нижневартовск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт Программы | 4 |
2. | Пояснительная записка | 6 |
2.1. | Цель и задачи | 7 |
2.2. | Планируемые результаты | 7 |
3. | Содержание Программы | 8 |
4. | Педагогическая диагностика | 11 |
5. | Организационно-педагогические условия | 13 |
5.1. | Методическое обеспечение | 13 |
5.2. | Материально-техническое обеспечение | 15 |
6. | Кадровые ресурсы | 15 |
7. | Финансовые ресурсы | 16 |
8. | Список литературы | 16 |
Приложение 1. Смета расходов на реализацию программы | 17 | |
Приложение 2. Правила обращения с ножницами | 18 |
- Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки» |
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждения правил оказания платных образовательных услуг». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01 2021г., №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г., №28 «Об утверждении правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно–эпидемолоические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи». 8. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Успех»
|
Заказчик Программы | МБДОУ ДС №47 «Успех», родители (законные представители) воспитанников. |
Составитель Программы | |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста 3-4 лет |
Цель Программы | Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 3-4 лет через нетрадиционные техники изобразительного искусства |
Задачи Программы | 1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник изобразительного искусства; 2. Обучать приемам нетрадиционных техник изобразительного искусства с использованием различных материалов; 3. Развивать художественно – творческие способности детей (творческое воображение, фантазию, образное мышление); 4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительного искусства. |
Срок реализации | 1 год |
Краткое содержание Программы | Данная программа нацелена на создание условий для продуктивной деятельности дошкольников с использованием различных художественных материалов и инструментов, развитие творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, создание эмоционального отклика, интереса к коллективной творческой деятельности. На занятиях дети знакомятся с нетрадиционными приемами и техниками изобразительной деятельности. Через реализацию программы в образовательный процесс активно внедряются новые технологии, позволяющие детям раскрыться и насладиться творчеством, и в то же время развивать у них память, мышление, речь, воображение и фантазию. |
Актуальность Программы | На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Она вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. |
Новизна Программы | Нетрадиционные техники изобразительного искусства дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь. |
Планируемые результаты | 1. Дети познакомятся с нетрадиционными техниками изобразительного искусства; 2. Дошкольники овладеют доступными приемами нетрадиционных техник изобразительного искусства, научатся применять полученные ранее знания и навыки работы с нетрадиционными техниками изобразительного искусства на практике; 3. У дошкольников повысится уровень художественно-творческих способностей: творческого воображения, фантазии, образного мышления; 4. У дошкольников будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, эмоциональное восприятие красоты окружающего мира. |
2. Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана Программа «Умелые ручки» по развитию творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Знакомство с нетрадиционными видами техник изобразительного искусства – прекрасная возможность зажечь в ребенке огонек творчества, путь к самовыражению.
Программа «Умелые ручки» является вариативной, то есть допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Развивать творчество детей можно при работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов из теста, нитей, бумаги и природного материала.
Новизна программы состоит в том, что нетрадиционные техники изобразительного искусства дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь. В процессе работы ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности. Дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавая поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т. д.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста - процесс, который проходит все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, уверенность в себе, привычку к свободному самовыражению. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в творческом развитии. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Актуальность данной программы состоит в том, что формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Знакомство с нетрадиционными видами техник изобразительного искусства предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
2.1 Цели и задачи Программы |
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 3-4 лет через нетрадиционные техники изобразительного искусства
Задачи:
1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник изобразительного искусства.
2. Обучать приемам нетрадиционных техник изобразительного искусства с использованием различных материалов.
3. Развивать художественно – творческие способности детей (творческое воображение, фантазию, образное мышление).
4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
2.2. Планируемые результаты
1. Дети познакомятся с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
2. Дошкольники овладеют доступными приемами нетрадиционных техник изобразительного искусства, научатся применять полученные ранее знания и навыки работы с нетрадиционными техниками изобразительного искусства на практике.
3. У дошкольников повысится уровень художественно-творческих способностей: творческого воображения, фантазии, образного мышления.
4. У дошкольников будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.
3. Содержание Программы
Программа «Умелые ручки» рассчитана для детей младшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, включает необходимое оборудование.
Занятия с детьми проводятся в специально отведенном кабинете. Учитывается возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка столов (в ряд или буквой «П»). Все необходимые материалы размещены на столах и доступны каждому ребенку. Дети рассаживаются за столы свободно.
Курс занятий по программе рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, в группе 10 человек. Продолжительность занятий: 30 минут. Общее количество занятий в год составляет: 72 занятия. Возраст детей 3-4 года.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Методика организации работы детей младшего и среднего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на дидактических принципах:
• доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов;
• демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
∙ систематичность (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы:
- репродуктивный;
- объяснительно – иллюстративный;
- творческий;
- исследовательский.
Основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса» - знакомство с новыми техниками изобразительной деятельности; содействие к познанию новых свойств, качеств знакомых материалов.
2 этап «Формирование практических навыков и умений» - развитие основных практических навыков с разными материалами, формирование умения создавать образ и композицию по образцу.
3 этап «Собственное творчество» - создание условия для самостоятельности в творчестве, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Тематические разделы
- Методическое обеспечение
Программа разработана на основе методических рекомендаций следующих авторов:
1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.
3. Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки из гофрокартона.
4. Казакова Т.Г.: Детское изобразительное творчество.
5. Комарова Т.С.: Изодеятельность детей в детском саду.
6. Лыкова И.А.: Художественный труд в детском саду.
7. Лыкова И.А.: Цветные ладошки.
8. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.
9. Рябко Н.Б.: Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика.
Учебно-тематическое планирование по программе
№ занятия | Месяц | Тема | Количество часов |
1-2 | Сентябрь | Диагностика | 2 |
3-4 | Сентябрь | «Яблоко» | 2 |
5-6 | Сентябрь | «Цветы» | 2 |
7 | Сентябрь | «Ветка рябина» | 1 |
8 | Сентябрь | «Грибы» | 1 |
9-10 | Октябрь | «Слоненок» | 2 |
11-12 | Октябрь | «Зайка» | 2 |
13-15 | Октябрь | «Цветы для мамы» | 3 |
16-18 | Октябрь-Ноябрь | «Осеннее дерево» | 3 |
19-20 | Ноябрь | «Печенье» | 2 |
21-23 | Ноябрь | «Снеговик» | 3 |
24-26 | Ноябрь-Декабрь | «Елочка» | 3 |
27-28 | Декабрь | «Собачка» | 2 |
29-30 | Декабрь | «Зайка» (соленое тесто) | 2 |
31-34 | Декабрь-Январь | Картина «Зимний день» | 4 |
35-38 | Январь | Картина «Снегирь на ветке» (пластилин) | 4 |
39-40 | Январь | «Снежинка | 2 |
41-43 | Февраль | «Подарок папе» | 3 |
44-46 | Февраль | «Цветок для мамы» | 3 |
47-49 | Февраль-Март | «Матрешка» | 3 |
50 | Март | «Гусеница» | 1 |
51-52 | Март | «Поделка из кругов - Собачка» | 2 |
53-54 | Март | «Краб» | 2 |
55-56 | Март | Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Мячик» | 2 |
57-58 | Апрель | Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Зонтик» | 2 |
59-60 | Апрель | Кактус (торцевание) | 2 |
61-62 | Апрель | «Бабочка» (торцевание) | 2 |
63-70 | Апрель-Май | Изобразительная деятельность по выбору, замыслу. Свободная творческая деятельность | 8 |
71-72 | Май | Диагностика | 2 |
Итого | 72 час |
- Учебно-календарный график
Программа | Количество часов | Кол-во обучаю-щихся | Возраст обучаю-щихся | ФИО педагога |
В неделю/месяц год | Всего | |||
Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки» | 2/8/72 | 17 | 3-4 лет | Кайкова Д.А Изиланова А.А |
Расписание проведения занятий по программе
Среда Пятница | 11.00-11,15 11.00-11.15 | ||
Всего: | 2 занятия в неделю по 30 минут | ||
5.2. Материально – техническое обеспечение |
Используемый материал:
- Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Цветная бумага для ксерокса, гофрированная бумага, салфетки, картон (белый, цветной), гофрокартон
- Ватные диски
-Клей, краски (гуашь)
-Шерстяные нитки, разноцветное мулине для вышивания.
-Мука, соль
Инструменты и приспособления:
- Ножницы,
- Шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок.
6. Кадровые ресурсы
№ | Наименование критерия | Количество единиц |
1 | Заведующий ДОО | 1 |
2 | Заместитель заведующего по ВМР | 1 |
3 | Главный бухгалтер | 1 |
4 | Отдел кадров | 1 |
5 | Руководитель услуги | 1 |
Итого | 5 |
7. Финансовые ресурсы
Финансовое обеспечение Программы формируется из средств, полученных от прибыли предоставления дополнительных платных услуг в группе художественно-эстетической направленности «Умелые ручки», исходя из следующего распределения:
- 65% - на развитие материально-технической базы группы;
- 35% - на социально интеллектуально-личностное развитие детей группы.
Смета расходов на реализацию программы прилагается. (Приложение 1)
8. Список литературы |
1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 147с.
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.-192с.
3. Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки из гофрокартона.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-96с.
4. Казакова Т.Г.: Детское изобразительное творчество-М.: Зимородок; Карапуз,2006
5. Лыкова И.А.: Художественный труд в детском саду.- М.: Карапуз: СФЕРА,2008
6. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 192с.
7. http://kladraz.ru/podelki - dlja -detei
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приложение 1
к Программе «Умелые ручки»
Смета расходов на реализацию программы
№ п/п | Наименование материалов, предусмотренных Программой | Количество (шт.) | Всего на период реализации Программы (руб.) |
1 | Бумага цветная | 30 | 1000 |
2 | Белый картон | 30 | 1000 |
3 | Ватман | 10 | 300 |
4 | Игрушки мягкие | 3 | 600 |
5 | Кукла | 1 | 400 |
6 | Кукольный театр | 3 | 2000 |
7 | Книги | 15 | 1000 |
8 | Клей – карандаш | 30 | 400 |
9. | Клей ПВА | 10 | 200 |
10 | Кисти | 10 | 300 |
11. | Линейки | 10 | 200 |
12 | Музыкальные диски | 3 | 500 |
13 | Мелки | 10 | 500 |
14 | Наборы карандашей | 10 | 1200 |
15 | Наборы красок | 10 | 1200 |
16 | Ножницы | 10 | 1000 |
17 | Набор «Доктор» | 1 | 300 |
18 | Пластилин | 10 | 500 |
19 | Салфетки цветные | 5 | 100 |
20 | Скрепки | 5 | 100 |
21 | фломастеры | 10 | 500 |
22 | Цветной картон | 30 | 1000 |
23 | Ширма для театрализации | 1 | 4800 |
Всего | 257 | 19100 |
Приложение 2
к Программе «Умелые ручки»
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «...
Дополнительная программа "Умелые ручки"
Содержание дополнительного образования в МАДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического з...
Дополнительная программа "Умелые ручки".
Развитие творческих и художественных способностей детей....
Дополнительная программа "Умелые ручки"
Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей дополнительн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...