Дополнительная программа "Умелые ручки"
учебно-методический материал (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 285.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа
«Умелые ручки» с использованием технологий
М. Монтессори,
направленная на развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Воспитатели:
Щербицкая С.А.
Бондаренко Н.В.
г. Нижневартовск, 2020г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | 3 | |
Раздел 1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 |
1.1 | Пояснительная записка. | 4 |
1.2 | Цели и задачи Программы | 5 |
1.3 | Планируемые результаты | 6 |
Раздел 2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1 | Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации программа ДПОУ - Проведение занятий | 8 |
Раздел 3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
3.1 | Организационно - педагогические условия реализации программы ДПОУ Проведение занятий | 13 |
3.2 | Расписание занятий ДПОУ | 13 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение ДПОУ | 14 |
3.4 | Педагогическая диагностика | 15 |
Используемая литература ПРИЛОЖЕНИЯ | 16 | |
1 2 | Перспективный план занятий Перечень оборудования и средств обучения: | 18 23 |
3 | Учебный план | 24 |
4 | Презентации | 25 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Наименование Программы | Программа ДПОУ проведение занятий с использованием технологий М. Монтессори, направленная на развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста |
Заказчик программы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Елочка» |
Нормативно-правовые основы разработки программы | Конвенция ООН о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 05.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга»; Образовательная программа МАДОУ ДС №29 «Елочка»; Устав МАДОУ ДС №29 «Елочка» |
Раздел 1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки», имеет социально-педагогическую направленность. Уровень – ознакомительный. Программа разработана с учетом ФГОС ДО с целью развития мелкой моторики детей 4-5 лет посредством технологии М. Монтессори.
В основу положены работы Марии Монтессори, а также методические рекомендации современных авторов: Е.А. Хилтунен. Школа Монтессори., 1992., М.В. Богуславский. Педагогика детства, 2002., М.Г. Сорокова Математика по методу Монтессори, 2000.; Буйлова Л.Н., Кривошеева Л.Б. Методические рекомендации по разработке и оценке качества дополнительных общеобразовательных программ и др. Согласно концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она способствует постижению детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей и направлена на раннее развитие детей дошкольного возраста по методу М. Монтессори и ее последователей, так и другие нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развитие мелкой моторики и речи.
Эти положения Монтессори-педагогики созвучны современной направленности педагогического поиска в области дошкольного образования и соответствуют концепции общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» и ряд парциальных программ по разным образовательным областям.
Содержание Монтессори – образовательной среды помогает ребенку упорядочить и систематизировать представления об окружающем мире в соответствии с задачами и возможностями каждого возрастного этапа. Наполненность среды позволяет ребенку удовлетворить потребности познания, связанные с его сенситивными периодами.
Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую возрастным задачам развития и актуальным возможностям и потребностям ребенка образовательную среду; организовать разновозрастную группу детей, поддерживать в ней отношения взаимоуважения и сотрудничества, обеспечивать выполнение правил групповой работы; побуждать ребенка к познанию, к деятельности за счет создания атмосферы безопасности и принятия, проводить презентации материалов и другие виды индивидуальных и групповых уроков; проводить диагностику уровня и динамики развития и образования ребенка, а также его психоэмоционального состояния, при необходимости проводить коррекцию; сотрудничать с родителями ребенка. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.
Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребёнка в дидактически подготовленной среде. Подготовительная среда побуждает ребёнка проявить себя с разных сторон. Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста.
- 2. Цель и задачи
Цель Программы – создание условий для организации деятельности ребёнка в – группе дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики.
Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Задачи:
Образовательные задачи (профессиональные)
-обеспечить обучение навыкам практической жизни и развивать самостоятельность;
- формировать познавательный интерес ребёнка в разных видах деятельности;
Развивающие (личностные)
- развивать ключевые компетенции дошкольника, самостоятельность, навыки самообслуживания;
- развивать познавательные процессы, математические способности, кругозор, речь, мелкую моторику;
-расширение и обогащение сенсорного опыта;
- развитие обще-трудовых навыков и умений.
Воспитательные (общекультурные)
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- формировать у ребёнка интерес к работе с различным материалом;
- усвоение социальных норм поведения;
- развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу;
-уметь договариваться.
Категория учащихся
Программа предназначена для детей 4-5 лет. К освоению программы допускаются дошкольники указанного возраста без предъявления требований к уровню образования.
Срок реализации программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Срок реализации Программы – 1 год
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Форма занятий – подгрупповая.
Режим занятий
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Время занятий включает 30 минут учебного времени и 10 минут обязательный перерыв.
Название подгруппы | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. |
| - | - | 15.35 – 16.05 | - | - |
| - | - | 16.15- 16.45 | - | - |
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения годовой программы обучения дети будут знать и уметь.
Результаты обучения
Зона упражнений практической жизни
- самостоятельно заботиться о себе (одеваться и раздеваться, мыть руки, умываться, причесываться, чистить обувь и т.д.)
- заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором он находится (подметать, вытирать пыль, мыть стол, составлять букет из срезанных живых цветов и т.д.)
- соблюдать правила хорошего тона, вежливого поведения в обществе, а также выполнять комплекс специальных упражнений на совершенствование общей координации движений
- пересыпание, переливание сыпучих предметов и жидкостей;
- расстёгивание и застёгивание разных видов застёжек;
- умение ходить, соблюдать тишину и неподвижность
Зона сенсорного развития
- собирать предметы по принципу увеличения - уменьшения;
- называть основные цвета и некоторые оттенки;
- различать шершавые и гладкие поверхности;
-называть круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, многоугольник
-называть куб, шар, конус, цилиндр, трех-, четырёхгранная пирамида, трех-четырехгранная призма, овоид, эллипсоид;
- различать вес (тяжелый – легкий, тяжелее – легче)
- различать шумы: (громкий – тихий, громче – тише)
-различать и систематизировать геометрические формы, сравнивать форму с контуром, находить пары
Зона математического развития
- уметь выстраивать числовой ряд от 1 до 10;
- узнавать и называть цифры от 1 до 10
Зона языкового развития
- обогащение словарного запаса
Зона «космического» развития
- живая и неживая природа;
- вода и её свойства
Психологические качества:
- самостоятельность;
- умение общатьс
Результаты воспитывающей деятельности
У воспитанников сформируются основные жизненные компетенции, умение работать в команде. Разовьются интеллектуальные и творческие способности. Самостоятельно делать открытия с приобретением точного подхода, необходимого в математике и научиться абстрагироваться в различных математических ситуациях; уметь правильно говорить, читать, писать, слушать и выражать свои мысли; научиться способам добывания определенной информации, её переживанию, упорядочиванию жизненных впечатлений, осознание себя и своего места в мире; в зависимости от возраста ребёнок должен уметь устанавливать личный контакт с воспитателями, обладать культурно - гигиеническим навыкам, правилам поведения в группе, устанавливать взаимоотношения со сверстниками, поддерживать дружелюбные отношения друг с другом и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, быть искренним и доброжелательным; получить практические навыки в трудовом обучении и воспитании
Результаты развивающей деятельности
У воспитанников сформируются устойчивые естественнонаучные знания и представления, исследовательские умения, самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, умение применять знания на практике;
сформируется любознательность: дети будут стремиться к познанию, наукам, творчеству, овладеют экспериментированием и приемами творческой деятельности; появится стремление к творческой деятельности. Умение доводить начатое дело до конца, заниматься не только интересным, но и нужным делом, развить вкус к труду и веру в собственные силы и использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни.
Раздел 2. Содержание Программы
2.1. Учебный (тематический) план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Формы аттестации (контроля) | |
1 | Обучение навыкам практической жизни | 16 | Входная диагностика |
2 | Сенсорное воспитание | 7 | |
3 | Математика | 3 | Мониторинг (текущий) |
4 | Развитие речи | 5 | |
5 | Космическое воспитание | 5 | Мониторинг (итоговый) |
Итого | 36 |
2.2 Содержание Учебного (тематического) плана
1. Обучение навыкам практической жизни
Программа предусматривает возможность для ребенка реализовать потребность в различных движениях. При этом он учится контролю и координации собственных движений. Ребёнок впервые имеет право выбирать материал, место работы с ним и длительность работы; занятия с материалом способствует развитию независимости ребёнка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самооценки. Все упражнения по обучению навыкам практической жизни можно разделить на несколько групп:
Вводные упражнения:
- Как ходить по группе ориентация в пространстве; осторожная ходьба, чтобы не натыкаться на предметы; тихая ходьба, чтобы не мешать другим).
- Ношение предметов (стула, стола, маленьких предметов).
- Открывание, закрывание (тюбиков, баночек; открывание и закрывание двери).
- Раскатывание и скатывание коврика.
- Складывание и сворачивание складывание салфеток; заворачивание предмета в бумагу).
- Пересыпание, переливание (пересыпание зёрен ложкой; пересыпание зерен из кувшина; переливание воды из кувшина)
Упражнения по уходу за собственной персоной:
- Расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек (рамки с пуговицами, молнией, кнопками, бантами, шнурками с петлями, булавками, липучками, крючками, ремнями и пряжками).
- Мытью рук.
- Стирка.
- Чистка обуви
Упражнения, обучающие заботе об окружающей среде:
- Протирание пыли.
- Подметание (со стола, с пола).
- Мытьё (стола; посуды).
- Уход за цветами (горшечными; срезанными)
- Работа на огороде (от подготовки земли до уборки урожая).
Особые формы движения:
- Умение ходить красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия (ходьба по линии, ношение предметов).
- Умение сохранять тишину и неподвижность (упражнения в тишине)
2. Сенсорное воспитание
Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких как осязание, вкус, обоняние и др. На этих материалах ребёнок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов, а также они помогают создать уже имеющиеся сведения об окружающей среде. Приобрести новые знания, навыки и вместе с материалом дают ребёнку «ключ к миру».
В результате работы с сенсорным материалом ребёнок научится различать размеры в трех направлениях, сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; узнают соответствующие понятия - в том числе и сравнительной, и превосходной степени.
Материалы и упражнения для определения размеров
Визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменённой форме: тренировка пальцев для письма; введение понятий
толстый – тонкий, большой – маленький, плоский – выпуклый, высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий в сравнительной и превосходной степени.
Визуальное различие величины в двух измерениях; упорядочивание построения серии; введение понятий большой – маленький в сравнительной
и превосходной степени.
Визуальное различение величины в двух измерениях. Упорядочивание построение серии; введение понятий толстый – тонкий в сравнительной
и превосходной степени.
Визуальное различение длины в двух измерениях. Упорядочивание построение серии, введение понятий толстый – тонкий, короткий – длинный в сравнительной и превосходной степени.
Упражнения для определения цвета
В результате работы с материалом этой серии ребёнок знакомится с основными и смешанными цветами, с их оттенками по светлоте; учится сравнивать и узнавать цвета, выстраивать серию оттенков цвета; узнает соответствующие понятия.
Знакомство с основными цветами, введение понятий красный, синий, жёлтый.
Знакомство с дополнительными и смешанными цветами, введение понятий
оранжевый, зелёный, фиолетовый, розовый, серый, коричневый, белый, черный.
Знакомство с оттенками цветов по светлости, различие чувства цвета, художественных способностей, введение понятий светлый – тёмный в сравнительной и превосходной степени.
Упражнения для развития тактильных ощущений
В результате работы с материалом этой серии у ребёнка развиваются способности к тактильным ощущениям, умение различать на ощупь различные поверхности, сравнивать их, выстраивать серию поверхностей различной шершавости, узнавать на ощупь различные ткани и их свойства.
Развитие тактильных ощущений, узнавание различных поверхностей,
развитие мелкой моторики, подготовка пальцев и кисти к письму, подготовка к работе с наждачными буквами и цифрами, введение понятий шершавый –гладкий в сравнительной и превосходной степени.
Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики, косвенная подготовка к письму.
Упражнения для развития слуха
В результате работы с материалом этой серии ребёнок тренирует свою способность к слуховым ощущениям, учится развивать слуховые стимулы различной громкости, сравнивать их, выстраивать серию; узнавать соответствующие понятия.
Развитие слуховых ощущений, подготовка к восприятию музыки, введение понятий громко – тихо в сравнительной и превосходной степени.
Упражнения для развития тепловых ощущений
В результате работы с материалом ребёнок тренирует способность к различению различных температур, узнает понятия горячий, теплый, прохладный, холодный, а также их сравнительную и превосходную степень:
Развитие тепловых ощущений, знакомство с различными температурами связь с погодой, временами года, одеждой, введение понятий холодный – тёплый в сравнительной и превосходной степени.
Упражнения для развития обоняния
В результате работы с этим материалом ребенок тренирует свою способность к развитию запахов, узнает названия пахучих веществ.
Развитие обоняния, знакомство с различными запахами, знакомство с названиями ароматических веществ, трав, пряностей.
Упражнения для развития стереогностических ощущений
В результате работы с материалами этой серии ребёнок узнает и называет основные объёмные формы куб, шар, цилиндр, пирамида и пр. в окружающих предметах и их частях.
Геометрические тела: развитие стереогностических ощущений, развитие тонкой моторики.
3. Математическое воспитание
Работа с математическими материалами способствует интеллектуальному развитию ребенка. В построении системы материалов и методике работы с ними соблюдаются два внешних принципа:
- от конкретного к абстрактному;
-от знакомства с количествами через знакомство с символами соотнесению количеств и символов.
- введение в мир чисел от 1 до 10;
Счет в пределах десяти
Цифры от 0 до 9, число 10. Соотнесение количеств, в пределах десяти и соответствующих чисел, обратный счет; сравнение чисел, работа с красно- синими штангами, веретёнами, чипсами.
Понятие о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, многоугольник.)
4. Развитие речи
Звукопроизношение
Учить и отрабатывать правильное произношение звуков, развивать фонематический слух, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
Расширение словарного запаса
Обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы окружающего мира, животных, птиц, растений, явлений природы, профессий людей и т.п.;
учить детей различать и называть части предметов, качества предметов месторасположение предметов обобщающие слова, характеризовать состояние и настроение людей; упражнять детей в подборе и использовании в речи слов со сходным и противоположным смыслом (синонимы и антонимы)
Письмо
1. Подготовка руки к письму
а). косвенная подготовка руки к письму;
- работа с материалами практической и сенсорной зон;
- рисование, лепка, шитьё и вышивание, вырезание наклеивание, конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами и т. п.
б)целенаправленная подготовка руки к письму:
- пальчиковая гимнастика;
- работа с индивидуальными листами: штриховка, обводка и т. п.
Знакомство детей с написанием букв и цифр на песке, мокрым пальцем или мелом на доске, карандашами на бумаге, в тетрадях.
5. «Космическое» воспитание
Формирование представлений о природе
Различие между миром природы и миром, созданным человеком. Живая и неживая природа; четыре стихии: Вода, Огонь, Земля, Воздух. Вода и её свойства. Агрегатные состояния воды связей между молекулами. Вода в природе: дождь, снег, иней, град, облака, туман.
Разнообразие водоёмов: озеро, море, река, родник, болото. Значение воды в жизни человека, животных и растений.
Формы контроля и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется с помощью входного тестирования, бесед, экспресс-диагностики. Промежуточный контроль – конкурсы, викторины. Итоговый контроль – выставка проектов, презентаций, открытые мероприятия.
Виды контроля
- предварительный контроль (проверка знаний детей на начальном этапе освоения Программы) проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования, беседы, инструктажа.
- итоговый контроль мониторинг
Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации Программы
3.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы
Методическое обеспечение представлено комплексом игр и упражнений в соответствии с календарно-тематическим планированием: комплекс игр упражнений для «круга приветствия»; «круга прощания»; комплекс игр и упражнений по обучению навыкам практической жизни; комплекс игр и упражнений по сенсорному воспитанию; комплекс игр и упражнений по развитию речи; комплекс игр и упражнений двигательной активности.
3.2. Материально-технические условия реализации Программы
Для реализации программы необходимы научно-методическая и материально-техническая база: оборудование М. Монтессори; разделенный по зонам: «Обучение навыкам практической жизни», «Сенсорное воспитание», «Развитие речи», «Математическая зона». Группы наглядных учебных пособий - натуральные (коллекции насекомых, природный, бросовый материал и т.д.) и объемно-образные (муляжи). Знаковые пособия: картины, рисунки, фотографии по лексическим темам и др.
3.3. Кадровое обеспечение Программы
Программу реализуют педагоги дополнительного образования Щербицкая С.А., Бондаренко Н.В.
3.4 Педагогическая диагностика
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга»
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие мелкой моторики | Ориентировка в пространстве | Развитие графических навыков | Вырезывание ножницами | |||
Срисовывание образца | Штриховка | Графический диктант | Тест Керна Йерасика | ||||
1. | |||||||
2. |
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик» -пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
6. Тест Керна Йирасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп»
-Срисовывание группы точек
-Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов
Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Используемая литература
- Афанасьева Т., Гребенщиков Л. Я люблю Монтессори. М.: Карапуз, 2004.
- Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. М., 2008.
- Дошкольное воспитание. 1999. № 10; 2000. № 10; 2000. № 12.
- Дошкольное воспитание. 2000, № 11.
- Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242).
- Любина Г. О формах и организациях работы по развитию речи.
- Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. / приложение к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15. № 09-3242)
- Пермякова Л.В, Смирнова Н. Н. Основные упражнения практической жизни. 2004.
- Побережникова А. Космическое воспитание.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Ребёнок в детском саду. 2003. №6.
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 г. №41
- Смирнова Н.Н. Программа группы для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающей с использованием Монтессори-материала. Издательский центр, 2006.
- Сорокова М.Г. Введение в Монтессори – педагогику (философия, психология, педагогика). 2005.
- Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори // Ребёнок в
детском саду. 2000. № 5; 2000. № 6.
- Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников. – М.: Издательство Неолит, 2018.
- Сорокова М.Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. Учебное пособие под редакцией психолога Д.Г. Сорокова.1998.
- Сорокова М.Г. Монтессори – педагогика. Вопросы теории и практики. –
М: Издательский центр Академия, 2013.
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Об образовании в Российской Федерации.
- ФГОС дошкольного образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 г. №1155.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.1,2,3,14; ст.75).
- Хилтунен Е.А. Школа Монтессори. Ч. 1 (Школа для малышей) –
М.: «Мастер», 1992.
Интернет-ресурсы
1. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. / Л.Н. Буйлова, Л.Б. Кривошеева. [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/kak-napisat-dopoln-obsherazv-programmu.html (дата обращения: 09.06.2019).
2. ГОСТ Р 7.0.5. – 2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. С. 11-12. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-7-0-5-2008 (дата обращения: 09.06.2019).
Приложение к Программе
Перспективный план работы на год.
Октябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.Штриховка «Овощи».
4. Работа с Монтессори – материалом (сенсорная зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Штриховка «Фрукты».
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).
Ноябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Разбери пуговицы по цвету.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
3.«Собери бусы».
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
4. Работа с Монтессори – материалом (математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
4. Работа с Монтессори – материалом (космос).
Декабрь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
3.Рисуем пальчиком по манке.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона+ развитие речи).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика « Котик».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Январь.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона + развитие речи+ сенсорная зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки ».
3.«Собери бусы».
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона, космос).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».
4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона).
Февраль.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики ».
3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Март.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».
4. Работа с Монтессори – материалом (космос +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу ».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков - надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Апрель.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3. Составление контуров предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + космос).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков - надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).
Май.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона, космос).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + космос).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
Мониторинг
Приложение 2
Перечень оборудования и средств обучения:
Практическая зона:
- рамки с застёжками (пуговицы, с молнией, с бантами, шнурками, липучками, кнопками, ремнями, крючками, с булавками);
- переливание (из одного кувшина в другой);
- пересыпание;
- пересыпание ложкой;
- мытьё посуды;
- подметание;
- комплект для работы с водой;
- доска для плетения косы
Сенсорная зона:
- блоки цилиндров
- коричневая лестница;
- геометрические тела;
- цветные цилиндры;
- цветные таблички
- шумовые баночки
Математическая зона:
- числовые штанги;
- шершавые цифры;
- веретёна;
Зона развития речи:
- слова в коробочках;
- набор картинок для классификации;
- набор для звуковых игр;
- ящик с манкой для написания букв
Космическая зона:
- энциклопедическая литература
Приложение 3
Учебный (тематический) план по месяцам
Наименование раздела тема | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Итого часов |
Мониторинг | ||||||||||
УПЖ | - | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 16 |
Сенсорное воспитание | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 7 |
Математика | - | - | - | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 3 |
Развитие речи | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 5 |
Космическое воспитание (Ознакомление с окружающим) | - | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 5 |
Итого в год: | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 36 |
Приложение 4
Презентации
ГРУППА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
Презентации практической зоны.
Переноска предметов.
Цель:
Научить детей переносить различные предметы.
Косвенная цель:
Концентрация внимания, координация движений.
Материал:
керамический поднос.
Презентация.
- Обращаем внимание ребенка на поднос.
- «Сейчас мы перенесем поднос на стол. Сначала покажу я, а потом попробуешь ты»
- Три пальца: указательный, средний и безымянный левой руки подводим под левую ручку подноса, зажимая большим сверху.
- Три пальца: указательный, средний и безымянный правой руки подводим подправую ручку подноса, зажимая большим пальцем сверху.
- Поднимаем поднос двумя руками одновременно.
- Несем поднос горизонтально.
- Ставим на стол.
- Говорим ребенку: - «Тихо».
- Предлагаем ребенку перенести поднос обратно на полку
Дальнейшие упражнения.
- Переноска кувшина.
- Переноска кувшина с водой.
- Переноска коробки без крышки.
- Переноска коробки с крышкой
- Переноска подноса с пустым кувшином.
- Переноска различных предметов.
Переноска стула.
Цель:
Научиться тихо и аккуратно переносить стул.
Косвенная цель:
Концентрация внимания. Координация движений.
Материал:
стул
Презентация.
- «Сегодня я покажу, как мы носим стул».
- Подходим к стулу таким образом, чтобы спинка стула находилась справа
- Правой рукой берем спинку стула, четыре пальца за спинкой, а большой палец с другой стороны.
- Левой рукой берем за сидение: четыре пальца под сидением, а большой сверху
- Наклоняем на себя стул и отрываем от пола две дальние от нас ножки стула.
- Затем наклоняем стул вправо, на одну заднюю ножку.
- Поднимаем стул и несем его ножками вниз на выбранное ранее место.
- Ставим стул в обратном порядке: сначала на заднюю ножку, затем на две,ближние к вам, а потом на две дальние.
- Предлагаем повторить ребенку.
Складывание салфеток.
Цель:
Научиться сворачивать и разворачивать салфетки
Косвенная цель:
Подготовка к сворачиванию и разворачиванию бумаги, одежды. Развитие мелкой моторики, внимания.
Материал:
Пять салфеток, сшитых из ситца или льна. Салфетки размером 30x30 см или 25x25 см.
Линии, по которым мы будем сгибать, отмечены контрастной вышивкой или арандашом.
Развернутые салфетки лежат на подносе в определенном порядке друг на друге.
Презентация.
- Обращаем внимание ребенка на поднос с салфетками.
- Просим ребенка перенести поднос на стол.
- Поднос ставим перед взрослым на верхний правый угол стола, чтобы освободить место перед ребенком.
- Берем верхнюю салфетку и кладем перед ребенком.
- Указательным пальцем левой руки показываем на нижний левый угол салфетки, где начинается диагональная линия сгиба.
- Указательным пальцем правой руки проводим вдоль линии снизу вверх.
- Правой рукой берем нижний правый угол.
- Левую руку кладем ладошкой вниз на салфетку, на верхний треугольник - придерживаем.
- Нижний правый угол совмещаем с верхним левым углом салфетки. Левая рука остается внутри салфетки, а указательным пальцем правой руки придерживаем оба уголка.
- Вынимаем левую руку, поворачиваем салфетку линией сгиба к ребенку и проглаживаем ее обеими руками от середины в стороны.
- Указательным пальцем правой руки проводим вдоль линии сгиба слева направо, еще раз обращая на нее внимание ребенка.
- Отодвигаем салфетку в верхний левый угол.
- Берем следующую салфетку.
- Проводим указательным пальцем правой руки вдоль линии сгиба слева направо.
- Берем левой рукой нижний левый уголок салфетки, а правой рукой нижний правый уголок салфетки и совмещаем с верхними уголками, сначала с правым, а затем с левым.
- Разглаживаем линию сгиба обеими руками от середины в стороны.
- Еще раз обращаем внимание ребенка на линию сгиба, проводя вдоль нее указательным пальцем.
- Отодвигаем салфетку и кладем ее рядом с первой с правой стороны от нее.
- Берем следующую салфетку.
- Повторяем работу как с первой салфеткой (с 5 пункта по 11 пункт).
- Сейчас линия, по которой мы свернули салфетку, находится внизу, а вторая линия сгиба проходит вертикально. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке таким образом, чтобы вторая линия сгиба проходила с левой нижней стороны в правый верхний угол.
- Проводим вдоль линии сгиба указательным пальцем правой руки, берем нижний угол правой рукой, а левую ладошку кладем на верхний треугольник салфетки.
- Совмещаем правый нижний угол салфетки с левым верхним утлом, поворачиваем линией сгиба к ребенку и проглаживаем обеими руками в разные стороны.
- Кладем свернутую салфетку под первую, чтобы было видно, что она составляет половину ее.
- Берем четвертую салфетку и кладем ее перед ребенком.
- Повторяем работу, как со второй салфеткой (с п. 14 по п. 17).
- Поворачиваем салфетку по часовой стрелке так. чтобы линия, по которой мы свернули салфетку, была с левой стороны, а вторая линия сгиба располагалась
горизонтально. - Проводим вдоль второй линии сгиба слева направо, обращая на нее внимание ребенка.
- Левой рукой берем левый угол салфетки, а правой рукой берем правый угол салфетки (двойной).
- Совмещаем нижние углы с верхними и разглаживаем линию сгиба обеими руками в разные стороны.
- Кладем салфетку под вторую, так чтобы было видно, что она составляет ее половину.
- Берем последнюю салфетку и кладем ее перед ребенком.
- Показываем на точку в середине салфетки. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке на 45° углом к ребенку.
- Правой рукой берем нижний угол салфетки и заворачиваем его к метке в середине салфетки. Линию сгиба проглаживаем двумя руками в разные стороны.
- Поворачиваем салфетку по часовой стрелке так, чтобы следующий угол салфетки был направлен на ребенка. Загибаем его таким же образом, как и первый, и так все четыре угла салфетки.
- Свернутую конвертом салфетку кладем в самом низу, под всеми.
- Разворачиваем салфетки произвольно, в обратном порядке, начиная с пятой.
- Кладем салфетки на поднос в обратном порядке.
Пересыпание ложкой.
Материал:
две пиалы, поднос того же цвета, что и пиалы; ложка; зерно в левой пиале.
Примечание:
1. Зерно должно быть крупное, например горох, фасоль или чечевица, чтобы ребенок мог легко подобрать его пальчиками с подноса. Цвет зерна должен контрастировать с цветом подноса и пиал.
2 Ложка лежит на подносе между пиалами ручкой к нам, чтобы и правше, и левше было удобно ее брать.
Цель:
Научиться аккуратно, пересыпать зерно ложкой.
Косвенная цель:
координация движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Презентация.
- Ребенок приносит поднос на стол.
- Взрослый показывает, как нужно держать ложку: на указательный и средний пальцы правой руки кладем ручку ложки, сверху зажимаем большим пальцем.
- Левой рукой придерживаем левую пиалу, зачерпываем зерно ложкой, задерживая её над пиалой, ожидаем, чтобы упали лишние зерна.
- Переносим и высыпаем зерно во вторую пиалу.
- Повторяем до тех пор, пока левая пиала не опустеет. В процессе пересыпания можно слегка наклонять пиалу, чтобы было удобнее зачерпывать.
- Говорим ребенку: «Пересыпали». Кладем ложку перед подносом или с правой стороны от подноса. Наклоняем левую пиалу, чтобы ребенок увидел. что она пуста.
- Составляем пиалы на стол за поднос, обхватывая их двумя руками с обеих сторон: сначала левую, затем правую.
- Проверяем, не просыпались ли зерна на поднос. Если зерна просыпались, то подбираем их пальчиками и кладём обратно в пиалу.
- Ставим пиалы обратно на поднос, причем пиалу с зерном ставим слева, а пустую справа.
- Кладем ложку на поднос между пиалами.
- Предлагаем повторить ребенку.
Пересыпание из кувшина в кувшин.
Материал.
Поднос, два кувшина, в одном из кувшинов насыпано крупное зерно.
Примечание.
- Это должна быть чечевица, горох, фасоль или бобы.
- Кувшины могут быть стеклянными, прозрачными, керамическими, фарфоровыми. но не пластмассовыми. Кувшины не должны быть «пузатыми», их форма должна быть приближена к цилиндрической, может быть, с небольшим изгибом. Ручка должна быть достаточно большой, чтобы хотя бы два пальца педагога могли свободно пройти в нее. Кувшины стоят на подносе носиками друг к другу и ручками в разные стороны. Кувшин с зерном стоит с правой стороны.
Презентация.
- Предлагаем ребенку принести поднос на стол.
- «Сейчас будем пересыпать», - говорим ребенку.
- Правой рукой берем за ручку кувшина: средний и указательный пальцы правой руки просовываем в ручку, прижимая большим пальцем сверху. Указательным, средним, безымянным пальцами левой руки придерживаем за «живот» кувшина под носиком.
- Приподнимаем кувшин, наклоняем его над пустым кувшином и высыпаем зерно.
- Заглядываем в кувшин и убеждаемся, что он пуст. Предлагаем заглянуть ребенку.
- «Пересыпали», - говорим ребенку. Ставим кувшин на прежнее место. «Теперь проверим поднос».
- Составляем кувшины по очереди за поднос, беря их двумя руками и поворачивая ручкой к ребенку. Левый кувшин берем - левой рукой на ручке, правой рукой под «живот», а правый кувшин - наоборот.
- Проверяем поднос, если есть просыпанные зерна, то подбираем их пальчиками. Зерна кладем обратно в кувшин.
- Возвращаем кувшины обратно на поднос: правой рукой берем ручку левого кувшина, а левой рукой подхватываем его за «живот» и ставим с правой стороны подноса ручкой вправо. Этот кувшин с зерном. Ручку правого (пустого) кувшина берем левой рукой, подхватывая под носиком правой рукой, и ставим с левой стороны подноса, ручкой поворачивая влево, т.е. в первоначальное положение.
- Предлагаем повторить ребенку.
Переливание из кувшина в кувшин.
Материал:
Поднос; два кувшина, повернутые ручками друг от друга; в правом кувшине вода. Если кувшины прозрачные, то вода может быть подкрашенной. Маленькая губка или тряпочка, которая нужна для промакивания последней капли или вытирания подноса.
Цель:
Научиться переливать воду;
Косвенная цель:
координация движений, развитие мелкой моторики; развитие самостоятельности.
Презентации:
- Предлагаем ребёнку принести поднос.
- «Сейчас будем переливать», - говорим ребёнку.
- Вынимаем губку с подноса и кладём слева от него. Губку вынимаем для того, чтобы она не промокла раньше времени.
- Берем правой рукой ручку правого кувшина, точно так же. как при пересыпании, а левой рукой поддерживаем под «живот» кувшина, поднимаем и переливаем воду в пустой кувшин.
- Держим кувшин, пока вся вода не выльется, последнюю каплю промокаем губкой.
- «Перелили», - говорим ребенку. Можно заглянуть в кувшин, чтобы убедиться, что он пуст.
- «А теперь проверим, сухой ли у нас поднос?»
- Составляем кувшины за поднос, сначала левый, затем правый ручками к ребенку, так же. как при пересыпании.
- Осматриваем поднос, затем проводим по нему рукой, чтобы убедиться, что он сухой. Если поднос мокрый, его следует протереть губкой или тряпочкой.
- Ставим кувшины обратно на поднос. Ручку левого кувшина (с водой) берем правой рукой, а левой поддерживаем его под носиком. Кувшин ставим с правой стороны подноса ручкой вправо. Ручку правого кувшина (пустого) берем левой . рукой, а правой поддерживаем пол носиком. Ставим его с левой стороны ручкой влево.
- Губку кладем между кувшинами.
- Предлагаем ребенку повторить работу.
ГРУППА МАТЕРИАЛОВ: ЗАБОТА О САМОМ СЕБЕ.
Рамка с пуговицами.
Материал:
деревянная рамка 30x30 см, на рамку натянута ткань, состоящая из двух половинок. На одной половинке прорезаны пять вертикальных петель, а на другой пришиты пять пуговиц диаметром два сантиметра.
Нужно, чтобы пуговицы хорошо были видны на ткани, по краю пуговицы должен быть бортик, чтобы пальчики ребенка не скользили при работе.
Цель:
Научиться расстегивать и застегивать пуговицы.
Косвенная цель:
Развитие мелкой моторики, концентрации внимания; развитие самостоятельности.
Презентация.
- Показываем ребенку, где находятся рамки - застёжки и предлагаем взять рамку с пуговицами.
- Кладем - рамку таким образом, чтобы половинка с петлями была справа.
- Расстегивать начинаем сверху. Двумя пальцами правой руки (указательным и средним) приподнимаем правый край верхней пуговицы, а большим пальцем придерживаем пуговицу сверху.
- Двумя пальцами левой руки (указательным и средним) приподнимаем край ткани у петли, а большим пальцем прижимаем её сверху.
- Одновременным движением обеих рук раздвигаем пуговицу и ткань в разные стороны. Петелька как бы открывается.
- Наклоняем пуговицу в петлю и просовываем её туда.
- Убираем руки. Теперь правой рукой (теми же пальцами) берем ткань, отгибаем ее, указательным пальцем левой руки показываем на краешек
пуговицы, виднеющийся из петли. - Тремя пальцами (указательным, средним и большим) левой руки берем краешек пуговицы, виднеющийся из петли (правая рука в это время держит ткань), и вытаскиваем пуговицу из петли.
- Отгибаем ткань с петлёй, показывая, что пуговица расстегнута.
- Таким образом расстегиваем еще две пуговицы, затем предлагаем повторить ребенку.
- Когда расстегнуты все пуговицы, говорим ребёнку: «Расстегнули». Отгибаем обе половинки ткани. При отгибании правой половинки ткани левая рука держит ее верхний угол, а правая - нижний. При отгибании левой половинки - наоборот.
- «А теперь будем застёгивать». Закрываем обе половинки ткани. Застегивать начинаем сверху.
- Тремя пальцами правой руки берем ткань у верхней петли. Указательный и средний пальцы кладем снаружи на ткань, а большой палец с внутренней стороны ткани. Отгибаем ткань.
- Тремя пальцами левой руки берем пуговицу. Указательный и средний пальцы подсовываем под пуговицу, а большим зажимаем сверху. Просовываем пуговицу наполовину в петлю. Отпускаем и ткань и пуговицу.
- Меняем руки. Правая рука берет пуговицу, высунувшуюся из петли, а левая рука берет ткань у петли. Работают те же пальцы. Одновременным движением обеих рук раздвигаем ткань и пуговицу в разные стороны, протаскивая пуговицу в петлю
- «Застегнули», - говорим ребенку.
- Застегиваем таким образом еще одну или две пуговицы, а затем предлагаем ребенку
- Когда все пуговицы застегнуты, делаем проверку. Обе ладошки кладем на половинки ткани и растягиваем их в стороны. Если какая-нибудь пуговица не застегнута, то это будет видно. Если застегнута плохо, то пуговица расстегнется.
Рамка с кнопками.
Материал:
рамка с пятью металлическими кнопками.
Рамка состоит из двух половинок, сшитых из ткани или кожи.
Цель:
научить ребенка расстегивать и застегивать кнопки.
Косвенная цель:
концентрация внимания, координация движений; развитие мелкой моторики; развитие самостоятельности.
Презентация.
- Предлагаем ребенку отнести рамку на стол.
- Кладем ее таким образом, чтобы верхняя половинка была справа.
- «Это кнопки, и сейчас мы их будем расстегивать»
- Тремя пальцами левой руки: указательным, средним и безымянным придерживаем ткань на левой половине рамки у верхней кнопки,
- Указательный и средний пальцы правой руки кладем на ткань у верхней кнопки, а большим пальцем отгибаем ткань и тянем до расстегивания.
- Повторяем то же с другой кнопкой, затем предлагаем повторить ребенку.
- Когда все кнопки расстегнуты, раскрываем обе половинки ткани. Правую половинку ткани раскрываем так: левая рука держит верхний уголок, а правая рука - нижней угол. На левой половине ткани руки меняются.
- «Расстегнули».
- «А теперь будем застегивать).
- Тремя пальцами правой руки (указательным, средним и большим) отгибаем верхнюю кнопку.
- Указательным пальцем левой руки показываем ребенку углубление на одной части кнопки и штырек на другой.
- Тремя пальцами правой руки держим верхнюю кнопку, причем указательный палец лежит на кнопке, а большой придерживает ткань снизу.
- Накладываем кнопку углублением на штырек и указательным пальцем надавливаем до тех пор, пока не послышится щелчок.
- Так же застегиваем еще одну кнопку, затем предлагаем ребенку застегнуть остальные:
- Когда все кнопки застегнуты, делаем проверку - растягиваем в разные стороны обе половинки ткани ладошками.
Рамка с ремнями.
Цель:
научить ребенка застегивать и расстегивать ремни.
Косвенная цель:
развитие самостоятельности, концентрация внимания, координация движений, мелкая моторика
Материал:
деревянная рамка, на которую натянуты две половинки кожи. Обе половинки соединены четырьмя ремнями.
Презентация.
- «Это рамка с ремнями. Мы ее будем расстегивать и застегивать».
- Предлагаем ребенку отнести рамку на стол.
- Рамка кладется на стол таким образом, чтобы концы ремней смотрели на ребенка.
- Двумя пальцами правой руки (указательным и большим) беремся по краям петли застежки.
- Двумя пальцами левой руки (указательным и большим) берем конец верхнего ремня и проталкиваем его в петлю застежки вправо, так чтобы получились «воротца» в виде арки.
- То же самое проделываем со вторым ремнем, затем предлагаем ребенку повторить операцию с другими ремнями.
- Затем большим и указательным пальцами левой руки беремся за петлю застежки, а большим и указательным пальцами правой руки беремся за «воротца» и вытягиваем конец ремня из петли.
- То же проделываем со вторым ремнем, затем предлагаем ребенку продолжить с другими ремнями.
- Берем конец верхнего ремня двумя пальцами правой руки-(большим и указательным), и тянем ег© вправо до тех пор, пока не выскочит из дырочки язычок застежки. Тогда ремень отпускаем. Левая рука в это время придерживает левую половину ткани у этого ремня.
- Так же расстегиваем второй ремень, а третий и четвертый предлагаем ребенку.
- Указательным и большим пальцами левой руки беремся за язычок застежки, а указательным и большим пальцами правой руки беремся за ремень (не за конец!) и вытягиваем конец ремня из петли. Кладем конец ремня поверх петли.
- То же проделываем со второй петлей, а затем предлагаем ребенку.
- «Расстегнули все ремни».
- Раскрываем обе половинки рамки, затем закрываем обе половинки рамки.
- «А теперь будем застегивать».
- Поправляем петли, вытаскиваем их из-под правой половинки рамки.
- Берем указательным и большим пальцами правой руки за конец ремня, а большим и указательным пальцами левой руки за края петли и просовываем ремень в петлю.
- То же проделываем со вторым ремнем, а затем предлагаем ребенку.
- Берем указательным и большим пальцами правой руки конец ремня и отгибаем его направо, тянем. Указательным пальцем левой руки вставляем язычок в дырочку и придерживаем его.
- Отгибаем конец ремешка налево и смотрим, показался ли язычок в отверстии. Отпускаем руки и указываем ребенку на показавшийся кончик язычка.
- То же со вторым ремешком, затем предлагаем ребенку.
- Берем большим и указательным пальцами правой руки конец ремешка, а указательным и большим пальцами левой руки петлю застежки и просовываем конец в петлю до получения небольших «воротец».
- То же со вторым ремешком, а затем предлагаем ребенку.
- Указательным пальцем правой руки надавливаем на «воротца», а большим и указательным пальцами левой руки поддергиваем конец ремешка.
- То же со вторым, а затем предлагаем ребенку.
- «Застегнули».
- Проверяем, растягивая обе половинки рамки в разные стороны ладошками.
Сенсорная зона
ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ
Материал
Деревянная коробочка с крышкой, в которой лежат три пары цветных табличек: синие, желтые, красные.
Цель
Прямая.
Научиться различать основные цвета, развивать зрительное восприятие цвета.
Косвенная.
Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.
Задача.
Подобрать пары табличек по цвету.
Презентация
- Учитель показывает ребенку, как переносят коробочку: закрытой, двумя
руками, придерживая за дно. - Ребенок переносит коробочку на рабочее место.
•Работать можно и на столе, и на ковре.
3. Учитель ставит коробочку примерно посередине стола, ближе к ребенку. Открывает крышку и ставит коробочку на край крышки так, чтобы коробочка стояла наклонно вперед.
•При этом таблички меньше падают в коробке, их удобнее доставать.
4. Учитель показывает ребенку, как достают таблички из коробочки: тремя пальцами правой руки за уголок белого канта.
•Табличку всегда берут только за белый кант, не прикасаясь руками к цветному полю.
5. Предлагает ребенку достать все остальные таблички, раскладывают их на столе в беспорядке.
•Если нужно, учитель их перемешивает: аккуратно перекладывает, держа их за белый кант.
6. Учитель берет одну табличку, кладет ее вертикально в левый верхний угол стола.
•Обычно это красная табличка.
- Говорит ребенку, указывая на остальные таблички: «Сейчас мы найдем здесь табличку такого же цвета». Поочередно берет другие таблички, подносит их к первой и сравнивает по цвету.
- Найденную парную табличку кладет справа от первой.
•Таблички лежат так, что их цветные поля находятся рядом, а от следующей пары они отделены белым кантом.
- Аналогично подбирает остальные пары.
- Перемешивает таблички и предлагает ребенку подобрать пары самостоятельно.
Математическая зона
Веретена
Цель: (п) сопоставить количество чисел и символов, тренировка в прямом и обратном счете, знакомство с 0.
(к) подготовка к работе с золотым материалом.
Материал: 2-е коробок разделенная каждая на 5 ячеек, в торце каждой написаны числа от 0 до 10 (55 веретен).
Возраст:
Презентация
Основной интерес: ощущение нарастания количества от 1 до 9; 0. «это веретена»
1. Подготовка (коробок приносят воспитатель с ребенком). Воспитатель берет заранее 0 с шершавой цифрой.
Воспитатель показывает: «Я тебе покажу как мы будем их брать и считать» (берем правой рукой в левую и раскладываем на раскрытую ладонь, обхватывая веретено).
3. «А теперь ты попробуй» (ребенок пробует).
4. «А теперь будем считать веретена» (воспитатель показывает цифру 1 – что это? «1» - говорит ребенок.)
Воспитатель берет веретено 1 – закрывает ладонь, подносит зажатое веретено к ячейке и правой рукой перекладывает в ячейку, говорим «один», точно также «2, 3, 4…»
5. Предлагает ребенку самому разложить дальше (ребенок разлаживает)
6. «Посмотри, здесь веретен нет?» (контроль).
7. Проверяет воспитатель вместе с ребенком (пересчитываем).
8. «Ты все заполнил ячейки?»
- нет, а где?
- ничего нет – это ноль.
9. - Против часовой стрелки
- Шершавая табличка
«Я тебе покажу, как пишется ноль» (предлагает написать ноль на манке, на бумаге) (если ребенок ошибся, повторяется презентация.)
Чипсы: тестовый материал
Материал: коробочка, в которой находится 65 чипсов и картонка с числами от 1 до 10.
Прав-е (объемные пластмассовые цифры), салфеточка, пространство
Цель: (п) проверить как заполнил счет, как запомнил символы и сопоставление символов.
(к) он помогает другим закрепить предстоящее и дает представление о четных и нечетных числах.
Возраст: с 3,5 – 4 год.
Основной интерес: четные – нечетные.
Презентация
1. Воспитатель показывает материал «это чипсы»
2. Приносим материал на стол (ребенок – корзину, воспитатель – салфетки).
3. Воспитатель раскладывает салфетки, достает числа (просит ребенка разложить числа по порядку 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
4. А теперь я покажу тебе, как мы будем считать и раскладывать, показываем.
5. 1 ряд называет числа ребенок
2 ряд называет числа ребенок
- палочкой показываем сначала а потом выдвигаем (заострить внимание ребенка на разнице между четным и нечетным числом).
6. Ребенок самостоятельно
7. Убираем на место (д-м продвинутым: это четные, это - нечетные).
Введение символов от 1 до 10.
Материалы: шершавые цифры (картонные от 0 до 9, они зеленого цвета).
Цель: (п) введение символов, подготовка к знакомству с числами, к сопоставлению количеств и символов.
Возраст: от 3-х лет и старше.
Особый интерес: шершавая поверхность символов.
Презентация
1. Подготовка «Это шершавые цифры» (работают на столе, приносим).
2. Воспитатель достает 3 карточки 1, 2, 3 – перед ребенком, обследует:
I ст. – воспитатель берет 1 карточку с цифрой 1 (ставит, чтобы было удобно и ребенку и взрослому) – фиксирует положение рук ребенка при обследовании (правой обследуем, левой держим)
- показываем откуда начинаем – сверху, 2 – 3 с поддержкой.
- пододвигаем цифру к ребенку «а теперь обведи ты…» (когда ребенок обводит, воспитатель произносит «Один – это один»)
- точно также презентация цифры 2, 3 и др.
II ст. – «Обведи цифру 1, 2, 3» многократно проигрываем эти понятия: дай, принеси, положи, спрячь… если ребенок путается, возвращаемся к 1 (7-8 мин., больше не надо).
III ст. – пододвигать к ребенку карточки (просим обвести: что это? 1, 2, 3). 0 – не даем, только от 1 до 9.
На следующий день: что это?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/22/picture-283308-1377125735.jpg)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/28/picture-272802-1561726259.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333900-1383571966.jpg)
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944364-1504626229.jpg)
Дополнительная программа "Умелые ручки"
Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей дополнительн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1452303-1674499420.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/25/picture-1176362-1682432045.jpg)
Дополнительная программа «Умелые ручки»
Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки»...