Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим творчество»
проект по рисованию

Проект предназначен для детей от 4 до 7 лет. проект долгосрочный, познавательный, направленный на художественно - эстетическое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._proet_po_hud-estet._vosp._detey.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста  «Мы любим  творчество»

Воспитатель: Гладских Татьяна Васильевна

Тип проекта Творческий, практический, познавательный.

Вид проекта: долгосрочный

Кадры: воспитатель, специалисты детского сада.

Срок реализации проекта: с  октября  по  май

Возраст детей: 4-7  лет

Форма проведения:

- ООД

- Свободная деятельность

- Режимные моменты: утренние и вечерние часы.

  Пояснительная записка

В образовательном пространстве дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. 

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Одним из важнейших факторов развития эстетического творчества детей является использование в работе с детьми нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.

Проект «Мы любим творчество» разработан для детей 4 - 7 лет. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.    Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Проект призван научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки аппликации, рисования и лепки. Осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.

      Актуальность

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

     Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения к школе. Решение проблемы у дошкольников лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

     Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи Марионилла Максимовна Кольцова пишет: «Движение пальцев рук в ходе развития человечества, оказалось тесно связанным с речевой функцией». Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов, лепке. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Новизна проекта состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у детей творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, оригами, лепка из теста, бумагапластика и др.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: развитие художественного творчества и активизация творческого потенциала через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Проект предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

    Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.

    Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта.

    Творческие задачи - это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами.

Задачи:

1. Дать знания о нетрадиционных техниках рисования, видах изобразительной и прикладной деятельности.

2. Научить создавать свой неповторимый образ, проявлять фантазию, воображение.

3. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

4. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, тиснение, тычкование, рисование нитью, кляксография и т. д.)

5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, прикладной деятельностью; стимулировать совместное творчество с детьми.

Предполагаемый результат:

1. Дети освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки с различными материалами.

2. Способствование самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулирование стремления быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.

3. Овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

4. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

5. Повышение компетентности родителей по использованию нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместной творческой деятельности.

Средства обучения:

печатные - (раздаточный материал, книги),

электронные - (сетевые ресурсы),

 аудиовизуальные - (слайды, аудиозаписи),

наглядные - (иллюстрации, картины),

демонстрационные - (макеты, муляжи, модели).

Методы обучения:

словесные - (объяснение, рассказ, описание),

наглядные - (наблюдения, показ способов действия),

практические – (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.

Критерии оценки результативности проекта

Диагностика по методике Комаровой Т. С. по двум направлениям:

анализ продуктов детской деятельности;

выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

- передача формы

- строение предмета

- передача пропорции предмета в изображении

- композиция

- передача движения

- цвет

Критерии творческого развития:

- продуктивность

- разработанность образа

- оригинальность

- качество

Формы работы

Работа с родителями

- Беседы с родителями.

- Консультации для родителей.

- Оформление уголка для родителей по данной теме.                                                                         Выставка (коллективные работы детей).

- Семейная творческая деятельность.

     - Демонстрация занятий с детьми.

- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).

Работа с детьми

- Совместная деятельность взрослого и ребенка;

- Самостоятельная деятельность детей;

- Рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;

- Чтение и обсуждение художественной литературы, рисование иллюстраций;

- Игры и упражнения;

- Наблюдение за природой;

- Рассматривание и обсуждение предметов;

- Динамические паузы, физкультминутки;

- Оформление выставок.

Используемая литература:

• Дубровская Н. В. «Аппликация из гофрированной бумаги». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

• Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. подделки из тарелок. Для дошкольников и младших школьников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

• Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

• Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.

• Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».                                                                                                               • Никитина А. В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007

• Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1,2 часть.

• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

• Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Испания - страна вечного праздника!" для детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПРОЕКТА «Испания – страна вечного праздника!»Автор проекта: Пастухова Елена Ивановна Цель проекта: расширять представления детей об окружающем мире; воспитывать у детей интерес к культу...

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организованная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности  "Морковка нос, в руке метла, боится солнца и тепла"Цель: учить передавать в рисунке своё отношение к зи...

Проект по художественно-эстетическому воспитанию "Святки" для детей младшего дошкольного возраста.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческ...

Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине,  является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...